Образованность или образованость как правильно?

Разница между образованием и образованностью

Существуют два очень близких понятия — образование и образованность. В чем специфика их понимания?

Содержание статьи

Понятие образования чаще всего соответствует совокупности знаний, получаемых человеком. Чем больше их объем — тем выше уровень образования. Значение имеет также разнообразие и качество знаний, а еще, что очень важно, — навыков, связанных с их применением.

Еще один важный аспект — востребованность получаемых человеком знаний. Весьма желательно, чтобы их освоение имело значение с точки зрения практической применимости. Но даже если человек осваивает знания для себя, тем не менее значительный их объем он, как правило, может прямо или косвенно применять на практике.

Образование может быть получено человеком:

  1. посредством посещения специализированных учреждений — школ, средне-профессиональных заведений, вузов;
  2. посредством обучения на онлайновых курсах (как по записям, так и в режиме вебинаров);
  3. посредством самостоятельного обучения — по книгам, тем же онлайновым источникам;
  4. в порядке индивидуальных коммуникаций с носителями знаний и навыков — наставниками, тренерами, консультантами.

Образование в специализированных учреждениях, как правило, требует подтверждения полученных знаний, а в некоторых случаях — умений их применять, на экзаменах и посредством иных форматов проверки компетенций учащихся.

Самообразование, в свою очередь, может сопровождаться тестированием обучающегося с помощью методов, которые он разрабатывает сам. В некоторых случаях он может обратиться за содействием и в специализированное учреждение — например, в целях прохождения теста на получение сертификата об оценке знаний, который не предполагает обязательного участия человека в обучении в данном учреждении.

Образование — это процесс. Он может иметь любую длительность и содержание — это определяет сам человек.

к содержанию ↑

В чем специфика понимания образованности?

Под образованностью понимается фактическое наличие у человека существенного объема знаний, а также навыков, позволяющих ему данные знания применять на практике.

Образованность — это конкретный результат получения человеком образования.

Пусть в некоторых случаях и весьма скромный — но в достаточной мере ощутимый и позволяющий носителю знаний впоследствии успешно увеличивать их объем.

В современном обществе принят ряд критериев достаточности данного результата — то есть приемлемого уровня образованности человека. В России это наличие у гражданина как минимум среднего образования — или хотя бы 9 классов. Это позволит человеку, к примеру, продолжить обучение в лицее, а по его окончании — в вузе.

Образованность — важнейший социальный атрибут гражданина практически любой развитой страны. Его наличие предопределяет появление у человека карьерных перспектив, становится ресурсом для приобретения им более высоких социальных статусов.

Распространена точка зрения, что в современном обществе не менее востребовано образование неформального характера — полученное не в школе или вузе, а в ходе приобретения человеком житейского опыта, в процессе общения с другими людьми.

Однако данный способ получения образования имеет недостаток — он характеризуется узостью. Человек, приобретая знания и навыки неформально, может применять их только в тех отношениях, в рамках которых они, собственно, получены — но на практике участвовать в таких коммуникациях он будет не всегда.

У человека могут возникнуть сложности при общении в других сферах.

В свою очередь, образованность, достигнутая в рамках системного обучения — в школе и в вузе, позволяет гражданину более или менее уверенно чувствовать себя в разных отношениях. Разумеется, при условии, что учебные программы будут составлены качественно.

к содержанию ↑

Сравнение

Главное отличие образования от образованности заключается в том, что первый термин обозначает процесс приобретения знаний и навыков человеком, а второй — некий сформировавшийся их объем, ощутимый результат обучения, на основе которого впоследствии можно наращивать знания и навыки. Насколько качественным является уровень образования человека — настолько фундаментальной будет и его образованность.

Определив, в чем разница между образованием и образованностью, отразим выводы в таблице.

к содержанию ↑

Таблица

Образование Образованность
Что общего между ними?
Образованность — результат получения человеком образования
В чем разница между ними?
Является процессом приобретения человеком знаний Является результатом приобретения человеком знаний

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-obrazovanie-ot-obrazovannosti/

Образованность Образованный

       Образованность как качество личности –   способность отличать вечное от временного,  проявлять на практике гармоничное единство хороших качеств личности с обязательным минимумом жизненного опыта, специального образования, культуры и эрудиции; постоянно взращивать в себе разум, самостоятельно решать проблемы, опираясь на знания, ставшие частью жизненного опыта.

      Учитель принёс сундук и сказал ученикам: — Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом. Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома разные ключи, но ни один из них не подошёл.

Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно. — Учитель, может, начнём учиться? — робко спросил один ученик. — Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время. Учитель обнял ученика и объявил: — Ты прав. Образование — клад, а труд — ключ к нему.

Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.

         Высший тип образованности, когда человек обретает способность видеть отличия вечного от временного. Какая это образованность, если человек гоняется за тем, что временно, что неизбежно умрёт и, в то же время, не беспокоится о своём духовном развитии, то есть игнорирует вечное? Это уже не образованность, а глупость.

