Пикассо или пикассо как правильно?

Вызов Пикассо: Москва, год Франции — Журнал Международная жизнь

Вызов Пикассо «Дайте мне музей, и я его заполню» сегодня как нельзя актуален — почти весь Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина заполнен произведениями великого художника.

Открытие в Москве выставки работ Пабло Пикассо из собрания Национального музея Пикассо в Париже стало первым столь значительным событием этого года, провозглашенного годом Франции в России.

25 февраля в церемонии открытия выставки в ГМИИ имени Пушкина приняли участие министр культуры РФ Александр Авдеев и министр культуры и коммуникаций Франции Фредерик Миттеран, посол Франции Жан де Глиниасти и супруга президента России Светлана Медведева, вице-президент Академии художеств (НИИ РАХ) Таир Салахов, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, многочисленные представители российской культуры.

«Решение о проведении такого года (Франции в России) было достигнуто между двумя президентами — президентом Франции Никола Саркози и президентом России Дмитрием Медведевым. И цель этого года прозвучит, быть может, немного странно, а именно усилить дружбу, ускорить дружеские отношения между нашими странами.

Некоторая странность в том, что исторически эти отношения столь значительны, столь велики, что, казалось бы, что же здесь можно еще улучшить?… Особенность французской культуры заключается в ее умении коммуницировать, обращать внимание на другие культуры, не утрачивая при этом своего картезианского стержня.

Так было всегда. Мы очень хорошо впитываем в себя все происходящее вокруг. Вот, например, мы сейчас открыли в Москве выставку Пикассо, великого испанца, работавшего во Франции.

Ведь Пикассо работал именно у нас! Для нас — это французская культура»- размышляет в одном из своих многочисленных интервью Министр культуры Франции Ф Миттеран.

Впервые по миру путешествует столь большая выставка П.Пикассо. В Москве, считая работы художника из фондов музея изобразительных искусств им. Пушкина, представлено 240 экспонатов: картины, скульптуры, картины-рельефы, рисунки, гравюры, иллюстрированные книги, фотографии.

Экспозиция достаточно полно представляет весь творческий путь художника, начиная с ранних работ «голубого» и «розового» периодов и заканчивая работами 70-ых гг. XX века.

 

В зале фотографий и архивных документов представлена переписка Пикассо и советского писателя Ильи Эренбурга. Они были друзьями. Эренбург помог устроить первую в Советском Союзе выставку художника в 1956 г., посвященную его семидесятилетию.

Продвинуть выставку было непросто: пришлось преодолеть препятствия со стороны Союза художников и Министерства культуры, но та выставка стала одним из важнейших символов «оттепели». Очередь перед Пушкинским музеем, где должна была открыться выставка, выстроилась с вечера и простояла всю ночь. Охрана боялась, что начнется давка, никто не знал, как успокоить народ.

Тогда Эренбург обратился к пришедшим со словами: «Вы ждали этой выставки двадцать пять лет, подождите теперь спокойно двадцать пять минут». Порядок сразу был восстановлен.

Илья Эренбург также уговорил Пикассо принять Ленинскую премию, присужденную художнику в 1965 году «За укрепление мира».

Эренбург характеризует Пикассо как «большого человека», творчество которого не ограничивается каким-то одним стилем или направлением, как человека, «быстро меняющегося и вместе с тем настолько постоянного, верного себе», человека, пребывающего в постоянном поиске и в непрерывной работе.

Пикассо любил осваивать новые техники. Это были и театральные декорации, и скульптура, и керамика. По мнению А.Н.

Бенуа, почвой для этого была «хамелеонность» его натуры, способность менять образ, перевоплощаться, «представать перед изумленными глазами его поклонников то в одном виде, то в другом», им владело «импровизационное начало», которое и питало его творчество. Так возникает эта «певучесть красок, лад композиции», которые и дают в конечном счете «безобразную приятность».

Названия отделов выставки позволяют представить себе всю разноплановость интересов художника: «Голубой период», «От розового периода к кубизму», «Кубизм», «Русские балеты», «Классический», «Сюрреализм», «Авангардная живопись», «Живопись военного времени», «Метаморфозы». Причем по времени это деление весьма условно. Одновременно художник мог работать в разных направлениях.

Однажды Пикассо признался, «что иногда, садясь писать, не знает, будет ли холст кубистическим или сугубо реалистическим – это диктуется и моделью, и душевным состоянием художника».

Говоря о Пабло Пикассо возникает вопрос, как же правильно ставить ударение в его фамилии? Считать ли Пикассо испанцем, ведь родился он в Малаге, городе на юге Испании, или французом, потому что во Франции он провел большую часть жизни? Наверное, однозначного ответа нет. И.

Эренбург в свое время написал так: «Меня иногда спрашивают, как правильно произносить «Пикассо» — с ударением на последнем слоге или на предпоследнем, то есть кто он: испанец или француз? Конечно, испанец – и по внешности и по характеру, по жестокости реализма, по страстности, по глубокой, опасной иронии.

Гражданская война в Испании его потрясла; может быть, «Герника» останется самой значительной картиной нашего времени. В мастерской Пикассо на улице Сент-Огюстен я всегда встречал испанских эмигрантов. Испанцам Пабло никогда ни в чем не отказывает. Все это так, но стоит задуматься и над другим.

Почему всю свою жизнь он добровольно прожил во Франции? Почему для него был и остался великим Сезанн? Почему его лучшими друзьями были три французских поэта — Гийом Аполлинер, Макс Жакоб, Поль Элюар? Нет, от Франции Пикассо не оторвешь».

Зрелые годы творчества Пикассо совпали с гражданской войной в Испании и Второй мировой войной. Ужас войны, ее бессмысленность Пикассо выразил в картине «Герника» (1937 г.), ставшей «самой большой и самой трагичной картиной XX века». На выставке представлены фотографии картины.

 

Итак, каким же сейчас видится Пикассо?

-Какое воображение надо иметь!? – удивляются зрители у полотен периода кубизма: «Мужчина с мандолиной», «Мужчина с гитарой», «Гитара»…

-Разгадываешь картину, как загадку!

Или про серию купальщиц 1928 года:

-В таких странных формах и столько движения! А какое небо!

Большой интерес у зрителей вызывают залы, посвященные русским балетам (1916-1924гг.). Здесь представлены эскизы декораций, рисунки костюмов, карандашные портреты и зарисовки танцовщиц. Пикассо сотрудничал с С.Дягилевым в 1916-1924 гг. вместе с Кокто и Эриком Сати.

По замыслу Дягилева соединение танца и художественного искусства должно было превратить балет в произведение синтеза искусств. Таким и предстал перед зрителями балет «Парад», не вызвавший, правда, большого энтузиазма у публики того времени.

Но этот балет, по словам Гийома Апполинера, знаменовал собой начало «сюрреализма».

Первой женой художника становится русская танцовщица Ольга Хохлова, дочь русского генерала. Перед «Портретом Ольги в кресле» (1917 г.) останавливаются, любуются. Она была красавицей! Притягивает сосредоточенно-внимательный, грустный взгляд Ольги. В этом портрете Пикассо отходит от принципов кубизма, возвращается к реалистической живописи.

Очень интересны сборные скульптуры Пикассо, сделанные из разных предметов, подобранных буквально на свалках. Вот например «Коза» (1950 г.): ее образ наверняка подсказан домашней козочкой Эсмеральдой, которая жила у Пикассо.

