Шестьюстами или шестистами как правильно?

Шестиста или шестисот

‘Шестисот’ — это не какое-то страшное и непонятное слово, а обычное количественное числительное. Не нужно бояться его анализировать.

Итак, числительное. Не ‘кто? — шестисот’, а ‘скольких? — шестисот’. Или ‘шестиста’, мы пока ещ не знаем, как сказать правильнее.

‘Шестисот’ — это не именительный падеж слова, не начальная его форма. Это видно по вопросу, который можно к нему задать. Сначала нужно определить именительный падеж вс-таки, чтобы плясать именно от него.

Количественные числительные могут отвечать на вопрос ‘сколько?’. Например: ‘Сколько? — шестьсот’. Вот и нашлся господин Именительный.

Множественного или единственного числа у этого слова быть не может. Мы будем анализировать только шесть падежных форм, которые показаны ниже. Чтобы значительно облегчить себе задачу, мы поставим вопрос в примере не так — ‘более скольких рублей?’, а так — ‘более чего?’. Так мы обнаружили, что имеем дело, скорее всего, с родительным падежом. Ему соответствует форма ‘шестисот’. Е и применим.

Как правильно говорить более шестисот или более шестиста (рублей)?

Давайте я предложу запоминалочку для этого падежа: ‘Шестисотый ‘мерседес’ лучше (чего?) шестисот рублей’.

В приведенном словосочетании более 600 рублей слово более представляет собой предлог (он синонимичен предлогам свыше, сверх). Этот предлог требует родительного падежа: не виделись более ЧЕГО? года, расстояние до города более ЧЕГО? километра, добавить более столовой ложки (соли).

По правилам русского языка количественные числительные, стоящие в косвенных падежах (кроме винительного) согласуются с именами существительными, то есть ставятся в том же падеже, например:

двух ответов, четырьмя неделями, в пятистах шагах, за шестьюстами книгами, между тремя домами.

Теперь обратимся к заданному словосочетанию более 600 рублей.

Существительное в нем употреблено в родительном падеже, числительное шестьсот тоже должно быть поставлено в этот же падеж, а оно в родительном падеже имеет форму шестисот.

Таким образом, заданное словосочетание правильно писать (и выговаривать) — более шестисот (рублей истратила моя подруга

на поздравительные открытки).

Как правильно: шестисот пятидесяти или шестиста пятидесяти?

Как правильно: более шестиста тысяч или более шестисот тысяч

В официально-деловом стиле нормой является употребление личных форм глагола без личных местоимений (Приказываю…, Утверждаю…).

Обращение на ты и вы часто выражают в художественной литературе особые отношения. Переход с ты на вы может быть связан с размолвкой или психологическим воздействием одного собеседника на другого.

Личное местоимение мы может использоваться не только для обозначения группы лиц, в которую входит и субъект речи. В научной, иногда и в публицистической речи оно употребляется в значении 1-го лица единственного числа: «Мы обратили внимание читателей…» .

Личное местоимение употребительно после именительного представления. В этом случае смысловая роль предшествующего существительного не просто подчеркивается, а усиливается: «Хамство чиновника… Оно происходит от духовного несоответствия человека своему чиновному месту…». Это своеобразный стилистический прием в публицистике.

Местоимение «это» может быть использовано для придания предмету речи (который известен) дополнительной загадочности, интересный писательский инструмент.

Сейчас многие СМИ перестали склонять числительные, допускают при их употреблении грубые ошибки. Нередко пишут и произносят: «до семиста книг» (вместо семисот), «более шестиста» (вместо шестисот).

Несклонение числительных допускается в постпозиции, когда числительное стоит после определяемого существительного: ехать со скоростью двадцать пять километров’, приземлиться в квадрате пять-двадцать восемь.

В препозиции, когда числительное стоит перед определяемым словом, рекомендуется склонять все части составного числитель¬ного: выступление перед тремя тысячами четырьмястами семью¬десятью пятью слушателями.

Вызывает трудности и употребление существительных с числительными. Как известно, числительное согласуется с существительным во всех падежах, кроме именительного и винительного: не хватает двух страниц, познакомился с пятью учениками. В именительном и винительном падежах числительное управляет существительным: две страницы, пять учеников.