        Образованность – это  достоинства личности, подкрепленные: — знаниями и навыками, нужными для успешной работы, адаптации и комфорта; — объёмом гуманитарных и естественнонаучных знаний, необходимых для усвоения нового знания и эффективного межличностного общения.

       Чему нас учит школа и университеты? Они дают информативное знание, необходимое для овладения какой-либо квалификацией.  Джордж Бернард Шоу писал: «Я прихожу в бешенство от одной мысли о том, сколько бы я всего узнал, если бы не ходил в школу».

При этом программы обучения не продуманы.

Один мой знакомый, закончивший финансовую академию, до сих пор не понимает, зачем его целый год учили производству серной кислоты башенным способом и крекингу нефти, а затем еще заставили сдавать экзамен по дисциплине «Технология промышленного производства».

         Зато в институтах совсем не учат, как правильно вести себя в жизни. У Солженицына есть термин «образованщина», то есть диплом в кармане, а как был человек дураком, так им и остался. Образованность от наличия «корочки» не зависит.

 Можно иметь десять дипломов, знать прекрасно свою специальность,  но представлять скопление негативных качеств личности, и поэтому быть изгоем на любом производстве, в любом коллективе.

Берут по дипломам и резюме, но потом, когда раскусят, к примеру, что взяли скандалиста и склочника, выгонят без сожаления поганой метлой.

        Упорный, настойчивый, целеустремленный человек быстро усвоит новую специальность. Люди – фавориты успеха, знают секрет, что алгоритм его достижения  везде одинаков.

Поэтому они легко переходят в совершенно незнакомые им области знания и неизменно добиваются везде удачи. А ларчик открывается просто: успех достигается от союза хороших качеств личности и профессионализма.

Развивая в себе достоинства, они прямой дорогой направляются к успеху.

         Образованность – это постоянная забота о развитии своего разума. Что происходит на каждом шагу с людьми, возомнившими, что им не нужны чужие знания, что все законы мироздания они уже постигли? Например, профессор поражен гордыней. Он уже никого не слушает, считая, что только его знание – истина в последней инстанции.

Все считают его образованным человеком, но постепенно замечают, что его разум начал чахнуть. Разум крепнет, если он ежедневно кого-то активно слушает.

Гордыня блокирует разум от нового знания, поэтому он слабеет день ото дня, и окружающие к своему изумлению видят, что профессор живет на багаже прошлых заслуг  и начинает деградировать.

         Древняя мудрость гласит, что люди с блокированным гордыней разумом становятся худшими из людей. Неужели хуже деграданта – наркомана? Да, хуже. О.Г.

Торсунов пишет: «Деградант еще может как-то выйти из этого состояния (начать слушать), а ученый, который уже находится на высоте общества, он не способен ничего услышать и понять. Он не будет менять свое мнение никогда, он не способен ничего изменить в своей жизни, и у него начинаются этапы деградации.

Первый этап деградации – он не хочет слушать. Дальше, у него теряется разум, и по мере потери разума у него портится характер. Он начинает становиться очень амбициозным, он хочет почтения к себе, как и раньше. Но люди перестают его уважать постепенно.

Дальше что происходит? Дальше, по мере снижения уважения, у него увеличивается беспокойство, и он в результате становится деспотом: начинает злиться на всех своих подчиненных, начинает злиться на все свое окружение».

  Процесс на этом не останавливается — далее у него возникает невротическое, напряженное состояние сознания. От этого появляется масса болезней. Следующая стадия: люди начинают его избегать. Ему кажется мир враждебным и несправедливым, ведь он посвятил всю жизнь науке, а благодарности ноль.

       У хорошего человека таких проблем не возникает. Его считают образованным, достойным и почтительно жмут ему руку. Он тоже, к примеру, посвятил науке всю жизнь и тоже стал профессором, но вся существенная разница между ними, что один ежедневно заботился о взращивании своего разума, а другой о взращивании гордыни.

        Образованность – это потребность к постоянному совершенствованию. Она является результатом постоянного воспитания в себе достоинств, самообразования, разносторонних интересов и начитанности. Михаил Булгаков писал: «Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя.

Читайте также:  Ближче чи блище як правильно?

Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать сам себя». Ему вторит Д.И.

Писарев: «Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий».

Иными словами, основу образованности составляют хорошие качества личности, подкрепленные глубокими профессиональными знаниями, постоянной потребностью развивать свой разум, широтой интересов,  целенаправленным и динамичным движением вперед по дороге самосовершенствования.