 

В бронзовой скульптуре хорошо проглядывают вещи, из которых она первоначально собиралась: спина – из пальмового листа, живот – из ивовой корзины, из кусков дерева и железного лома – ноги, из виноградной лозы – рога и бородка, уши – из картона, грудная клетка – из консервной банки, вымя – из двух керамических горшков.

В такой же манере сделаны «Женщина с коляской (1950 г.), «Беременная женщина» (1949 г.).

Не все его работы понятны сразу, неискушенному взгляду:

-Надо же было так изобразить любимых женщин! – слышатся разговоры у портретов Доры Маар и Мари-Терез периода авангарда.

Сам Пикассо не считал свое творчество простым для понимания. А.А.Фадеев на Вроцлавской конференции спросил художника, зачем он выбирает в своих произведениях форму, непонятную для людей. В ответ Пикассо заметил, что понимать живопись надо учиться постепенно, как учатся в детстве читать: по буквам, по слогам6.

Известный русский коллекционер С.И. Щукин, когда друзья уговорили его купить хоть одно полотно Пикассо, просто для полноты коллекции, был в замешательстве. Непонятно было даже куда его вешать, оно вносило диссонанс во все собрание.

Место было найдено в пустом, полутемном коридоре. Щукин изо дня в день проходил мимо этой картины на обед.

Сначала бросал на нее только взгляд, потом начал вглядываться… и вдруг, можно сказать, «распробовал» Пикассо: «И вот в один день я ужаснулся, я почувствовал в картине, несмотря на то, что она была бессюжетна, железный стержень, твердость, силу.

Я ужаснулся, так как все остальные картины моей галереи вдруг стали мне казаться без стержня, точно сделанными из ваты, и, что самое страшное, мне не хотелось более видеть их, они стали для меня неинтересными и бессмысленными».

Таким образом, в галерее коллекционера оказалось 51 полотно Пикассо, что во много раз больше, чем произведений любого другого художника.

По воспоминаниям современников, на выставках Пикассо люди часто спорили: одних его работы восхищали, у других вызывали возмущение, но, главное, никого не оставляли равнодушными.

Вот и сегодня перед московским музеем изобразительных искусств им. Пушкина скопление народа. Очередь от ворот идет по Волхонке и сворачивает в Знаменский переулок.

-Москва пришла смотреть Пикассо! — радостно восклицает один из прохожих.

-Давно ли стоите? – спрашивают тех, кто уже почти достиг цели. — Час? Это ничего, можно попробовать… Все-таки Пикассо привезли!

-А что, вам нравятся его работы?

-Ну! Пикассо – талант!

Только за три первых  дня работы выставку «Пикассо. Москва» посетили 10 тысяч человек…

Источник: https://interaffairs.ru/news/show/164

Русский язык в современной жизни | Клуб русского языка НижГМА

Иностранные имена и фамилии, кроме проблемы склонений, создают еще одну трудность в произношении имени или фамилии.

Наблюдается тенденция придерживаться правил постановки ударений в языках-источниках. Особенно трепетно мы относимся к французским фамилиям. Все как один произносят: ЗолЯ, ДегА, ГюгО, МонЕ и МанЕ. Все без исключения знают, что ударение ставится на последний слог.

Хуже обстоят дела с другими странами и языками.

Фамилию голландского художника Рембрандта в Голландии произносят с ударением на 1-ый слог, то есть РЕмбрандт, а у нас в России многие произносят по-другому: РембрАндт (но более правильным считается вариант на 1-ый слог).

Смело можете спрашивать смотрительниц Эрмитажа: где зал РЕмбрандта ? Если они вам ответят «зал РембрАндта следующий», не исправляйте их – так тоже можно.

Наверное, многие заметили, что негласное правило следовать языку-источнику не всегда соблюдается. Если бы оно соблюдалось, то мы сейчас говорили ШЕкспир (англичане ставят ударение на 1-ый слог). И фамилию известного физика мы произносим по-нашему НьютОн, но здесь лингвисты разрешают и нетрадиционный вариант НьЮтон (видимо, для англоманов).

А вот за что будут беспощадно ругать преподаватели филологического факультета своих студентов, так это за произношении МАкбет. Никогда, никогда в шотландских фамилиях ударение не падала на эту составляющую Мак.

Правильно леди МакбЕт! Тем, кому трудно это запомнить, советуем вспомнить название известного ресторана МакдОналдс!Да, фамилию этой дамы лучше                    произносить правильно: МакбЕт

Правда, есть случай, когда МАкбет говорить можно — это название произведения Н.Лескова «Леди МАкбет Мценского уезда».

Испанский кинематограф доставляет нам много радости, но вот фамилия известного испанского режиссера Альмадовара доставляет много проблем. И здесь нам помогает родное, испанское произношение АльмадОвар.

По-разному произносят фамилию аргентинского писателя Кортасара: КортасАр и КортАсар. Здесь тоже помогает традиция произношения на Родине: КортАсар.

Фамилию автора «Генералов песка» (фильм называется «Генералы песчаных карьеров») бразильского писателя Жоржи Амаду тоже иногда неправильно произносят АмадУ. Возможно здесь сыграли роль слова какадУ и фамилия премьер-министра Франции ПомпидУ. Правильно: Жоржи АмАду.Герои Жоржи АмАду

И снова возвращаемся в Испанию: эта страна подарила много гениев для мировой культуры. Но иногда их фамилии заставляют нас помучиться. Наверняка, многие слышали разные варианты – и ПикАссо и ПикассО. В этой вариативности виновата биография художника.

Родился в Испании, а значит, его фамилия произносилась ПикАссо, но большую часть жизни провел во Франции под фамилией ПикассО.

В России с творчеством художника познакомились благодаря Франции, поэтому долгие годы традиционным ударением было ПикассО. Но в последнее время почему-то больше популярен испанский вариант, и специалисты ему отдают предпочтение – ПикАссо.

Полное имя художника – Пабло Диего Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Саетисима Тринидад Мартир Патрисио Руси и Пикассо!   

Да, в некоторых случаях придется подготовиться к походу в музей или в книжный магазин. Для всех, кто хочет прослыть эстетом, наши рекомендации:

Такие картины РЕмбрандта, как «Даная», «Возвращение блудного сына», «Святое семейство», находятся в залах Эрмитажа. На 3-ем этаже этого музея можно увидеть картины Пабло ПикАссо: «Любительница абсента», «Женщина с веерами», «Домик в саду» и др.

После музея можно зайти в книжный магазин и приобрести роман КортАсара «Игра в классики», роман Жоржи АмАду «Дона Флор и два ее мужа». Прекрасным завершением вечера будет просмотр фильма АльмодОвара Возвращение».

И никогда, запомните, никогда не спрашивайте у преподавателя зарубежной литературы, когда Шекспир написал трагедию «МАкбет»! Вы испортите отношения навсегда!

Источник: http://rus-club.nizhgma.ru/ryazik/113.html

12 историй из реальности Пабло Пикассо

135 лет назад родился Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо — основоположник кубизма и художник, который признан не только самым дорогим, но и самым «популярным» у похитителей. Немного о том, как ему удалось добиться такого успеха, расскажут эти истории.

У Пикассо однажды заболела любимая собака — у бедняги опухло, загноилось горло. Художник пригласил к себе знаменитого профессора-ларинголога. Осмотрев больного пса, профессор выписал лекарство и назначил программу лечения. Пикассо сердечно поблагодарил его и на прощание объяснил: — Знаете, мне хотелось обратиться к выдающемуся в этой области специалисту. Моя собака стоит этого.

