Общее

Кризис привел в бизнес. Свое предприятие

У жительницы Ессентуков Светланы ФИНЬКО свой бизнес – небольшая фирма, распространяющая медицинское оборудование, «Медалана». И активная жизненная позиция. Она помогает женщине стать независимой от обстоятельств. «В свое время именно она позволила нашей героине состояться в новом для себя виде деятельности…

– Имея диплом фельдшера, десять лет я проработала заведующей здравпунктом крупнейшего предприятия, – вспоминает Светлана. – Я обслуживала 2300 человек. Проводила обследования, диспансеризацию, профилактику, лечение… Серьезная, ответственная работа. Но в 1998 году – в тяжелое для всех время – меня сократили.

Жизни вне медицины я себе тогда не представляла. Между тем по очень странному закону медицинский стаж на ведомственном предприятии не засчитывался. Так что вернуться в здравоохранение я могла только на минимальную зарплату. А у меня двое детей. И муж – тоже медработник, зарабатывавший очень немного, к тому же студент-заочник университета. Зарплату медицинским работникам в то время могли задерживать до нескольких месяцев.

Год я просидела на пособии. Подрабатывала продавцом на рынке. Делала массаж по детским садам. И очень болезненно переживала перемену. Но наконец, мой хороший друг, назначенный главврачом в наш большой санаторий «Аврора», предложил мне место в отделе реализации путевок. Медицина и курортология – родственные области, решила я. Согласилась. И почувствовала себя на своем месте.

У меня была работа во многом командировочного характера. Я представляла санаторий на выставках, рассказывала о ценах и услугах, вела переговоры, заключала договоры. То, что не умела, быстро освоила.

В то время была война в Чечне. А это 220 километров от Ессентуков. И мне приходилось убеждать людей, что минеральная вода течет, лечебная грязь добывается, персонал по-прежнему вежлив. А главное, в городе не ездят танки и не стреляют пушки.

Кроме того, была и еще одна сложность. У предприятий тогда не было денег. И я, как начальник отдела (эту позицию я вскоре заняла), нередко заключала с нашими партнерами сделки по бартеру. В частности, мы меняли путевки на медицинское оборудование. Так у меня образовались связи с производителями медтехники, которые мне пригодились, когда я открыла свой бизнес.

Произошло это так. Мне предложили взять готовое предприятие, которое относилось к Всероссийскому обществу инвалидов. Тогда это была практически не налогооблагаемая база. Единственное условие – в штате предприятия должно было быть не менее 50 процентов инвалидов. Но я была только рада помочь людям с ограниченными возможностями. Бухгалтер у нас был с ДЦП – очень умный парень, отлично справляющийся со своими обязанностями. Как и оператор по электронно-вычислительным машинам, который оперировал левой рукой, потому что правой кисти у него нет. У секретаря был силикоз легких, который она получила, долгие годы трудясь в Метрострое.

Занявшись бизнесом, я была вынуждена перестраиваться психологически. Но еще долго у меня сохранялся синдром белого халата. Я выслушивала людей, сочувствовала, нередко шла на соглашения, идущие вразрез с интересами моей фирмы. В то же время, когда отказывали мне, я не проявляла настойчивости и просто уходила. Как у Некрасова: «И пошли они солнцем палимые…» Вот и весь народ у нас так!

Но со временем я поняла, что нужно уметь добиваться своих целей – быть жестче, настойчивей, наглее, хитрее, терпеливее. Откажут – выждать паузу и вновь появиться: «Давайте еще раз попробуем посотрудничать!» При этом лучше общаться с людьми легко, с юмором. Тогда партнерам будет приятнее иметь с тобой дело. И больше шансов на успех.

В то же время для меня всегда было важно не изменять собственным принципам. Вот я слушала разные лекции по менеджменту. Один специалист, в частности, советовал относиться к персоналу жестко, раз в год кого-нибудь увольнять, чтобы остальные были в тонусе. Я так не могу и не хочу.