В сложных числительных с элементом сто (двести, триста и т. п.) возможны два варианта: с двумястами рублями и двумястами рублей, при этом первый можно квалифицировать как книжный, второй — как разговорный.

Слово тысяча может выступать в функции числительного, и тогда оно согласуется с существительным (с тысячью рублями).

Шестистам или шестисот как правильно?

Но оно может выступать и в функции счетного существительного, и тогда оно управляет существительным (человек с тысячью лиц).

В порядковых числительных склоняется только последний компонент: в тысяча девятьсот девяносто девятом году. Эта норма часто нарушается: пишут «в тысячу девятьсот девяносто восьмом году», «в двухтысяч четвертом году» вместо в две тысячи четвер¬том году.

Вызывает трудности сочетание составного числительного, оканчивающегося на два (три, четыре), и существительного, имеющего только форму множественного числа — 22 суток.

Можно сказать двадцать одни сутки, двадцать пять суток, однако невозможны в литературном языке сочетания «двадцать два суток» или «двадцать двое суток».

Первое неверно, так как существительное, имеющее только форму множественного числа, сочетается лишь с собирательными числительными (двое суток).

Но не отвечает норме и сочетание «двадцать двое суток», так как невозможна конструкция «количественное числительное + собирательное числительное». В этих случаях рекомендуется так построить предложение, чтобы все сочетание стояло не в именительном или винительном, а в других падежах: прошло более двадцати двух суток, в течение двадцати двух суток.

Собирательные числительные сочетаются, как уже говорилось, с существительными, имеющими только форму множественного числа, а также с существительными мужского и общего рода (двое друзей, трое сирот), с личными местоимениями мы, вы, они (нас трое, их было четверо). 

Читайте также:  Налегке или на легке как правильно?

Соня ♠VIoLET♠ Демьянец

Правильные формы числительных использованы в словосочетаниях …

Источник: https://krasferret.ru/shestista-ili-shestisot/

Как правильно говорить «более шестисот» или «более шестиста» (рублей)?

Как правильно говорить «более шестисот» или «более шестиста» (рублей)?

  • quot;Шестисотquot; — это не какое-то страшное и непонятное слово, а обычное количественное числительное. Не нужно бояться его анализировать.Итак, числительное. Не quot;кто? — шестисотquot;, а quot;скольких? — шестисотquot;. Или quot;шестистаquot;, мы пока ещ не знаем, как сказать правильнее.quot;Шестисотquot; — это не именительный падеж слова, не начальная его форма. Это видно по вопросу, который можно к нему задать. Сначала нужно определить именительный падеж вс-таки, чтобы плясать именно от него.Количественные числительные могут отвечать на вопрос quot;сколько?quot;. Например: quot;Сколько? — шестьсотquot;. Вот и нашлся господин Именительный.Множественного или единственного числа у этого слова быть не может. Мы будем анализировать только шесть падежных форм, которые показаны ниже. Чтобы значительно облегчить себе задачу, мы поставим вопрос в примере не так — quot;более скольких рублей?quot;, а так — quot;более чего?quot;. Так мы обнаружили, что имеем дело, скорее всего, с родительным падежом. Ему соответствует форма quot;шестисотquot;. Е и применим.Давайте я предложу запоминалочку для этого падежа: quot;Шестисотый quot;мерседесquot; лучше (чего?) шестисот рублейquot;._
  • В приведенном словосочетании более 600 рублей слово более представляет собой предлог (он синонимичен предлогам свыше, сверх). Этот предлог требует родительного падежа: не виделись более ЧЕГО? года, расстояние до города более ЧЕГО? километра, добавить более столовой ложки (соли).

    По правилам русского языка количественные числительные, стоящие в косвенных падежах (кроме винительного) согласуются с именами существительными, то есть ставятся в том же падеже, например:

    двух ответов, четырьмя неделями, в пятистах шагах, за шестьюстами книгами, между тремя домами.

    Теперь обратимся к заданному словосочетанию более 600 рублей.

    Существительное в нем употреблено в родительном падеже, числительное шестьсот тоже должно быть поставлено в этот же падеж, а оно в родительном падеже имеет форму шестисот.

    Таким образом, заданное словосочетание правильно писать (и выговаривать) — более шестисот (рублей истратила моя подруга

    на поздравительные открытки).

  • Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/kak-pravilno-govorit-quotbolee-shestisotquot-ili-quotbolee-shestistaquot-rublej/

    А3. Образование форм слова

    Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает.

    Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм. Обратись к примерам.

    Если в образовании или употреблении форм ты допустишь ошибки, то список с примерами, служащими образцами, нужно выучить наизусть.

    Как ты говоришь? Выбери правильный вариант.

    А3. Формы существительных

    • абхазских мандаринов или абхазских мандарин
    • административные округа или административные округи
    • бабушкиных валенков или бабушкиных валенок
    • белых гольфов или белых гольф
    • быстроходные катеры или быстроходные катера
    • Виктора Кулик или Виктора Кулика
    • все возраста или все возрасты
    • двести двадцать ватт или двести двадцать ваттов
    • демократичные директора или демократичные директоры
    • десять ампер или десять амперов
    • десять вольтов или десять вольт
    • детских ботинков или детских ботинок
    • долгих раздумий или долгих раздумьев
    • домашних тапочек или домашних тапочков
    • зачитываться Дюма или зачитываться Дюмой
    • крупных яблоков или крупных яблок
    • крыловских басен или крыловских басней
    • лучшие профессора или лучшие профессоры
    • Миссисипи широкая или Миссисипи широкое
    • молодые инженеры или молодые инженера
    • морские порты или морские порта
    • мягких тапок или мягких тапков
    • нарядных туфлей или нарядных туфель
    • новые ордеры или новые ордера
    • отличные лектора или отличные лекторы
    • отряд партизан или отряд партизанов
    • очередные отпуски или очередные отпуска
    • пара полотенец или пара полотенцев
    • парламентские выборы или парламентские выбора
    • плохие повары или плохие повара
    • поэзия Шевченко или поэзия Шевченки
    • резиновых галошей или резиновых галош
    • рота солдатов или рота солдат
    • свежие торты или свежие торта
    • сладких апельсинов или сладких апельсин
    • смелые офицеры или смелые офицера
    • спелых помидор или спелых помидоров
    • старые сторожа или старые сторожи
    • старые Сухуми или старый Сухуми
    • талантливые конструкторы или талантливые конструктора
    • тёмных носков или тёмных носок
    • тёплых чулок или тёплых чулков
    • фарфоровых блюдцев или фарфоровых блюдец
    • футбольные тренеры или футбольные тренера
    • шампунь хорошая или шампунь хороший
    • шимпанзе весёлое или шимпанзе весёлый
    • эскадрон гусар или эскадрон гусаров
    • эффективные кремы или эффективные крема

    Правильные ответы:

    1. абхазских мандаринов
    2. административные округа
    3. бабушкиных валенок
    4. белых гольфов
    5. быстроходные катера
    6. Виктора Кулика
    7. все возрасты
    8. двести двадцать ватт
    9. демократичные директора
    10. десять ампер
    11. десять вольт
    12. детских ботинок
    13. долгих раздумий
    14. домашних тапочек
    15. зачитываться Дюма
    16. крупных яблок
    17. крыловских басен
    18. лучшие профессора
    19. Миссисипи широкая
    20. молодые инженеры
    21. морские порты
    22. мягких тапок
    23. нарядных туфель
    24. новые ордера
    25. отличные лекторы
    26. отряд партизан
    27. очередные отпуска
    28. пара полотенец
    29. парламентские выборы
    30. плохие повара
    31. поэзия Шевченко
    32. резиновых галош
    33. рота солдат
    34. свежие торты
    35. сладких апельсинов
    36. смелые офицеры
    37. спелых помидоров
    38. старые сторожа
    39. старый Сухуми
    40. талантливые конструкторы
    41. тёмных носков
    42. тёплых чулок
    43. фарфоровых блюдец
    44. футбольные тренеры
    45. шампунь хороший
    46. шимпанзе весёлый
    47. эскадрон гусар
    48. эффективные кремы
    Читайте также:  Ким-небудь чи ким небудь як правильно?

    Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками

    Образование мн.ч.: 

    инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры; возрасты, выборы, порты, кремы, торты; директора, инспектора, профессора, повара, сторожа;

    округа, ордера, катера, отпуска.