Через несколько дней Пикассо пригласили к этому профессору-ларингологу. — Я хотел бы, — сказал тот, — расписать свою кухню. Не могли бы вы исполнить мой заказ? Горячая испанская кровь Пикассо тут же вскипела. Но, когда художник немного остыл после этого предложения, профессор миролюбиво сказал: — Видите ли, мне хотелось обратиться с этим вопросом к наиболее знающему специалисту.

Потому что моя кухня этого достойна.

***

Когда Пабло Пикассо впервые полетал на самолете, он заявил: — Мир сверху похож на некоторые мои холсты.

***

Некий знакомый Пабло Пикассо, осмотрев его новые картины, искренне сказал ему: — Ты меня извини, но я не могу этого понять. Такие вещи просто не существуют. На что Пикассо отвечал: — А китайский язык ты понимаешь? — Нет, конечно. — Вот видишь! А все же он существует.

***

Пабло Пикассо предложил своему другу, русскому писателю Эренбургу, написать его портрет.

Тот с радостью согласился, но не успел как следует расположиться в кресле, как Пикассо уже крикнул: — Все, готово! — Так быстро? Ведь не прошло и пяти минут! — удивился друг.

— Но ты, кажется, забыл, что я тебя знаю почти сорок лет, — ответил Пикассо. — И всю жизнь учился писать портреты за пять минут.

***

Пабло Пикассо однажды водил по дому гостей и показывал им свои творения. — Вот это — мой автопортрет. Гости оглядели вполне «кубическое» полотно с совершенно искаженными чертами лица. — А это портрет моей жены, — объяснил Пабло Пикассо. Еще хуже. Один из гостей растерянно пробормотал: — Надеюсь, детей у вас нет?

Пабло Пикассо. Автопортрет

***

Один настойчивый «ценитель искусства» приставал к Пабло Пикассо со своей критикой. — Вы пишете ужасно, — говорил он. — У вас люди совсем не такие, как в жизни: совершенно нереальные, искривленные, изломанные.

— Допустим, — ответил Пикассо, — а вы можете привести пример, как должны выглядеть люди по-настоящему? — Конечно, — заявил сразу «ценитель» и достал фотокарточку. — Вот это — моя жена. — Точно как в реальности? — уточнил Пикассо. — Как на самом деле? — Совершенно так.

— Вы хотите сказать, что она у вас такая крошечная и такая плоская?

***

Пикассо заказал краснодеревщику набор мебели для загородного дома. Для наглядности он быстро набросал эскиз и спросил: — Сколько это будет стоить? — Нисколько! Только подпишите эскиз.

***

Один известный врач подошел к Пикассо и важно сказал: — Я неплохо знаю анатомию человека. Так вот, могу сказать, что люди на ваших картинах вызывают некоторое сожаление и недоумение. — Вполне возможно, — согласился Пикассо. — Но я могу вас заверить, что они проживут гораздо дольше ваших пациентов.

***

Однажды, посетив выставку детских рисунков, Пикассо сказал:
— Когда я был в их возрасте, я мог писать как Рафаэль, но потребовалась целая жизнь, чтобы научиться рисовать как они.

«Старый рыбак» (1895) — картина, написанная 13-летним Пикассо

***

Однажды Пикассо посетил одну французскую школу. Художника встречали с большой торжественностью и радушием в школе. И чтобы показать Пабло Пикассо, насколько глубоки знания изобразительного искусства у детей, один из преподавателей попросил учеников назвать имена великих художников всего света.

Одна малышка тут же подняла руку, вызвавшись ответить, и произнесла: — Гойя, Сезанн, Дега… и Пикассо. — А почему именно Пабло Пикассо? — спросил педагог, желая доставить удовольствие знаменитому гостю. Но девочка не знала, что ответить. По ее щечкам сразу потекли слезы.

Тогда Пабло Пикассо подошел к ней, потрепал ласково по плечу и сказал: — Не плачь, девочка, я ведь тоже не знаю.

***

В студию Пабло Пикассо пришла миллионерша. Она всё осмотрела вокруг и заинтересовалась одной картиной, написанной в кубической манере: — А что здесь нарисовано? — спросила она. — Двести тысяч долларов, — ответил сразу художник.

***

Однажды в присутствии Пабло Пикассо разгорелся спор о современной молодежи — что она не похожа на предыдущее, значительно лучшее поколение. — Да, правда, — сказал Пабло Пикассо, — нынешняя молодежь — такая ужасная. Однако самое ужасное то, что мы к ней уже не принадлежим!

Из: ARTcontext

На превью: картина Вальдемара Алексона «Сила мысли»
Также читайте:

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова: пока смерть не разлучит

Любовь, сжигающая жизнь. Муза Пикассо – Дора Маар
8 экстравагантных историй про Сальвадора Дали

Источник: http://www.izbrannoe.com/news/lyudi/12-istoriy-iz-realnosti-pablo-pikasso/

Пабло Пикассо: хороший мастер, но какой человек?

Не отличался Пикассо мужеством и в более зрелом возрасте. Долгое время, например, он боялся стричься, причем не в юном возрасте, а будучи уже седым человеком. Месяцами он носил слишком длинные волосы и не решался пойти к парикмахеру. Стоило кому-то заговорить об этом, как он впадал в настоящую панику.

Чем длиннее отрастали волосы, тем больше страшила его необходимость стричься. Как правило, дело заканчивалось тем, что он просил близких укоротить ему волосы, а то запирался в маленькую комнату и тщетно пытался отрезать волосы сам.

При этом он не расставался ни с обрезками волос, ни с обрезками остриженных ногтей:

Пабло Пикассо, «Портрет матери художника», 1896 г.Источник: artchive.

ru

Боящийся несчастий… Абсолютно равнодушный к чужим страданиям, он крайне эмоционально воспринимал собственные недомогания, даже самые пустяковые.

Больше всего он боялся заболеть раком. Франсуаза Жило, одна из его близких спутниц, рассказывала, что каждое утро его приходилось убеждать, что он ничем не болен:

Франсуаза Жило была просто потрясена, увидев, насколько суеверен Пикассо:

…и портных. Пикассо никогда не дарил кому-либо свои вещи: опасался превратиться в того, кому он отдаст свою одежду. Поэтому все свои брюки и свитера он изнашивал буквально до дыр. И даже после этого не торопился их выбрасывать — а вдруг понадобятся!

Купить новый костюм для него была такая же трагедия, как необходимость время от времени стричься.

Мало того, что за это нужно будет платить, так еще придется идти в примерочную, которых он всегда боялся! Почему боялся? Наверное, потому, что готовые костюмы ему не подходили — при маленьком росте у него были мощная грудь и плечи, а он из-за своего обостренного чувства самолюбия не мог позволить, чтобы кто-то мог посмеяться над его не совсем пропорциональной фигурой.

Однажды он все-таки выбрался к портному. После мучительных примерок Пикассо заказал себе сразу три костюма, чтобы на какое-то время избавиться от «унизительной» пытки. Но когда костюмы принесли, он не стал их носить, а запер в шкафу, где они и сделались добычей моли.

https://www.youtube.com/watch?v=MJydGM026Jg

Пабло Пикассо, «Автопортрет», 1896 г.Источник: artchive.ru

Сексуально озабоченный

Что касается последних, то он стал их постоянным посетителем уже с 14 лет. Удивительно, но, не смотря на свой маленький рост (158 см) и непривлекательные черты лица (особенно если учесть, что Пикассо всю жизнь одевался «как чистильщик сапог» и, к тому же, от него постоянно «несло чесноком»), гениальный испанец обладал необыкновенным сексуальным магнетизмом и умело пользовался этим.