       У Сергея Михалкова есть шуточная басня «Кот – полиглот», которая как раз и говорит о важности самосовершенствования:

В испуге от Кота спасалась бегством Мышка, И вот ещё чуть-чуть — и ей пришла бы крышка! Да подвернулась норка на пути: Не часто может так Мышонку подвезти! Кот возле норки сел, притих и, переждав, Затявкал no-собачьи: «Тяв! Тяв-тяв!» Известно, что мышам не так страшна собака! Тут Мышка вылезла… И ей пришёл конец! «Один чужой язык полезно знать, однако!» —

Заметил про себя учёный Кот-хитрец.

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

(Просмотров 804 всего, 1 сегодня)

Источник: https://podskazki.info/obrazovannost/

Образованность

качество развития личности военнослужащего, определяющее степень ее приспособленности к окружающей среде. Главный критерий О. – системность знаний и мышления, проявляющиеся способности человека восстанавливать недостающие звенья в системе знаний при помощи логических рассуждений.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

личностное качество, характеризующее, в какой мере человек освоил и превратил в свое достояние имеющийся в обществе социальный опыт, прежде всего достижения науки и культуры.

При этом существенны два параметра: количественный — объем знаний, их всесторонность, диапазон осведомленности, и качественный — глубина понимания жизни, способность самостоятельно анализировать ее явления и процессы.

Термин не подразумевает способность к практическому применению имеющегося у человека интеллектуального потенциала, однако и не исключает ее.

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью к-рого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней,охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. Критериями О.

являются системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

«Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» (древний афоризм).

Источник: Педагогический словарь

качество личности, характеризующее способность человека использовать в своей жизнедеятельности освоенные им продукты материального и духовного труда людей, т.е. их прошлого опыта и включать их в свой собственный опыт, руководствуясь действующими социальными нормами и духовными ценностями в обществе.

На практике образованность заключается в объеме информации (знаний, умений, навыков), позволяющей правильно мыслить в пределах существующей системы представлений, рассуждать, стремиться ко благу, оценивать последствия своих действий. Образованность определяется умением человека осмысливать явления собственной духовной жизни.

Все это, в конечном итоге, складывается в цельную картину мира, в рамках которой «заключает» себя сам человек. Уровни образованности могут быть самыми разными.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Источник: http://didacts.ru/termin/obrazovannost.html

Как писать правильно – образовывает или образует :

Наверняка многие задавались вопросом: «А как написать – образовывает или образует?» На первый взгляд слова похожи, и некоторые, не задумываясь над тем, какая форма является правильной, пишут её в предложении, вследствие чего могут использовать её неверно.

Для начала нужно понять, когда следует употреблять данный глагол. Давайте рассмотрим значение этого слова подробнее, чтобы в дальнейшем избежать ошибок на письме.

Оба этих слова производные от глагола «образовать», поэтому и смотреть значение нужно именно этого слова.

Значение слова

Для того чтобы знать, как писать – образовывает или образует, – нужно посмотреть значение слова в толковом словаре. Но нужно учитывать, что в современном русском языке значение слова может поменяться или стать устаревшим. Чтобы посмотреть все возможные значения, необходимо взять несколько толковых словарей, например таких авторов: Д. Н. Ушаков, С. И. Ожегов и Т. Ф. Ефремова.

  1. По толковому словарю Ушакова глагол «образовать» имеет несколько значений:
    • обучать кого-либо, передавать знания;
    • создать что-либо, представить собой;
    • организовать, сформировать;
    • развить, воспитать.
  2. По толковому словарю Ожегова у рассматриваемого слова два значения:
    • представлять собой;
    • создать, организовать.
  3. Согласно словарю Т. Ф. Ефимовой слово «образовать» имеет устаревшее значение, значения производных глагола нужно смотреть от слова «образовывать»:
    • придавать соответствующую форму чему-либо, создать;
    • организовывать, учреждать;
    • сообщать кому-либо знания, просвещать;
    • развивать, совершенствовать что-либо.

Правильное написание

И всё-таки, главный вопрос, на который нужно ответить: “Образовывает или образует, как правильно писать?” В этом разобраться помогут значения слова, найденные в толковых словарях. Как стало понятно, два этих глагола происходят от одного слова – «образовать».

Значит, и значения их одинаковые. Написание этих двух форм имеет право на существование, можно писать обе. Но чтобы правильно выбрать – образовывает или образует – надо учитывать определённые нюансы.

Перед тем как сделать выбор в пользу одного из этих глаголов, нужно посмотреть на общий смысл предложения.

Когда можно писать “образовывает”?

Написание данного варианта чаще всего встречается в трудах писателей-классиков, потому что оно используется в контексте «дать образование» в устаревшем варианте. Например: «Максим Петрович хотел пойти образовывать народ». Смысл предложения не в том, чтобы создать народ, а в том, что народ нужно научить чему-либо. В современном русском языке такое написание встречается редко.

Случаи написания слова “образует”

Используется он гораздо чаще, но имеет не один смысловой контекст. Этот глагол можно употреблять в следующих значениях:

  • Создание или постройка чего-либо. Например: «Большой дом и красивый сад вместе образуют дачный ансамбль».
  • Организация чего-либо: «Было решено образовать Кружок юных электроников».

