Общее

Тренировка навыков управления собственными эмоциями

Чем здоровее физическое тело, чем лучше развит навык расслаблять его и убирать все эти зажимы, и мышечные блоки, тем проще управлять собственными эмоциями. Тут ситуация такая — можно начитаться сколько угодно книжек, можно быть сколь угодно умным, но в ситуации стресса человек привычно падает в эмоции и не в состоянии действовать эффективно. Выйдя из ситуации, он что угодно сильно умно объяснит, но в самой ситуации — вот так.

Это типичнейшая проблема, когда люди в ситуации малейшего стресса просто не в состоянии даже руководствоваться своими какими-то прошлыми решениями, какими-то разумными рассуждениями. Когда они просто поддаются чужому влиянию, например, или вообще оказываются не в состоянии действовать никак.

Типичный пример – женщина с криком: «Мама!» — бросает руль и закрывает лицо руками. Преувеличение, конечно, но многие взрослые, и многие дети, подростки, именно так себя ведут.

И здесь надо, конечно, с этим работать двумя путями:

путь внутренней работы с телом
путь тренировок.
Приведу взрослый такой пример. Для многих стрессом является собеседование.

Но если человек хочет работать в определённой компании, перед этим он идёт на три, на пять собеседований в другие компании, где он заведомо не хочет работать, и он ставит себе целью, специально ставит себе целью выглядеть там как можно нелепее, то есть ставит себе цель реализовать все свои страхи.

Боится не знать ответов на вопросы — значит честно там говорит: «Знаете, ответы на эти вопросы я не знаю». Даже если знает. Боится как-то плохо выглядеть — значит идёт и плохо там выглядит. Боится забыть что-то — значит идёт и говорит: «Я забыл что-то». Боится документы не принести, значит идёт без документов.

То есть развлекается по максимуму. Три раза, пять раз, сколько надо, пока вся ситуация не станет привычной активностью, даже весёлой, где-то развлекающей. После чего он проходит собеседование в компании своей мечты намного круче, чем если бы сразу туда пошёл с этими страхами, с этими зажатостями.

Аналогичный пример. Есть у нас такой известный тренер NLP, Фрэнк Пьюселик. И он как-то рассказывал, как его учили быть тренером. Он боялся, что на сцене он что-нибудь не то натворит, и ему его тренер дал следующее задание. Он ему сказал, чтобы каждый раз, выходя вести тренинг, он творил что-нибудь из своего самого большого страха. Ну и Фрэнк целый месяц выполнять это задание.

Он выходил с расстёгнутой ширинкой, он рассыпал все бумаги, все фломастеры, он падал на сцене. Он каждый раз должен был придумать какую-то новую, нелепую ситуацию, какой-то свой косяк, провал, и сделать это. То есть он забывал слова, он забывал тему, он путал. Дошло даже до того, что он просто приходил в зал, садился на первый ряд, и начинал возмущаться тем, где тренер, почему так задерживается. Почему вот до сих пор тренинг не начался, а потом выходил и вёл этот тренинг.

Впрочем, как вы думаете, что выяснил Фрэнк?

Я думаю, что вы удивитесь, но выяснилось что никакие его косяки, никак особо не сказываются на дальнейшем тренинге, а наоборот участники начинают к нему лучше относиться, начинают с ним больше сближаться, и прочее.

И это такое отличное упражнение на формирование стрессоустойчивости. Когда человек заранее ставит себе цель, вот сейчас облажаться, или сейчас что-то такое сделать совершенно нереальное и неприемлемое, и потом ровненько идёт и эту цель реализует.

Работает просто великолепно!

Через несколько таких действий человек снимает страх ряда ситуаций, и это его жизненный опыт, его внутренняя сила и прочее. Ну, разумеется, это всё должно быть достаточно безопасно и безобидно, не нарушать права других людей, не нарушать общественный порядок, но очень и очень такой хороший вариант. И таким образом можно снять, разрешить ряд вот реально взрослых и детских проблем.

Знаете, как у клоунов задание, упасть так чтобы над ним смеялись. Если человек идёт с таким заданием это делать, в какое-то такое публичное, постороннее место, то это для его личной силы, внутренней силы, даёт намного больше.

Получается такая, достаточно парадоксальная вещь, что настоящим лидером может быть только человек, у которого есть этот опыт падений.

По данным статистики, многие по-настоящему богатые люди имеют опыт банкротств. Имеют опыт того, что их бизнес полностью прогорел под ноль, они остались в серьёзных долгах. Есть такая притча. Идут два человека, один работяга с завода, тысячу долларов в месяц зарабатывает, не знает, как ему что-то купить, а второй бывший мультимиллионер идёт. У него долгов несколько миллионов долларов, он банкрот.

Через год идут эти же два человека. Работяга с завода зарабатывает тысячу сто долларов в месяц, в лучшем случае, бывший мультимиллионер стал реальным мультимиллионером, у него новый бизнес, у него всё очень и очень неплохо в жизни, хотя год назад второй был беднее на несколько миллионов долларов. Он был банкротом.
И опыт проживания этих страхов, опыт проживания этих падений, опыт таких действий, он очень и очень много даёт для лидерства.

Можно такие действия сделать с какой-то поддержкой, возможно, это можно сделать на спор, возможно, это, можно сделать самостоятельно, а потом рассказать.

И надо просто поискать, какие социальные страхи, комплексы, барьеры, ограничивающие убеждения, даже какие-то фразы. И потом подумать, где, в каких обстоятельствах, это можно прожить и реализовать.

Ну, и желательно конечно чтобы это не был классный коллектив, где ребёнок ежедневно ходит, чтобы это были какие-то посторонние места.

Потому что начинать так сразу жёстко с классного коллектива, это будет стрёмненько, я бы так сказала.

Надя пишет, что дочка в четыре года сильно расстраивается, если кто-то над ней посмеялся, например она не поёт, она слова песни не знает. Надя приучает к тому, что мало ли кто что сказал.

Конечно не помогает.

Я же предлагаю сделать ровно противоположную вещь!

Есть метод парадоксальных интенций Франкла, такой очень работающий, хороший инструмент, очень его люблю. Смысл в том, что дать дочке задание своим пением вызвать как можно больше смеха и замечаний. Раз, два, три, игра такая.

Получается что, первая часть реакции, должна быть озвучить эмоции, что ты расстроилась, что тебе так сказали, ты разозлилась, ты на него обиделась, ещё что-то, то есть проговорить дочкины эмоции: «А где твоя обида живёт?». То есть проговорить дочкины эмоции, признать право на их существование.
А вторая часть — это предложить дочке игру, именно игру. Как спеть так, чтобы сделали замечание. Как сделать так, чтобы знаешь, как клоун в цирке, чтобы как можно больше людей посмеялось. То есть так сказать, если перевернуть эту ситуацию, что её цель вызвать замечание.