И действительно, этот лупоглазый коротышка, как называли его в парижских борделях, испробовал на себе едва ли не все виды сексуального разврата. Сожительствуя и с женщинами и с мужчинами, он уступал своих партнеров и партнерш друзьям, а иногда «пользовал» их общей компанией… Одно время «секс на троих» (например, жена Пикассо, он сам и его друг) — был одним из его любимейших развлечений.

Групповые оргии и регулярное общение со шлюхами не могли не сказаться на здоровье. Пикассо получил то, чего больше всего боялся — импотенцию и сифилис. И это — в 20 лет! Он обращается к самым лучшим врачам, (а тогда лечение сифилиса было крайне болезненным и достаточно продолжительным), стараясь заполнить свободное время отчаянной, до изнеможения, работой. Позднее он скажет:

Венерическая болезнь привела к зарождению в нем некоего подобия сексуальной мании.

Именно в это время он стал писать на полях рисунков, изображавших «ню»: «Cuando tengas ganas a joder, jode» («Когда хочешь заняться сексом, займись» — перевод смягченный, в оригинале использована нецензурная лексика) — изречение, которое многие биографы трактуют как девиз и жизненный принцип вечно сексуально озабоченного и неразборчивого Пикассо.

Пабло Пикассо, «Обнаженная в красном кресле», 1929 г.Источник: artchive.ru

Менял он женщин как перчатки…

Если эта формула знаменитого французского поэта хоть в какой-то мере верна, то великого художника Пабло Пикассо можно с уверенностью отнести к разряду «палачей».

Он с равной легкостью вычеркивал своих жен и любовниц из собственной жизни, не считаясь, в каком состоянии он их оставляет. А когда те обвиняли его в вероломстве и неблагодарности, он заявлял:

В 1942 году Поль Элюар провел анализ почерка Пикассо. В своем заключении о его характере он написал и такую фразу:

Пикассо однажды объявил:

Поначалу все, в кого он влюблялся, представлялись ему «богинями». Но таковыми они оставались в его воображении весьма непродолжительное время. Он моментально терял к очередной «небожительнице» свое расположение, стоило той только забеременеть или даже заболеть. Франсуазу Жило, родившую ему сына Клода и дочь Палому, когда та заболела, он методично добивал, повторяя ей:

Объясняя другим свое поведение, он говорил:

И действительно: Пикассо прожил 91 год, сохранив до конца дней свой необыкновенный сексуальный пыл и работоспособность. Видимо, Богу очень нравились его картины, если он позволил такому человеку прожить столь долгую жизнь!

Пабло Пикассо, «Девочка на шаре», 1905 г.Источник: artchive.ru

Чем меньше совести, тем больше всего остального. Каждый год Пикассо зарабатывал миллионы долларов.

Благодаря необычайной работоспособности он создал 14000 полотен, 100000 гравюр и 34000 книжных иллюстраций. После своей смерти — а это случилось в 1973 году, — он оставил недвижимость, которая была оценена в 1,1 миллиарда долларов.

Едва ли не всю свою творческую жизнь (а успех к нему пришел уже в 13 лет!) Пикассо наслаждался богатством и славой.

И не хотел их ни с кем делить. Даже с самыми близкими. Будучи человеком более чем состоятельным, он никому не одалживал денег, не подавал милостыню, не помогал материально ни родителям, ни собственным детям, даже когда те остро в этом нуждались, например, во время болезней. Впрочем, иногда его удавалось уговорить, вернее сказать, усовестить.

Марина Пикассо, внучка художника, в своей книге «Пикассо. Мой дедушка» вспоминала:

Список жертв. Садизм и безразличие, жестокость, нищета и бесконечные унижения — так описывает внучка Пабло Пикассо атмосферу, царившую в семье великого художника. Она обвиняет знаменитейшего деда во всех мыслимых и немыслимых грехах. Представленный ею список лиц, пострадавших от «синдрома Пикассо», на самом деле впечатляет.

Список жертв Пабло Пикассо начинается с перечисления женщин, живших с гением. Первая жена Ольга Хохлова, бабушка Марины, закончила свои дни «униженной, опозоренной и оскорбленной многочисленными изменами своего мужа, который никогда не просил у нее прощения, даже когда она лежала на смертном одре».
Красивейшая и блистательнейшая Дора Маар умерла в нищете.

Пабло Пикассо, «Обнаженная, зеленые листья и бюст», 1932 г. Изображена Мария Тереза Вальтер. Картина продана в 2010 году за 106 482 500 долларов СШАИсточник: artchive.ru

Мария Тереза Вальтер повесилась в своем гараже. Последняя женщина в жизни художника, Жаклин Рок, застрелилась… Список заканчивается именами ближайших родственников.

https://www.youtube.com/watch?v=btOFIpLgab0

Марина преувеличивает? Не похоже:

Автор книги сравнивает Пабло Пикассо с компьютерным вирусом «I love you», тонким и губительным, и описывает его как «существо дьявольское и снобистское; как деспота, разрушителя, вампира, жившего в золотой клетке, как человека, неспособного любить. Он, как человек, страдающий булимией, пожирал жизнь, вещи и людей».

Пабло Пикассо, «Автопортрет. 30 июня 1972», 1972 г.Источник: artchive.ru

«Хороший мастер, но плохой человек». Говорят, от трусости до предательства — один шаг. Однажды Пикассо возьмет на душу и этот грех: предаст близкого друга — Гийома Аполлинера, когда обоих заподозрят в краже знаменитой картины «Мона Лиза».

И тому и другому будет грозить, по меньшей мере, высылка из Франции. Когда Пикассо вызовут в полицию на допрос, он свалит всю вину на Аполлинера. Вскоре картину найдут, и тогда выяснится, что Аполлинер к краже совершенно непричастен… Однажды цыганка нагадала ему: «Ты никому не принесешь счастья».

Похоже, он и не старался разубедить в этом ни судьбу, ни людей.

Чувство вины не было знакомо Пикассо. Люди для него могли быть или полезными, или — создающими помехи на его пути. Был он на самом деле бессердечным или только старался казаться таковым — теперь уже не важно.

Он достиг поставленной цели: стал богатым и знаменитым, прожил долгую, насыщенную и, вероятно, интересную жизнь (интересную, предположим, с его точки зрения).
Конечно, эгоизм — не самый смертный из грехов.

Да и кто может с полной уверенностью сказать, что лучше: «хороший человек, но плохой мастер», или «хороший мастер, но плохой человек»? Для кого-то он был домашним тираном и подлецом, а для кого-то — великим художником.

Заканчивая этот небольшой биографический очерк о Пикассо, мне хотелось бы привести еще одну цитату. На этот раз из Виссариона Белинского, знаменитого русского критика. Эти слова могли бы подвести черту всему вышесказанному:

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/12251/

10 правил жизни Пикассо

Великий художник о том, как сделать жизнь увлекательнее. Все мы знаем имя известнейшего художника Пабло Пикассо, одного из самых своебразных гениев XX века.

Он прошел через все испытания — нищетой и богатством, войной и миром, женским вниманием и всемирной славой. В 2009 году журнал The Times назвал его лучшим художником среди живших за последние 100 лет.

Историю его успеха, наверно, невозможно повторить, но у Пикассо есть, чему поучиться. В этом посте читайте 7 советов от мастера о том, как жить и творить не переставая.