Подбор синонимов

Иногда бывает, что выбранное слово не очень удачно вписывается в контекст предложения или не подходит стилистически. Поэтому в таких случаях очень выручают слова-синонимы.

Синонимы слова «образует» – это слова “воспитывать”, “учить”, “творить”, “формировать”, “организовывать”, “делать”.

Да, у некоторых вариантов значения различны, но и у рассматриваемого глагола их тоже несколько, поэтому синонимы подбираются для каждого значения.

Что же выбирать – образовывает или образует? Всё зависит от контекста, в котором вы хотите использовать тот или иной глагол. Оба варианта существуют в русском языке, но чаще встречается второй вариант. Главное, чтобы он подходил по контексту и соответствовал стилистическим особенностям предложения. Удачи вам в написании грамотных текстов!

Источник: https://www.syl.ru/article/322146/kak-pisat-pravilno—obrazovyivaet-ili-obrazuet

Образованность для жизни или образование ради образования? | Русский язык и литература | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Автор: Ладанова Нина Владимировна

Организация: МАОУ Гимназия г. Нытвы

Населенный пункт: Пермский край, город Нытва

Эссе «Образованность для жизни или образование ради образования»

Ладанова Нина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ Гимназия г. Нытвы

Пермского края

Современная система образования переживает кризис – это общепризнанный факт. Из множества проблем, углубляющих образовательный кризис, трудно выделить какую-то одну, но всё же попробуем сформулировать наиболее, на наш взгляд, важную.

А именно: для чего готовит выпускника современная школа? Для жизни во взрослом мире или для сдачи ЕГЭ? И если всё же для реальной успешной жизни, то каких навыков не хватает в образовательном пространстве сегодняшней школы? Что необходимо современному молодому человеку, если он мечтает о достойном будущем? Наверное, вовсе не аттестат с отличием или красный диплом, а нечто другое.

Многочисленные научные исследования российских и зарубежных учёных доказали, что существует четыре необходимых навыка, которые отличают человека, способного успешно реализоваться в 21 веке.

Во-первых, умение самостоятельно и желательно нестандартно мыслить.

Лишь у самостоятельно мыслящего человека возникает желание создать что-то своё: задать умный вопрос, сочинить стих, открыть собственное дело, самому написать эссе… У такого человека нет потребности в плагиате, списывании, присвоении чужого интеллектуального труда: он самодостаточен, потому что научен самостоятельно учиться, познавать окружающую действительность методом собственных проб и ошибок, то есть практическим путём у него формируется критическое мышление.

Существует ли в современной школе возможность для формирования критического мышления? Да, но это умение формируется достаточно долго: путём умного общения, погружения в мир интеллектуальных игр и шахмат, методикой ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и другими нестандартными технологиями.

Во-вторых, умение читать. В широком смысле слова – познавать язык скрытых смыслов: книг, картин, фильмов, музыки, психологии и т.д. и т.п. Через чтение происходит процесс втягивания молодого человека в культуру, в мир креативности.

К любому делу он не станет применять стандартные решения, предложит своё – оригинальное, отличное от других. Пусть он не перевернёт окружающий мир, но, поступив нестандартно, сделает действительность ярче и интереснее.

В огромном потоке информации сумеет не просто найти чужие идеи, а на их основе произвести свои, нестандартные.

Как выпускник может понять, сформирована ли у него креативность? При всех отрицательных отзывах про ЕГЭ часть С почти каждого учебного предмета проверяет именно умение строить самостоятельное рассуждение, пускай и на заданную изначально тему. А значит, и в ЕГЭ есть свои плюсы.

Читайте также:  Забираю или забераю как правильно?

В-третьих, коммуникабельность и умение публично выступать, умение общаться с окружающими людьми в разнообразных жизненных ситуациях. Технологии дебатов давно и успешно работают в школе, политике, бизнесе. Умение публично выступать считается одним из самых важных для построения успешной карьеры.

Вспомним древнегреческого косноязычного в начале жизненного пути Демосфена, который путём тренингов (тогда он не знал, что это так называется), сумел достичь вершин ораторского мастерства.

Вспомним известный фильм «Король говорит», в котором Георг VI – отец Елизаветы II, нынешней королевы Великобритании, – одерживает победу прежде всего над самим собой, сумев преодолеть косноязычие и заикание.

В-четвёртых, умение работать в команде, доносить до других свою точку зрения, услышать собеседника – это основные функции учебного и делового сотрудничества. Когда в определённых условиях необходимо принять на себя роль лидера, а в изменившейся ситуации уметь подчиниться общему решению и стать командным игроком для пользы дела.

Конечно, в школе пока нет такого предмета, как учебное сотрудничество, но есть разнообразные формы групповой работы, которые уже много лет применяют наиболее заинтересованные в достижении высоких результатов учителя. Именно их ученики показывают свои достижения не только высокими баллами на экзаменах, но и результатами на олимпиадах и конкурсах различной направленности.