    Образование форм Р.п. мн.ч.:

    помидоров, апельсинов, мандаринов, гольфов, носков;пара полотенец,  чулок, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, гольфов, валенок, яблок;отряд солдат, гусар, партизан;сто ампер, ватт, вольт;

    много башен, басен, блюдец, раздумий.

    Употребление существительных разного рода: 

    хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну; страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь); старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;

    новое метро, кашне, пальто.

    Употребление несклоняемых имён собственных:

    издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко.

    А3. Формы прилагательных

    • более старше или более старший
    • более выше или более высокий
    • более выше или выше
    • более старше или старше
    • красивше или красивее
    • менее страшнее или менее страшный
    • менее чётче или менее чёткий
    • самый красивейший или красивейший
    • самый красивейший или самый красивый
    • самый любимейший или самый любимый
    • самый новейший или новейший
    • самый новейший или самый новый
    • самый старейший или самый старый
    • самый старейший или старейший

    Правильные ответы:

    1. более старший
    2. более высокий
    3. выше
    4. старше
    5. красивее
    6. менее страшный
    7. менее чёткий
    8. красивейший
    9. самый красивый
    10. самый любимый
    11. новейший
    12. самый новый
    13. самый старый
    14. старейший

    Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка

    Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:

    Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, страшнее; самый красивейший (просторечие).
    Правильно: более поздний — позднее, выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.

    Образование сравнительной степени:

    Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).
    Правильно: красивее, лучше, хуже. 

    А3. Формы числительных

    • в две тысячи девятьсот девяносто девятом году или в двух тысяча девятьсот девяносто девятом году
    • восьмидесяти или восемьдесяти
    • два седьмых или две седьмых
    • двое сестёр или две сестры
    • к полтора часам или к полутора часам
    • к трём пятым или к трём пятых
    • от обоих мальчиков или от обеих мальчиков
    • от обоих сестёр или от обеих сестёр
    • пятеро дней или пять дней
    • пятидесятью или пятьюдесятью
    • пятистами или пятьюстами
    • пятидесяти или пятьюдесяти
    • тремя пятых или тремя пятыми
    • три пятым или три пятых
    • три тысячи шестьсот семьюдесятью или тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью
    • трое котят или три котята
    • трое собак или три собаки
    • шестьюстами или шестистами
    • нас двоих или нас двух
    • нас обоих или нас двух

    Правильные ответы:

    1. в две тысячи девятьсот девяносто девятом году
    2. восьмидесяти
    3. две седьмых
    4. две сестры
    5. к полутора часам
    6. к трём пятым
    7. от обоих мальчиков
    8. от обеих сестёр
    9. пять дней
    10. пятьюдесятью
    11. пятьюстами
    12. пятидесяти
    13. тремя пятыми
    14. три пятых
    15. тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью
    16. трое котят
    17. три собаки
    18. шестьюстами
    19. нас двоих
    20. нас обоих

    Ошибкоопасные формы. Разберись, в чём проблема 

    Словоизменение числительных — традиционно трудный учебный материал. Более подробно см. Как устроен наш язык. Раздел 9. Морфология. Числительные.

    1. Образование и изменение форм составных числительных:

    в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
    восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью. 

    2. Склонение сложных и составных числительных:

    двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах.

    3. Употребление собирательных числительных:

    двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.

    А3. Формы местоимений

    • Мы сдаём экзамен после них. или Мы сдаём экзамен после их.
    • Скольких друзей ты встретил по дороге в школу? или Сколько друзей ты встретил по дороге в школу?
    • Скольких книг у тебя не было? или Сколько книг у тебя не было?
    • Среди их не было моего сына. или Среди них не было моего сына.

    • Там был большой зелёный двор. Посреди его детская площадка. или Там был большой зелёный двор. Посреди него детская площадка.
    • У неё трое детей. или У ней трое детей.
    • Учительница довольна ей. или Учительница довольна ею.
    • Я забыл код их подъезда.

      или Я забыл код ихнего подъезда

    Правильные ответы:

    1. Мы сдаём экзамен после них.
    2. Скольких друзей ты встретил по дороге в школу?
    3. Сколько книг у тебя не было?
    4. Среди них не было моего сына.
    5. Там был большой зелёный двор. Посреди него детская площадка.
    6. У неё трое детей.
    7. Учительница довольна ею.
    8. Я забыл код их подъезда.

    Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка

    1. Образование форм:

    Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их;  скольких книг, сколько учеников.
    Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников.

    * Посреди, среди — предлоги. Ели ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.  

     Примечание:

    В современном языке звук н добавляется, если местоимение стоит после любого из простых, или первообразных, предлогов (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через), а также после многих наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и некоторых других, употребляющихся с родительным падежом). Однако с такими предлогами, как внутри, вне, местоимения употребляются в основном без вставки начального н.

    без него, для него, к ней, перед ней

    внутри её, внутри его, вне её, вне его

         Не добавляется н к местоимению также после предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом; ср.: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, соответственно им; также: благодаря ему.

         Не требуют после себя вставки н также предложные сочетания, состоящие из простого предлога и имени существительного,  например: в отношении его, при помощи её, не в пример им, в противовес ему, по поводу её, за исключением их, со стороны его, по причине её; также: наподобие его, насчёт их.

         Не добавляется начальное н в тех случаях, когда местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия, например: старше его, выше её, лучше их.

         Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь, то допустимы обе формы (с начальным н и без него), например: у всех их – у всех них, для всех их – для всех них, за всеми ими – за всеми ними, над всеми ими – над всеми ними.

         Вариантные формы встречаются и в других случаях отрыва местоимения 3-го лица от предлога в результате вставки между ними какого-либо другого слова, например: между вами и ими – между вами и ними, между мной и им – между мной и ним. Ср.: Видишь разницу между нами и ими… (

    (Справочник по правописанию и стилистике. — М.: Комплект. Д. Э. Розенталь. 1997)

    А3. Формы глаголов

    • встретились или встретилися
    • делающий или сделающий
    • ехай или поезжай
    • ляжь или ляг
    • махаю или машу
    • машущий или махающий
    • отъедь или отъезжай
    • поезжай или едь
    • поинтересующийся или интересующийся
    • поклади или положи
    • положи или положь
    • положущий или кладущий
    • полоскаю или полощу
    • полоскающий или полощущий
    • пробоваем или пробуем
    • разъехайтесь или разъезжайтесь
    • хотелось или хотелося
    • хотят или хочут
    • хочущий или хотящий

    Правильные ответы:

    1. встретились
    2. делающий
    3. поезжай
    4. ляг
    5. машу
    6. машущий
    7. отъезжай
    8. поезжай
    9. интересующийся
    10. положи
    11. положи
    12. кладущий
    13. полощу
    14. полощущий
    15. пробуем
    16. разъезжайтесь
    17. хотелось
    18. хотят
    19. хотящий

    Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка

    1. Образование личных форм:

    Ошибочно: попробоваем, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
    Правильно: попробуем, полощу, машу, хотят.

    2. Образование возвратных форм:

    Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
    Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом — грубая ошибка).

     
    3. Образование форм повелительного наклонения:

    Ошибочно: ехай, едь, поехай, поедь, махай, разъехайтесь, высыпь, поклади, положь, покупи,  ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
    Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, высыпи, положи, купи, ляг.

    4. Образование формы 1 лица от глаголов, этих форм не имеющих

    Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
    Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч. 

    5. Образование  причастий:

    Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
    Правильно: полощущий, машущий, хотящий;  не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

    6. Образование деепричастий:

    Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
    Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки), поехав.

    А3. Наречия

    • красивше или красивее
    • красивее или красившее
    • лучше или лучшее
    • лучше или хорошее
    • открыть внутрь или открыть вовнутрь
    • разделить пополам или разделить напополам
    • вряд ли я смогу или навряд ли я смогу
    • хуже или хужее
    • плоше или хуже
    • тяжелее или тяжельше

    Правильные ответы:

    1. красивее
    2. красивее
    3. лучше
    4. лучше
    5. открыть внутрь
    6. разделить пополам
    7. вряд ли я смогу
    8. хуже
    9. хуже
    10. тяжелее

    Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка

    1. Образование наречий:

    Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).
    Правильно: оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.

    2. Образование сравнительной степени наречий:

    Ошибочно: плохо — плоше, красиво – красившее, хорошо – лучшее, хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).
    Правильно: плохо — хуже, красиво- краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее

    Смотрите также

    Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/262

    Ссылка на основную публикацию