1. Чтобы сделать, необходимо верить

(«Может тот, кто считает, что может. А не может тот, кто считает, что не может. Это непреложный, неоспоримый закон».) Убеждения контролируют результат действий.

Если вы считаете, что у вас не получится, есть большая доля вероятности, что вы начнете нервничать или даже бессознательно ошибаться.

С другой стороны, если вы считаете, что способны сделать что-либо, ваш мозг начнет работать в другом направлении и искать решения, а не хныкать и жаловаться на жизнь. В результате решения и возможности начнут вылазить со всех сторон, как грибы после дождя.

2. Раздвигайте границы своих знаний и навыков

(«Я всегда делаю то, чего не умею, чтобы этому научиться».) Для развития необходимо толкать себя вперед. Это может быть страшновато.

Лучший совет, который я могу дать по этому поводу: присутствуйте в настоящем моменте настолько, насколько возможно, когда делаете то, что вы пока не умеете. Это может серьезно снизить возможные негативные переживания.

А когда в вашем сознании и теле нет этих чувств, становится легче концентрироваться, добиваться хороших результатов и в итоге научиться тому, чему вы хотите.

3. Не ждите вдохновения, начинайте

(«Вдохновение существует, но оно приходит во время работы».) Да, вдохновение есть, но оно должно застать вас за работой. Не растрачивайте уйму времени на ожидание «нужного» момента.

Если снизойдет вдохновение — прекрасно, творите! Но не ограничивайтесь только временем действия этого волшебного компонента. Иногда нужно заставлять себя делать работу, не предполагающую особых умений, и глупо ожидать для этого такой поддержки.

Вдохновение — это как специя, ее нужно совсем мало, но она может изменить все.

4. Действуйте больше и больше

(«Откладывайте на завтра лишь то, что вы не хотите завершить до самой смерти. Действие — основной ключ к успеху».) Без действия любая информация бесполезна. Это та часть личностного развития, о которой часто забывают или игнорируют.

Иногда может казаться, что начать действовать трудно, или что сейчас «не тот» момент. Но привычка делать больше может многое изменить. Это самое эффективное средство для достижения результатов.

В процессе действия вы лучше узнаете себя, формируете свое видение и познаете особенности своей отрасли на практике.

5. Задавайте правильные вопросы

(«Другие увидели то, что было, и спросили, почему. Я увидел то, что могло бы быть, и спросил, почему бы нет».) Легко задавать себе неправильные вопросы. Вопросы, ответы на которые лишь подтвердят, что вы — некомпетентны, глупы и неправы.

Вопросы, которые вас потопят вместо того, чтобы вознести. Задавайте позитивные вопросы, которые открывают — а не закрывают — дверь возможностей.

Практически в любой ситуации вы можете спросить себя: что хорошего есть в этом опыте? Это быстрый способ изменить с помощью чувства благодарности свое настроение и мысли.

6. Не судите, и вы увидите скрытую красоту

(«Если бы только можно было избавиться от мозга и пользоваться лишь глазами».) Живите настоящим моментом — и вы будете меньше анализировать, судить и утруждать мозг расклеиванием ярлыков направо и налево.

В настоящем моменте привычный мир становится необычнее. Вы видите больше живости и цвета в деревьях, природе, людях. То, что часто кажется само собой разумеющимся и повседневным, становится восхитительным и ценным.

Как будто вы смотрите на мир с большей ясностью.

7. Еще не поздно радоваться жизни

(«У юности нет возраста».) Не позволяйте общественному мнению диктовать вам, что вы можете, а чего нет, только из-за вашего возраста. В большинстве случаев, возраст — это всего лишь отметка у вас в мозгу.

Если вы смотрите на свою жизнь линейно, как на отрезок времени, то действительно поздно что-то менять. Если же вы научитесь больше присутствовать в «сейчас», большая часть таких мыслей просто отпадает.

Вы понимаете, что способны сознательно выбирать и делать то, что хочется. Сейчас.

Источник: http://research-style.ru/journal/10-pravil-zhizni-pikasso.html

Пикассо, Пабло (Pablo Picasso)

Пабло Пикассо (Pablo Picasso) (1881 – 1973) великий французский художник испанского происхождения, основоположник кубизма. Помимо живописи и рисунка он также занимался графикой, скульптурой, керамикой и дизайном.

Пикассо оказал огромное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. Его идеи получили развитие в работах большого числа подражателей. Пикассо считается одним из самых плодовитых художников в истории.

Список его работ составляет более 20 тысяч наименований.

Творческий путь Пикассо весьма разнообразен. Были в нем и периоды уныния, и периоды радости, периоды увлечения различными художественными техниками, цветовыми экспериментами и стилистическими формами живописи. Но самое главное, что он во всем и всегда был новатором, выражая свое удивительное и неповторимое видение мира.

С ранних лет Пабло продемонстрировал интерес к живописи. Любовь к изобразительному искусству ему привил его отец Хосе Руис Бласко, который был учителем рисования. Уже в 8 лет Пикассо пишет свою первую картину «Пикадор». С этой работой он не расставался до конца своей жизни.

В возрасте 13 лет он поступает в школу искусств в Ла-Корунье, а в 14-летнем возрасте – в школу изящных искусств Ла-Лонха, куда, несмотря на возраст, блестяще сдает вступительные экзамены на конкурсной основе. Затем он учится в Мадриде в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо. В 1898 году Пикассо возвращается в Барселону, где вступает в художественное общество «Els Quatre Gats».

С началом XX века в творческой жизни художника наступает, так называемый, «голубой» период (1901-1904). В это время он вместе со своим другом Карлосом Касахемасом (Carlos Casagemas) уезжает в Париж, где его друг кончает жизнь самоубийством. Это трагическое событие сильно потрясло художника.

Искусство и реальная жизнь для Пикассо всегда имели прочную связь. В его работах этого периода преобладает сине-зеленая палитра. Их наводняет тематика старости, смерти, нищеты, уныния и меланхолии. Возникают образы стариков, слепых, несчастных матерей, проституток и алкоголиков.

Ярким примером «голубого» периода является работа «Любительница абсента» (1901).

За «голубым» следует «розовый» период (1904 — 1906). В это время на смену унынию приходят более жизнеутверждающие, романтические, цирковые и театральные образы. В работах появляются розово-золотистые и розово-серые тона. Героями их становятся акробаты, танцовщицы, клоуны и бродячие артисты (пример, «Девочка на шаре», 1905).

На смену экспериментам с цветом и настроением приходит увлечение необычными формами, найденными в работах Сезанна и африканской скульптуре. Пикассо всерьез экспериментирует с деструкцией и деформацией, отвергая традиции натурализма.

Новое увлечение приводит его к созданию совершенно нового направления в изобразительном искусстве – кубизму.

В своих работах Пикассо представляет пространство и объекты в виде простых геометрических фигур (пример, «Фабрика в Хорта де Эбро», 1909).

В 1916 – 1919 годы Пикассо принимает участие в постановке новаторского «Русского балета» Сергея Дягилева. На протяжении этих лет он увлеченно занимается сценографией, создает декорации и костюмы. Скандальная слава балета приносит Пикассо большую популярность в широких кругах парижского бомонда.

В это время он знакомится с балериной «Русского балета» Ольгой Хохловой. Через некоторое время они женятся. Успех и семейное счастье возвращают в творчество художника классическую технику исполнения. В работах вновь появляются ясные и понятные формы, светлые тона, правильные лица.