Да, школа до сих пор ориентирована на оценку знаний ученика в конкретной предметной области: химии, литературе, математике… Где в реальной жизни мы можем встретить эти предметы в чистом виде? Кто и когда станет проверять наши знания таблицы Менделеева или биографии Пушкина?

Да, в школе продолжают учить детей так, как если бы не было других источников информации, кроме слова учителя, как будто до сих пор не наступил век информационных технологий.

Но есть в школе умные учителя, современные и проверенные временем образовательные технологии, позволяющие формировать у молодых людей навыки критического мышления, основы креативности, коммуникативные компетенции и умение работать в команде.

А значит, всё не так и плохо в современном образовании, важно лишь найти правильное решение для, безусловно, актуальной проблемы.

Источники

  1. Алексей РУТКЕВИЧ: Мы — наследники античности. Но не до такой же степени… hs://ttpwww.novayagazeta.ru/articles/2012/11/08/52275-postnauka-vypusk-6
  1. Михаил Кушнир. Получить образование или получить от системы образования https://newtonew.com/discussions/educational-consumerism

Приложения:

Источник: http://www.1urok.ru/categories/14/articles/3781

Страница не найдена

Возможно, запрашиваемая Вами страница была перенесена или удалена. Также возможно, Вы допустили небольшую опечатку при вводе адреса – такое случается, поэтому еще раз внимательно проверьте

Вы можете продолжить перейдя на главную страницу

ОШИБКА, -и, ж. Неправильность в действиях, мыслях. О. в вычислении. Орфографическая о. Писать без ошибок, б. вышла (ошибся кто-н.; разг.).

Ударение: оши́бка ж.

  1. То, что невозможно рассчитать и предсказать заранее, опираясь на накопленные знания.
    1. Неправильность в действиях, поступках, суждениях, мыслях.
    2. Погрешность в написании слова.

ОШИ́БКА, ошибки, ·жен. Неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность. Ошибка в чем-нибудь. Допустить ошибку. Вкралась ошибка. Орфографическая ошибка. Пишет с грубыми ошибками. Хронологическая ошибка.

Судебная ошибка. Сделать что-нибудь по ошибке или ошибкою (нечаянно, непреднамеренно, случайно). «Он не делал ни одной ошибки в письме.» Гоголь. «Гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести доело до непоправимого.» Л.Толстой.

промах, оплошность, оплошка, просчет; погрешность, ляпсус; грех, заблуждение, неловкость, опечатка, описка, отступление, уклонение, упущение, неправильность, шероховатость, ложный шаг, провес, промер, просмотр, просчёт, аномалия, уродливость, недостаток, неосторожность, преступление; проруха, аберрация, накладка, недогляд, обман, тавтология, ослепление, гистерология, искажение, неверный шаг, паралогизм, оговорка, обольщение, ослышка, обмолвка, неверность, пропуск, помарка, промашка, ошибочка, обсчет, парахронизм, перлы, провинность, зевок, прегрешение, недоработка, самообман, прочет, коллимация, иллюзия, недосмотр, обвес, неточность, перекос, самообольщение

сущ1. погрешность, ляпсуснедостаточно точное выполнение какой-либо работы2. промах, оплошность, оплошка, просчетнеправильное действие

гистерология, грех, заблуждение, зевок, иллюзия, искажение, коллимация, ляп, ляпсус, неверность, недогляд, недоработка, недосмотр, неправильность, неточность, обвес, обмолвка, обсчет, оговорка, опечатка, описка, оплошка, оплошность, ослышка, ошибочка, паралогизм, парахронизм, перекос, погрешность, помарка, прегрешение, провес, провинность, промах, промер, пропуск, проруха, просмотр, просчет, тавтология, упущение

оши́бка,оши́бки,оши́бки,оши́бок,оши́бке,оши́бкам,оши́бку,оши́бки,оши́бкой,оши́бкою,оши́бками,оши́бке,оши́бках

Источник: https://glosum.ru/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Образование как результат: грамотность – образованность – профессиональная

Компетентность – культура – менталитет

Образование в своей качественной характеристике – это не толь­ко ценность, система или процесс.

Это – по самому своему смыслу еще и результат, фиксирующий факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех тех ценностей, рождающихся в про­цессе образовательной деятельности, которые так важны для эко­номического, нравственного, интеллектуального состояния «потре­бителей продукции» образовательной сферы – государства, обще­ства, каждого человека, всей цивилизации в целом. […]

С точки зрения методологии оценки качества образования, чрез­вычайно важной представляется проблема стандартизации ожидае­мых и желательных результатов образовательной деятельности. […]

Пока не уделяется должного внимания личностно-ориентированным стандартам, позволяющим дифференцировать образова­ние в соответствии с интересами, способностями и образовательными потребностями личности.