Я всегда была рада, когда работающие у меня студенты-заочники уезжали на сессию. Всегда поддерживала, когда кто-то уходил в декрет. И продолжаю держать в штате инвалидов, хотя из-за изменения законодательства в один момент все наши льготы как предприятия, на котором работают люди с ограниченными возможностями, были отменены.

Предприятие вообще не раз переживало трудные времена. Нам приходилось менять названия, телефоны, офисы. Пережили дефолт. Грандиозный провал был, когда у меня умер муж – близкий человек и помощник… Но несмотря ни на что, предприятие выжило. Спасибо моим сыновьям, моим сотрудникам, моим друзьям. В тяжелую минуту они были рядом. И дальнейшая работа предприятия – во многом их заслуга. Предприятие – это не название. Предприятие – это люди, связи, опыт, который ты нарабатываешь, знания.

Сейчас я отношу себя к еще только формирующемуся в нашей стране среднему классу. На своей пластиковой карте я в этом году достигла суммы миллион рублей. У меня есть отечественный автомобиль и дом. Мои сыновья учатся в хорошем университете на инженеров и работают.

И я не могу разделить себя и предприятие. Даже офис фирмы и то находится в моем частном доме. Я посчитала, что мне выгоднее выделить под него комнату, чем платить 30 тысяч аренды. Тем более, с развитием коммуникационной связи, бухгалтер и менеджеры успешно работают по свободному графику и на дому. А мы с двумя инженерами ездим по командировкам.

Мы – небольшая фирма-дилер. Некоторые говорят – спекулянты. Но я считаю, что мы занимаемся очень полезным делом. Ведь наш товар – высокотехнологичное медицинское оборудование. Чтобы познакомить с ним покупателей – продемонстрировать возможности, рассказать, научить пользоваться – нужно проделать немалую работу. В то же время мы осуществляем и обратную связь – рассказываем российским производителям о том, как показывает себя их продукция на практике.

И еще я люблю свою работу за то, что она позволяет мне общаться с образованными, высокоинтеллектуальными, интересными людьми. Общаясь с ними, становишься на ступеньку выше, полученные знания никогда не пропадают зря. А еще – много передвигаясь по нашей стране, бываешь в необыкновенно красивых местах, понимаешь, насколько уникальна наша страна и сколько в ней живет замечательных, добрых, умных людей.

Когда я дома, обычно работаю с 10 до 19 часов. Полноценно в отпуске я была последний раз в 2001 году. То есть с тех пор как я занялась бизнесом, если я просто отдыхаю, я нервничаю. Поэтому, чтобы отдохнуть, допустим, на Каспии, я предварительно обзваниваю местные больницы и санатории. Потом приезжаю с рекламой. И день купаюсь в море, день работаю. В командировках у меня с собой ноутбук. И максимум я была без связи три дня. Друзья из Домбая просто «украли» меня тогда полазить по горам.

По заграницам я не езжу. Впрочем, я живу на курорте. И когда ко мне приезжают партнеры, я, конечно, везу их по минеральным источникам, горнолыжным курортам и прочим нашим достопримечательностям. И вместе с ними радуюсь и отдыхаю. Представляю себя как игрушку-неваляшку. Если меня толкнуть, я поднимаюсь. И даже если меня сильно толкают, я все равно поднимаюсь и продолжаю идти к нашей цели.

Никогда не унывайте, не сидите дома в четырех стенах и не варитесь в своих проблемах! Общайтесь, слушайте коммерческие предложения, ищите единомышленников и партнеров, развивайтесь и учитесь у других, любите этот мир и близких, помогайте людям, не делайте зла, не будьте безмолвными и равнодушными – и все у вас получится. Пусть будут трудности (а они будут обязательно!), не опускайте тут руки, боритесь! И ваша победа будет замечательной и радостной!»