В середине 20-х Пикассо проникается идеями сюрреализма. В мир его картин входят образы бессознательного. Воображение мастера, распаленное неурядицами семейной жизни, порождает то абсурдных и бесформенных монстров, то орущих или разорванных людей, то каких-то агрессивно-эротических человекоподобных существ (пример, «Фигуры на берегу моря», 1931).

В начале 30-х годов Пикассо серьезно увлекается скульптурой. Он творит величественные бюсты и женские ню, сюрреалистические фигурки, животных и полуабстрактные формы, среди которых особое место занимают гравюры к «Метаморфозам» Овидия (1930).

Во время гражданской войны в Испании (1936 — 1939) художник сопереживает республиканцам, борющимся с режимом Франко. В 1937 году после бомбежки и разрушения города Герника в провинции Бескайя (Испания), он пишет свою знаменитую картину «Герника». Громадное полотно, созданное для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже.

Послевоенный творческий период Пикассо можно назвать счастливым. В это время он сближается с молодой художницей Франсуазой Жило, с которой переезжает жить на Средиземноморское побережье Франции. Работы, созданные с середины 40-х до середины 50-х, отличаются атмосферой идиллии и гармонии с природой.

В них появляются образы обнаженных девушек, фавнов, кентавров и сказочных существ. Помимо написания картин в это время Пикассо увлекается восстановлением традиционного народного мастерства. Он активно занимается скульптурой, изготовлением статуэток животных, декоративных блюд и тарелок, кувшинов и пр.

В 1944 году Пикассо вступает в коммунистическую партию Франции и активно поддерживает пацифистские идеи. Его произведения пользуются огромным успехом.

 Среди поздних работ Пикассо наибольшую известностью имели: эмблема «Голубка Пикассо» (1949) – самый узнаваемый символ мира, прообразом которого послужила его же картина «Голубь мира»; статуя «Человек с ягненком» (1943 — 1944); живописные панно «Война» и «Мир» (1952); панно для здания ЮНЕСКО в Париже (1956 — 1957); ряд произведений для Музея Гримальди в Антибе; вариации на темы картин «Менины» Диего Веласкеса (Diego Velázquez), «Расстрел повстанцев» Франсиско Гойи (Francisco Goya), «Завтрак на траве» Эдуарда Мане (Édouard Manet) и др.

Умер Пикассо 8 апреля 1973 года. Похоронен, в соответствии с собственным завещанием, во дворе принадлежавшего ему замка Вовенарт.

Две женщины, бегущие по пляжу

Пикадор

Фигуры на берегу моря

Любительница абсента

Фабрика в Хорта де Эбро

Девочка на шаре

Голубь мира

Голубка Пикассо

Женщина в зеленом (Дора)

Герника

Арлекин, сидящий на красном диване

Радость жизни

Источник: https://www.kultoboz.ru/pablo-picasso

Биография Пикассо

Пабло Пикассо (1881 – 1973) – величайший испанский художник, основоположник кубизма, осветивший своим талантом большинство направлений современного искусства.

Детство и период обучения.

25 октября 1881 года в городе Малага, что в Испании, родился Пабло Диего Хосе Франсиско Де Паула Хуан Непомусено Мария Де Лос Ремедиос Сиприано Де Ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо, вошедший в историю мирового искусства под именем Пабло Пикассо.

Пикассо – девичья фамилия матери художника, которую он предпочел для себя взамен отцовской – Руис. Тому было несколько причин. Во-первых, в испанской среде фамилия Руис считалась довольно простой и была широко распространена, а во-вторых, Хосе Руис тоже был художником-любителем и искусствоведом. Читать далее

Творчество Пабло Пикассо: «голубой» и «розовый» периоды.

В начале XX века Пикассо со своим другом К. Касахемасом покидает Испанию и приезжает в Париж. Здесь Пабло вплотную знакомится с работами французских импрессионистов, в частности, А. Тулуз-Лотрека и Э. Дега, которые в свое время окажут серьезное влияние на развитие творческой мысли художника.

К несчастью, влюбленный во француженку и отвергнутый ею, Касахемас в феврале 1901 года совершает самоубийство. Грани реальной жизни и искусство для Пикассо всегда были неразрывны, и это трагическое событие, глубоко потрясшее художника, нашло отражение в последующих его работах. Читать далее

 «Кубизм» Пабло Пикассо.

Во все времена независимо от направлений, к которым принадлежало их творчество, художники искали способы передачи мира, его красок и форм на плоскости холста.

К началу XX века, времени развития фотографии, стало очевидно, что живопись отныне не является единственным способом отображения художественных образов в их «правильном» свете.

Чтобы иметь право на жизнь и не утратить своей актуальности в условиях меняющегося мира, искусству требовалось открыть новый язык общения с ним. Для Пикассо этим языком стал кубизм. Читать далее

Пабло Пикассо: период неоклассицизма.

Начало Первой мировой войны, расколовшей мир на части, смерть любимой женщины – Марсель Умбер (Евы), сложные отношения с друзьями и близкими, заставили Пикассо заново переосмыслить свою жизнь и творчество.

Результатом подобного самоанализа явилось осознание главенства живописи, затмевающей собой все прочие стороны жизни художника. Ни долг служения родине, ни отношения с женщинами, ни заведение дружеских знакомств не были для него так же важны, как искусство.

При этом Пабло все больше отдаляется от созданного им кубизма, который из его основного стиля творчества превращается в пройденный этап на пути развития художественных взглядов мастера. Читать далее

Сюрреализм Пикассо.

Пикассо никогда не был приверженцем одного стиля в искусстве, вся его жизнь прошла в творческих исканиях. В 1925 году поиски новых способов, форм и приемов отображения мира глазами художника привели его к сюрреализму.

Во многом этому повороту способствовала атмосфера разрушающейся семейной жизни испанского художника и русской балерины. Ольга Хохлова, получившая воспитание в лучших традициях высокого общества, требовала от Пикассо соблюдения подобных же правил приличия при посещении светских мероприятий. Читать далее

Война в Испании. Герника. Вторая мировая война

В 1936 году в Испании вспыхнула Гражданская война. Сторонники молодого республиканского правительства ожесточенно пытались противостоять властным стремлениям военно-националистической диктатуры во главе с генералом Франко и установлению фашистского режима на испанской земле.

Как истинный патриот, Пабло Пикассо не мог остаться в стороне от происходящих событий. Он не боролся с врагом на поле боя, не бросался на баррикады. Художник делал то, что умел лучше многих – с кистью в руках он выражал свою позицию посредством картин, своими полотнами вдохновлял сражающихся и обличал совершаемые против человечества преступления. Читать далее

Творчество Пабло Пикассо в послевоенный период.

С окончанием Второй мировой войны настроения мира и радости осветили жизнь художника и поселились на его картинах.

В 1946 году Пикассо получает заказ от княжеской семьи Гримальди на создание серии картин и панно для их замка в курортном городе Антибе. Вдохновленный Природой Средиземноморского побережья Франции, художник создает 27 прекрасных полотен, олицетворявших гармонию мира, где обитают обнаженные прекрасные нимфы и мифические сказочные создания – фавны и кентавры. Читать далее

Источник: http://picasso-picasso.ru/biografiya-pikasso/

Пабло Пикассо

Пабло Пикассо ставят на одну ступеньку с великими художниками XX века. Разноплановый и уникальный в своей манере, он считается вдохновителем и создателем кубизма. Он оставил миру около сотни тысячи работ, включая рисунки, скульптуру и керамику. Его произведения искусства хранятся во многих музеях мира. Картины – одни из самых дорогих и часто похищаемых.