Из-за неразработан­ности надежных диагностических методик важнейшие проблемы дифференциации, а в более широком контексте – демократиза­ции образования все еще лишь декларируются […].

Целостность и интегративную сущность результата образования на любом уровне и в любом аспекте можно познать и понять только на основе четкого представления о структуре и иерархии результа­тивности образовательной деятельности, ее преемственно связан­ных этапах. […]

Грамотность. […] Наметилось несколько подходов к анализу функционального предназначения, содержательного, предметного наполнения категории «грамот­ность» как некоего исходного результативного компонента образова­тельной деятельности.

Не вызывает возражений пропедевтический смысл грамотности: она важна и сама по себе, но вместе с тем и как ступень (но ступень необходимая и обязательная) для последующего образования, фор­мирования личности.

Можно считать общепринятым и тезис о не­котором образовательном минимуме, воплощенном в понятии «гра­мотный человек».

Не подлежит сомнению и то, что в понятии «грамотность» аккумулируются и гуманитарные, и естественнонаучные аспекты первоначального познания мира в их гармонии и взаимодо­полнении.

В то же время возникает ряд других, весьма сложных вопросов, относящихся к сущности категории «грамотность». […] Что конкретно означает словосочетание «образовательный ми­нимум»? […

] Каковы взаимоотноше­ния категорий «образовательный минимум» и «образовательный стандарт»? […

] Анализ пропедевтических функций грамотности возможен, если данная категория будет рассматриваться во взаимосвязи с катего­риями «образованность», «профессиональная компетентность», «культура», «менталитет», характеризующими структуру становле­ния личности. […]

В контексте взаимосвязи и преемственности этих существенно различных по своему общественно-образовательному статусу кате­горий можно утверждать, что грамотность – это необходимая сту­пень и образованности, и профессиональной компетентности, и культуры, и широко понимаемой ментальности личности.

Она должна содержать в себе «эмбрионы», «ростки» каждого из после­дующих этапов становления личности.

Но в самом исследовании этих «эмбрионов», по-видимому, имеет смысл руководствоваться не только индуктивной логикой восхождения от условно более низ­ких к столь же условно более высоким ступеням личностных обра­зовательных приобретений (от «грамотности» – к «ментальности»), но и логикой дедуктивной (от «ментальности» – к «грамотности»). В этом случае нормативно обоснованные структурные компоненты ментальности, культуры, профессиональной компетентности, образованности, надо полагать, позволят выйти и на содержание «эмбриональных» компонентов грамотности. […]

Грамотность полиструктурна. В современном понимании – это уже не просто умение читать, писать и считать…

В минимально необходимом по объему, но в строго научном и вместе с тем в дос­тупном для учащегося виде в ней должны найти свое воплощение важнейшие объективные характеристики и параметры природы, общества, человека, его духовные, нравственные личностные ус­тои и ориентиры, а также способы познания этих характеристик и параметров в естественном единстве с формируемыми отношения­ми к ним. Грамотный человек – это, прежде всего, человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. […]

Образованность. Грамотность и образованность – категории однопорядковые в структурном отношении, но отнюдь не тож­дественные.

Их состав однотипен, но отсутствие тождества объяс­няется очевидными различиями, прежде всего, количественного характера, – в объеме, широте и глубине соответствующих знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, ми­ровоззренческих и поведенческих характеристик. […]

Так, например, до определенного момента речь идет не столько о компьютерной, информационной, экологической, экономической, психолого-педагогической, художественно-эстети­ческой, правовой, политической и других видах общей образован­ности, сколько о соответствующих видах функциональной грамот­ности. […].

Профессиональная компетентность. […

] Категория «профессиональная компетентность» определятся, главным образом, уровнем собственно профессионального обра­зования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразо­ванию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.

«Эмбрионы» всех этих качеств должны при­сутствовать не только в структуре и содержании общего об­разования, но и в структуре грамотности.

Во-первых, это та са­мая функциональная грамотность, которая востребуется и актуализируется на собственно профессиональном уровне, а во-вторых, – это те ее компоненты, которые могут быть отнесены не столько к предметному содержанию, сколько к формируемым качествам личности: ответственности, творчеству, любознатель­ности, настойчивости, стремлению к приобретению новых зна­ний, эстетическому восприятию действительности и, конечно же, к высокой нравственности. […]

Культура. Культура (отнюдь не обязательно гуманитарная, художественная, в равной мере это относится и к культуре технической, технологи­ческой, экономической, правовой, политической и т.п.) – высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Именно на уровне культуры может в наиболее пол­ном виде выразиться человеческая индивидуальность.

