Общее

Как научить ребёнка управлять своими эмоциями

Редко кто из взрослых людей понимает, для того чтобы чем-то управлять, это надо хотя бы осознавать. То есть, если эмоции управляют мной, если я разозлилась, и давай как-то эту злость выплёскивать наружу, или если я разозлилась, но мне злиться нельзя и я это автоматом неосознанно подавляю, то управлять я этим не могу.

Первое, чему нужно учиться и взрослым, и детям, это отслеживать свои эмоции и называть их. И надо стараться, отслеживать их локализацию в теле.

Проговаривание эмоций
И тогда вы своим детям можете помочь таким образом. Вначале, когда ребёнок ещё маленький, мама вполне может, просто, автоматически, приучать саму себя, к тому чтобы называть детские эмоции: «Ты расстроился», «Ты обиделся». Например, прибегает ребёнок: «Меня Катя ударила» — значит тебе больно, ты расстроился, обиделся на Катю, ты злишься. «Я сейчас пойду дам сдачи»- ты злишься на Катю, да, я понимаю, ты злишься на Катю.

В процессе повседневного общения с ребёнком, сразу же надо учиться называть его эмоции, и тогда через какое-то время ребёнок сам будет их называть. То есть для ребёнка будет нормальным, сказать, что я на тебя обиделся, я на тебя злюсь, я боюсь.

Здесь такой момент, что нельзя ребёнка ругать за эмоции, наоборот, надо принимать и поддерживать то, что он их осознаёт и называет.
Это первая часть такой ещё более детской работы, когда само называние эмоции снижает интенсивность переживаний в несколько раз.

Для взрослых это мы тоже всегда рекомендуем. Например, человек идёт на собеседование и как-то начинает тревожиться, волноваться, переживать. И если он скажет: «вы знаете, я так сейчас волнуюсь…», его волнение сразу раз в пять, десять уменьшается.

Если вы не пробовали, то попробуйте, очень работающий приём. И это, в том числе, манипулятивный приём перед более высокопоставленными, более взрослыми людьми.

Например, я так всегда сдавала дипломные работы, курсовые работы, где сидит комиссия, то у меня чётко шла эта манипуляция. Я выхожу защищаться, смотрю на них и говорю: «Вы знаете, я так волнуюсь, так переживаю, так вас боюсь…».

Я расслабилась, и они сразу начинают относиться доброжелательно. Что я не зажата, что я не в какой-то своей раковине, на своей волне, а глядя им в глаза, честно так с ними общаюсь.

То есть для меня это была чётко отработанная схема того, как понравиться комиссии, для них это тоже не выглядело манипуляцией. Для них это выглядело как искренность, которой нам всем так не хватает. И соответственно, большинство членов комиссии мне оценку готовы были повысить на балл за счёт этой симпатии, от озвучивания моих переживаний, и возвеличивания их. Это же я перед ними волнуюсь, это они у меня вызывают такие мои эмоции. Озвучивание эмоций является очень хорошим психологическим приёмом. Помогающим, в том числе, и устанавливать правильный контакт с вышестоящими людьми.

Когда вам надо, чтобы сработало такое более, скажем так, отеческое или материнское отношение, то такие моменты, они хорошо срабатывают, и хорошо бы этому научить своих детей. Потому, что вы сразу их учите правильным действиям, а не ошибкам. Тогда, как в нашем обществе эмоции просто тупо запрещают иметь. Их заставляют подавлять. К чему это ведёт в более взрослом возрасте?

Тело взрослого человека, который сам осознанно с этим не работал, превращается в такой панцирь из мышц, и если их массажист начинает массировать, то больно в каждой точке тела. Вот куда не ткни, если ткнуть, то человек от боли начинает орать. Потому что все подавленные за всю жизнь эмоции оказываются заблокированные в его теле. А начинать надо с того, чтобы ребёнок имел право проговорить эту эмоцию, и пока что, вначале, вы научили.

Причём здесь нормальное явление, когда вы говорите: «Ты, наверное, злишься», — «Нет, я не злюсь, я там что-то другое». Или: «Ты обиделся»,- «Нет, я не обиделся, я её ненавижу». Ну, какие-то такие ответы, это тоже всё хорошо. Главное, приучать ребёнка называть эти эмоции.

Второй этап, после просто называния эмоций — это приучать ребёнка находить локализацию этих эмоций в теле.

Локализация эмоций в теле
Эта штука у нас ещё менее известна, то есть если про называние эмоций детские психологи ещё более-менее пишут, то про локализацию эмоций, чувств, переживаний в теле, почти никто не говорит.

Это ещё более важный навык. Надо конкретно спрашивать ребёнка: «А где у тебя эта злость? Покажи мне ее, пожалуйста, рукой, пальцем». И тогда ребёнок учится не только обращаться со своими эмоциями, но и управлять своим телом. То есть осознавать своё тело и, соответственно, тогда он может много чего с этим сделать.

И такой интересный момент, что если человек осознает, например, как он обижается и злится, или он осознаёт своё чувство вины, или свой гнев, или он осознаёт какой-то свой страх, или он чувствует, что с ним поступили несправедливо, и злится на это.

Как только человек обучается находить локализацию этих эмоций в теле, и проживать это чувство, где же они в теле, и научиться расслаблять эти места… То есть чисто физически — чувствую напряжение в солнечном сплетении и расслабляю это напряжение, усиливая его и продолжая чувствовать. Человек с каждой такой прожитой эмоцией, становится сильнее.

То есть его личная сила, его внутренняя сила, его устойчивость при стрессе растёт. В общем смысле получается, что когда человек способен в режиме реального времени осознавать, какие сменяющиеся переживания, эмоции, состояния он испытывает, он может с ними, в режиме реального времени бороться, превращать их в свою силу, и в свою энергию. Он не обязан идти у них на поводу. Он управляет этими эмоциями.

Но, как правило, эмоции наоборот управляют нами.

Возвращаясь к теме о внутренней силе лидера, у нас получается какой момент, как мы теряем нашу силу, мы её теряем в первую очередь тем, что мы подавляем свои эмоции, и тогда получается что наша сила, наша энергия, наши подавленные эмоции, они как бы складируются в теле, в виде телесных блоков.

И тогда получается, что часть нашей силы, часть нашей энергии, которая могла бы быть направлена на достижения, постоянно уходит на поддержание вот этих телесных блоков, на привычные, психологические, неосознанные реакции.

То есть фактически часть нашей силы мы ежедневно сливаем в эти старые обиды, в это привычное чувство вины, в эту бессильную агрессию, которую подавляем Это типичная ситуация для взрослых людей, и в эту типичную ситуацию, мы как правило и наших детей тоже погружаем. С этим изначально надо что-то делать.

Взрослому человеку, естественно , желательно тоже собой заняться, чтобы убирать эти телесные блоки, осознавать свои переживания, и так далее. И это отражается на здоровье. Понятно, что если человек физически расслаблен, то он здоровее, чем человек, который весь зажат.