Картины Пикассо

Он вышел из нищеты благодаря русскому эмигранту, который одним из первых по достоинству оценил талант испанского художника, собрав коллекцию из более полусотни картин Пикассо. Сегодня они украшают Эрмитаж и Музей изобразительных искусств в Москве.

А благодаря русской балерине Ольге Хохловой, ставшей первой его женой и матерью первенца, он обрел счастливую семейную жизнь. Но ненадолго. Пикассо привык жить для себя: в его послужном списке бесчисленное множество разбитых женских сердец, трое внебрачных детей, которым он так и не стал заботливым отцом.

Пабло Пикассо умер глубоким стариком и очень богатым человеком в окружении своих близких.

Его имя настолько длинное, что он всегда пользовался только первым и последним именем. Пикассо – фамилия его матери, казалась ему более благозвучной, чем фамилия отца. Хосе Риус – художник, так и не состоявшийся. Он работал смотрителем в музее, имел нервный характер и кучу вредных привычек. Дом держался на матери – Мария была суровой женщиной, чье решение всегда было окончательным.

Ей было 25 лет, когда дон Хосе неожиданно сделал ей предложение. Через год (25.10.1881) у них родился мальчик, потом две дочери. Пабло с детства баловали, он был любимчиком в семье. Семья жила в Малаге – это юг Испании, где теперь находится музей художника, в котором выставлено более 150 работ Пикассо.

Он начал проявлять интерес к мольберту рано, первое время с ним занимался его отец. Первая серьезная работа появилась в восьмилетнем возрасте и с ней художник никогда не расставался. Это «Пикадор» — картина, которую ребенок написал после посещения корриды. Темные, тревожные тона и наездник в ярком желтом костюме на коне.

Как уверяют исторические документы, на мальчика повлияло землетрясение, разрушавшее часть города, принесшего сотни тысяч смертей. Трехлетнего Пабло из развален спас отец. Многие считают, что именно это детское потрясение породило кубизм: изломанные и смещенные формы, беспорядочные куски некогда одного целого.

Муштра отца, трехлетние курсы живописи в частном пансионе предварили студенческую жизнь. В тринадцать он поразил своей техникой приемную комиссию Барселонской Академии художеств и стал самым юным студентом. Его романы с преподавательницами и студентками не прошли незаметно: на Пабло жаловались его семье регулярно.

Через три года пришлось сменить учебное заведение на более престижное: Мадридскую академию. Но учеба там продлилась меньше года. Молодого художника увлекли другие прелести жизни: он был частным гостем публичных домов и не скрывал свой интерес к этой стороне жизни, наполнив эротикой значительную часть своих работ.

Хотя писать серьезные вещи он не переставал, изучая манеру письма Веласкеса, Гойи и в Эль Греко. 

Его ранние работы, созданные в возрасте 15 лет – «Первое причастие», «Портрет матери» и «Автопортрет» — находятся в музее Пикассо, в Барселоне.

Годы юности были нищими: как вспоминал один из его друзей того периода, Пабло было негде жить и он снял угол прямо в доме терпимости, а в качестве оплаты расписал стены сюжетами на эротические темы. Это ему нисколько не мешало работать и над другими заказами: картинами для монастыря на религиозные мотивы. К сожалению, позже эти картины не сохранились из-за испанской войны.

Париж он открыл для себя, будучи студентом: его первая поездка состоялась в 1900 году, но он оказался под большим впечатлением от царивших там свободных нравов в жизни и искусстве, что через четыре года он переберется туда окончательно.

Живопись французских художников наложила на него отпечаток. Но Пабло расширял свои горизонты не только в этом направлении: его увлекало искусство арабских мастеров, готика и японская гравюра.

Он ходил по музеям днями напролет, знакомился с молодыми коллегами и зависал в их мастерской.

Героями его картин и рисунков становятся пейзажи Монмартра и сцены уличной жизни: нищие, проститутки, дамы за столиками в кафе, танцовщицы, дети.

Денег на краски не было, поэтому вошедший в историю искусства «голубой» период Пабло, был связан и с этим фактом. В те годы он поселился в неуютном и холодном сарае, где жили многие эмигранты-художники, имея общее имущество и натурщиц.

Одну из них называли Фернанда Оливье, хотя оно у нее было совсем другое: Амали Лат. Девушка считалась первой красавицей в окружении молодых художников.

Говорили, что Фернанда — внебрачная дочь очень состоятельного человека. После смерти матери, в 15 лет — ей ничего не оставалось, как согласиться позировать. С Пабло их сблизил опиум и абсент.

К 24 годам работами Пабло стали интересоваться галеристы, он уже пару раз вставлялся в небольших кафе, какие-то работы удалось продать, так что деньги, хоть и изредка, но бывали в карманах. Его жизнь с Фернандой была полна не только страсти, но и вспышек ревности.

Он запирал свою подругу на ключ, а сам уходил добывать пропитание, нередко забирая заказы, что оставляли  разносчики на пороге чужих дверей.

К этому времени относится двухгодичный срок «розового» периода в его картинах, столько же «африканского» и начало кубизма, из-за которого в 1911 году он и расстался с Фернандой.

Девушка недолго наслаждалась благополучием, обретенным в квартире, где стояли рояль, огромные зеркала и работали две прислуги.

Несколько выставок, знакомство с местной богемой и модными художниками Модильяни и Матиссом, успешная продажа картин позволили Пикассо быстро обустроить свою жизнь. Он всегда стремился к роскоши и не жалел на это денег, не имея привычки откладывать накопления.

Своим благополучием он был обязан и русскому миллионеру Сергею Щукину, с которым он познакомился на Монмартре, зарабатывая тем, что за пару франков писал шаржи на прохожих. Щукин стал покупать работы и не жалел денег. Сто франков за картину Пабло считал невиданной щедростью. Он стал постоянным покупателем, вытащив художника из нужды.

Пикассо никогда не велся на поводу у всех – искал свою манеру письма и нередко вводил окружение в настоящий шок. Например, его знаменитое полотно «Авиньонские девицы» публика не приняла. Пресса назвала ее скандальной, друзья плевались, зато нынешние искусствоведы именно ее возвели в ранг родоначальницы кубизма.

Во время написания этой картины разразился кризис с Фернандой: ей не понравилось, как он изобразил ее прекрасное тело в новой манере. Зная его ревнивую натуру, она отправилась позировать ню к другому художнику.

Правда, к этому времени у Пабло уже была новая пассия. Ева Гуэль (настоящее имя Марсель Умбер) – худенькая 27-летня подружка молодого художника.

Поэтому, когда он увидел Фернанду изображенную на картинах, выставленных на Монмартре, то поставил точку в их девятилетних отношениях.

Ева была тихой и спокойной, она охотно позировала и не обижалась на кубизм. Она влюбилась страстно, стала хозяйкой в квартире, а художник воспевал ее в своих полотнах, признаваясь в бесконечной любви.

Они часто путешествовали по Европе, лишь изредка наведываясь в Париж на выставки. Несмотря на враждебность к новому направлению искусства, натюрморты Пабло в стиле кубизма хорошо продаются. Популярность Пабло росла и ему все чаще галеристы предлагали свои услуги.

Через четыре года путешествий он ей сделал предложение. Но случилось несчастье: невеста подхватила туберкулез и вскоре умерла.