Менталитет. Высшая ценность об­разования и его иерархически высшая цель – формирование мен­талитета личности и социума. Менталитет – квинтэссенция куль­туры. В нем воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека. […

] Вполне понятно, что результат образо­вания в конечном итоге должен оцениваться не только по непосред­ственным, наблюдаемым и жестко контролируемым (точнее, под­дающимся такому непосредственному контролю и оценке) парамет­рам эффективности педагогической деятельности.

В конечном счете, важна оценка и по отдаленным результатам этой деятельности, на уровне ментальных приоритетов и предпочтений данного конкрет­ного социума, но с учетом динамики общечеловеческих ценностей и идеалов и меняющихся критериев реального материально-духов­ного прогресса и человека, и общества.

Читайте также:  Ближче чи блище як правильно?

Вполне естественно, что в структурной цепочке результативности образования –«грамотность» – «образованность» – «профес­сиональная компетентность» – «культура» – «менталитет» – имен­но менталитет занимает иерархически высшую ступень, предопре­деляя содержание всех других звеньев этой цепочки.

Сложность адекватной оценки ментальных приобретений лич­ности, не говоря уже об оценке ментальных параметров социума, вполне очевидна.

Говорить о непосредственных способах контроля и оценки столь глобальных результатов образования, по-видимо­му, пока не приходится, тем более в режиме синхронной оценки (в режиме реального времени) и с учетом побочного влияния на ментальные характеристики не только образовательных, но и мно­гих других факторов (исторических, национально-этнических, философских, культурных, политических, эконо­мических и др.). […]» (по: Хрестоматия по общей педагогике: в 2 ч / авторы-сост.: А.Н. Сендер, С.Н. Северин. – Брест: БрГУ, 2010. – Ч. 1. – С. 37-47.)

Источник: https://studopedia.net/3_70362_obrazovanie-kak-rezultat-gramotnost–obrazovannost–professionalnaya.html

Как Вы думаете, чем отличаются понятия «обученность» и «образованность» или это почти одно и то же???

Человечество недавно перешагнуло два порога – нового, XXI века, и порог третьего тысячелетия.

Главной характеристикой этого своеобразного двойного, локально-глобального, порога, как ни печально это сознавать, является кризис во всех сферах жизни мирового сообщества – в политической, экономической и общественной на национальных и региональных уровнях, в личной жизни многих миллионов людей.

Следствием первого является кризис самой системы высшего образования, который заключается в том, что современная высшая школа осуществляет обучение, развивает отдельные способности, «наполняет» студента информацией, формирует некоторые навыки, подготавливает к профессиональной деятельности, т.е. делает достаточно много, но, по общему признанию, не образовывает и не воспитывает.

К сегодняшнему времени произошло смешение понятий «обучение» и «образование». Однако на самых ранних этапах развития педагогической мысли эти понятия четко различались.

Один из основоположников современной педагогики И.Г.

Песталоцци еще в начале XIX столетия дал определение образованию: это гармоничное и равновесное развитие в процессе воспитания и обучения всех сил человека – нравственных, умственных и физических.

Задача высшего образования состояла в том, чтобы «приучить молодого своего адепта думать самостоятельно, свободно распоряжаться научными приемами мысли, вырабатывать в вопросах, которые он изучает, личные взгляды, а не в том, чтобы обращать его голову в склад профессорских поучений». Классическое образование предполагало изучение древних языков (латыни и греческого), общей математики и других дисциплин, не имевших «профилирующего» значения, как было бы сказано о них сегодня, причем изучение древних языков составляло один из основных его признаков. Эта система образования, первоначальная организация которой заложена гуманистами, была нацелена на всестороннее развитие ума и воли учащихся, независимо от профессии и практической деятельности, усвоение ими единых для европейских народов элементов общего гуманного образования.

Однако со временем единство мира в глазах человека постепенно уходило на второй план, а на первый все больше выдвигалась техносфера. Менялся и масштаб человеческой деятельности – она стала охватывать все большее пространство, и в наши дни ее масштаб стал соизмерим с размерами не только Земли, но и Космоса.

В течение еще продолжающейся технократической эры человечество создало и научилось использовать не только себе во благо, но, к сожалению, очень часто и во вред, колоссальные производительные силы, достижения в области науки и техники. Эти достижения впервые в истории человечества обеспечивают реальные возможности удовлетворения основных жизненных потребностей (подчас весьма неумеренных) всех жителей Земли.

Этот глобальный, общечеловеческий кризис как раз и является отражением и следствием неосознанного еще в полной мере процесса перехода человечества из одной эры развития цивилизации – эры технократической в новую эру, которую условно можно назвать эрой всеобщей одухотворенной цивилизации, эрой становления ноосферы.

К тридцатым годам прошлого столетия в связи с реализацией программ индустриализации и коллективизации во главу угла образования ставится обучение как процесс усвоения совокупности знаний, отождествляемый с профессиональным освоением основ наук. Главным образом это относится к высшему профессиональному образованию, задача которого – подготовить для общества необходимых ему специалистов.