Пабло не скрывал горечь утраты и невыносимую боль в душе. Горе отразилось на его внешности: он перестал следить за собой, увлекался опиумом и не вылезал из борделей. В течение двух лет его жизнь шла кувырком. В России в это время началась революция, переломавшая многие судьбы.

Эмигранты спасались бегством, в том числе балетная труппа Сергея Дягилева. В Рим и отправился художник, чтобы поучаствовать в проекте, на который его с трудом уговорил знакомый – Жан Кокто, сотрудничающий с балетом.

В Италии жизнь Пабло обрела краски: он работал нал над костюмами и декорациями труппы, и встретил очаровательную балерину Ольгу Хохлову – дочь белогвардейского офицера. Уже через год они поженились.

Через три года, когда Пабло исполнилось уже 40 лет, родился первенец.

Жизнь к этому времени вошла в русло, которым жили преуспевающие буржуа. Светская жизнь била ключом, пара стала посещать званые вечера, премьеры и приемы. Появился лимузин и собственный водитель. Гардероб состоял из модных и дорогих вещей именитых портных.

Из его жизни на время ушел кубизм и мрачные краски, появились понятные и правильные формы, выразительные и светлые тона. Он пишет Ольгу и сына, ставя время и дату на каждом из сотни рисунков. Своего сына родители обожали.

Но насладившись сытостью, Пабло все чаще нервничал: он вспоминал свои бедные, но безмятежные годы становления, и постепенно съехал в мастерскую, оставив на попечение Ольги их респектабельную квартиру. Жена не мирилась с решением уйти в свой мир, не могла понять его настроений и считала все это блажью.

Содержание картин того периода показательно: женские образы в неприглядных видах, во многих из которых угадывалась его супруга.

О разводе речи не шло: Пабло понимал, что делить свои картины он не будет ни с кем.

Ольга не раз вспоминала, что мать Пикассо сразу ее предупредила, что для ее сына никто не важен, кроме его самого. Она будет до конца жизни (умрет в 1955 году) упрекать его во всем, в том силе, что он так и смог стать примерным семьянином и верным мужем.

В 46 он встретит юную Марию Терезу Вальтер. Ей 17 и не мудрено, что внимание именитого художника, бросившего к ее ногам замок Буажелу и всячески баловал возлюбленную.

Он напишет сотни ее образов, сотворит скульптуру, которую установят на могиле художника. Первой картиной, стоимостью более $100 млн станет «Обнаженная, зеленые листья и бюст», проданная в 2010 году с аукциона.

На ней изображена спящая Мария возле бюста, который сделан с нее же.

Всего более полусотни работ он посвятит своей возлюбленной.

Через восемь лет их отношений (раз в неделю) родится Майя. Хорошенькая и веселая девочка вырастет без отца. В своих воспоминаниях она признается, что никогда не питала иллюзий на его счет. Пабло оставит их, когда Майе исполнится два года. Но до ее 20 лет будет с ней иногда встречаться. В его картинах дочь появится 12 раз: последний – в 1943 году.

Пабло оставлял своих женщин и детей, но никогда не прекращал их материально обеспечивать. Для Марии Терезы разрыв стал драмой, она надеялась на то, что он когда-нибудь поведет ее под венец. Она так и не смогла пережить смерть единственной любви всей ее жизни: через четыре года после смерти Пабло, она свела счеты с жизнью.

Художник сотрудничал с повстанцами все предвоенные годы, а в конце войны вступил во французскую компартию.

Известна история, как нацисты пришли с обыском в дом Пикассо. Увидев его «Гернику» — масштабное полотно об одноименном испанском городке, который разбомбили немцы – один из них спросил, сделал ли это художник. На что тот ответил: «Нет, это сделали вы».

Работу художника над этой картиной снимала его любовница Дора Маар. Уникальный фоторепортаж вошел в историю искусствоведения, а Дору называли не просто свидетелем действа, но и соавтором, ведь она дала дельные советы, когда Пабло сомневался. Кстати, может благодаря ее участию в процессе, работа была быстро закончена.

Дора ни разу не позировала для художника, но ее образ отражен во многих его работах. Роман был странный и с надрывом. Он продолжался семь лет.

Пабло говорил, что эта женщина терпела от него многое, но он больше не готов видеть женские слезы.

Она страдала неврастенией, и опасаясь за ее жизнь, Пабло отправил ее в клинику, поставив точку в их любовных отношениях. Но навещал ее художник еще долгое время.

Измученный неурядицами и притязаниями на его время со стороны оставленных им женщин, Пабло сел разбирать свои архивы. Ему помогал его друг еще со студенческой скамьи, ставший его секретарем. Он перепечатал стихи, которые Пабло начал писать в последний год отношений с Марией Терезей, когда ему уже было 55. Они без рифмы, но полны образов и настроений.

Войну он пережил в оккупированном Париже: приспосабливался к трудностям, передвигался на автобусах и искал уголь, чтобы топить в мастерской.

С Франсуазой Жило он познакомился в 1943 году. Ей было всего 21 год. Она снова привнесла радость в жизнь и творчество знаменитого художника.

В 66 лет Пабло снова стал отцом: у них с Франсуазой родился сын Клод, а еще через два года — дочь Палома. Через месяц после рождения дочки он стал дедом: его сын Поль осчастливил внуком, которого назвали Пабло. Его рисунок «Голубь мира» создан в год рождения дочери и внука.

О десятилетнем романе Франсуаза написала книгу «Моя жизнь с Пикассо», экранизированную в 1996 году. Эта женщина оказалась единственной, кто сам ушел от Пабло, как только почувствовала охлаждение.

Пабло ни в чем себе не отказывал. В 77 лет он купил замок Вовенарг, перевез туда все свои работы коллекции картин Курбе, Ренуара, Гогена, Матисса, Модильяни, Сезанна и других. Провел там два года, практически не прерываясь на работу.

Музой его была Жаклин Рок – продавщица, с которой он познакомился в 1953 году в супермаркете. Она была красива и воспитывала шестилетнюю дочь.

Почти 80 летний Пабло сделал ей предложение: его жена Ольга умерла (он даже не приехал на похороны), так что последние годы он решил провести в спокойной обстановке. Они сыграли свадьбу и переехали в имение Мужен.

Жаклин было 34 года, она видела в художнике свой единственный шанс выйти в люди. Она боготворила его, называла не иначе как монсеньор и сносила все его капризы, не моргнув глазом.

Пабло под конец жизни сильно сдал: почти не слышал и не видел. Она следила за его распорядком дня, диетой и покоем. Постепенно отвадила от дома всех его детей и друзей.

Впрочем, это было не трудно – Пабло не интересовался их жизнью и раньше.

Он умер в 1973 году, не позаботившись о близких. Завещания не было, а родственникам было что делить. Два года потребовалось французскому правительству, чтобы провести инвентаризацию имущества и многочисленной недвижимости.

Оказалось, что это самое внушительное наследство, которое делило французское государство — более 1,5 миллиардов франков. Наследники вели ожесточенную борьбу, отвоевывая себе кусок пожирнее. Окончательное соглашение между ними было достигнуто через семь лет после смерти Пабло.

Из оставшихся в живых тридцать процентов состояния досталось Жаклин (это 350 млн франков), внукам – по двадцать процентов каждому, детям вне брака – по 10 процентов.

Жаклин, чье здоровье подорвали годы распрей и ожиданий, застрелилась в 1986 году и похоронена рядом с могилой мужа.

Источник: http://qoon.ru/articles/pablo-pikasso/

Ссылка на основную публикацию