В соответствии с этой тенденцией к середине шестидесятых годов отечественной педагогической наукой уже официально было дано свое понятие образования. Теперь оно понимается как «процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, … обучение в системе различных учебных заведений, … самообразование».

Высшее образование рассматривается как совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «высшее образование» понимается также подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки и культуры в высших школах различного типа, куда принимаются лица, успешно окончившие средние учебные заведения.

Ставшие зримыми в начале семидесятых годов кризисные явления в природе потребовали следующего уточнения понятия образованности, т.к. традиционного представления, сложившегося к концу XIX века и «испорченного» впоследствии технократизмом, стало уже недостаточно.

Поэтому утвержденным 20-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1978 г.

определением под образованием уже понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста.

То есть в современных условиях нужно вести речь о новых уровнях образованности, в соответствии с теми реалиями, в рамках которых разворачивается деятельность специалиста. Кратко говоря, это образованность по отношению к техносфере и ноосфере.

Кроме того, образованность обеспечивает целостное восприятие человеком образа того мира, в котором он живёт и осуществляет свою Деятельность;

Обученность же представляет собой готовность к профессиональной деятельности. «Отставание образованности от обученности неминуемо ведет к утрате истинного смысла деятельности человека.

Из-за разрыва между способностью к действиям и невозможностью предсказать их последствия утрачивается соразмерность человека и его бытия.

И сегодня этот разрыв стал возможным только из-за того, что основной акцент в подготовке специалистов был сделан на обученности в ущерб образованности».

Образованность отнюдь не означает только знание конкретных фактов или умений.

Эразм Роттердамский до сих пор считается образцом образованности не потому, что он много знал, а потому, что он способен был на основе знаний своего времени сформировать целостную, или, как сейчас говорят, интегративную, картину мира. Именно подменой (а не гармоничным сочетанием) понятий «обучение» и «образование» объясняется кризис системы образования.

Другими словами, понятию «образование» противостоит не естественнонаучное и техническое образование, которое может быть высокогуманным, а натаскивание, профессионально-функционерская подготовка .

Источник: https://cyberpedia.su/10x9d88.html

Чем отличаются образование и образованность

   Во вселенной каждую минуту происходят миллионы событий, и каждое из них может перевернуть мир. Мы люди и каждый живет в своем эго, но любой не случайно родился. У каждого есть свои задачи в этом мире и на их исполнение дается жизнь.

Часто мы не доходим до света, а останавливаемся в середине коридора жизненного пути и пытаемся отыскать истину в потемках, отгораживаемся от мнения и помощи других людей из-за своего эгоизма. Но в любом деле нам нужно вдохновение. Его дают люди и их творения. Главное держать мир вместе и не важно, что все мы разных национальностей, живем в разных странах и говорим на разных языках.

Ведь все эти формальности придумали мы сами. Мы разные, но истина одна. Люди рассуждают о происходящем в пространстве боясь заглянуть внутрь себя и найти эту истину. И именно вдохновение сотрет созданную нами же черту. Полет мыслей безграничен, а ведь это наш маленький мир каждого.

 

   Но благодаря чему мы способны выбирать свою цель в жизни? Из чего состоит этот мир каждого человека? Ведь что-то же заложено в его базу. И это что-то – это то, с помощью чего мы развиваемся. Мы читаем книги, следим за научными открытиями, то есть все время находимся в потоке информации, который не прекращается.

Поток информации разный и наше сознание фильтрует его в зависимости от того, какая именно информация подходит нам. Таким образом, мы выбираем себе интересы, изучаем качества, которых хотели бы достичь, ставим цели. Это называется образованием. Ведь мы живем в веке информации, поэтому постоянно узнаем что-то новое.

   Ошибочно ограничить определение понятия «образование» школой или университетом, потому как эти этапы в нашей жизни не дают нам практической части. А вызубрив теорию, мы ступаем за порог учебного заведения и понимаем, что здесь жизнь бурлит живым потоком, а не замкнутым кругом информации, накопившемся статистикой за несколько лет. 

   Еще следует отметить, что образованием именуется то, что непосредственно приобрел сам человек из той образовательной системы, которая была ему предложена.

Поэтому образование можно делить на 2 ветви: как процесс, то есть то, что проходят все люди независимо от полученных конечных результатов, и как законченное действие, которое уже имеет свои плоды и результаты видны на лицо. Такого человека называют образованным.

А почетное звание образованного человек заслуживает в том случае, если он не только владеет каким-то объемом информации, но и умеет ею оперировать и подвергать анализу и обдумыванию, а не простому принятию ее, как должное. 

   В отличие прошлых веков, наш век – это время свободной информации, поэтому каждый может получить образование или быть образованным – это уж как кому интереснее.

Источник: http://www.sakk.ru/publ/obrazovanie/obrazovanie/chem_otlichajutsja_obrazovanie_i_obrazovannost/8-1-0-30

Ссылка на основную публикацию