Невнимательность или не внимательность как правильно?

невнимательность – это… Что такое невнимательность?

  • НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ — НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, невнимательности, жен. Свойство невнимательного; отсутствие внимательности, внимания. Невнимательность редактора. Невнимательность к родителям. Проявить невнимательность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова
  • невнимательность — небрежность, халатность; рассеянность, невнимание; недогляд, ненаблюдательность, неосторожность, нерадивость, ротозейство, недосмотр, пренебрежение, разгильдяйство, нечуткость, недобросовестность, неряшливость, неаккуратность, откидка. Ant.… …   Словарь синонимов
  • невнимательность — НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова
  • невнимательность — rus невнимательность (ж) eng inattention, inadvertence fra inattention (f), défaut (m) d attention deu Unaufmerksamkeit (f), Unachtsamkeit (f) spa defecto (m) de atención, inadvertencia (f), descuido (m) rus неосторожность (ж), небрежность (ж);… …   Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки
  • Невнимательность — отрицательное нравственно этическое качество личности, характеризующее отсутствие заботы о нуждающихся людях, неумение видеть их проблемы, незамечание чужой нужды, горя или, напротив, радости, успехов, роста. Невнимательность – это нечуткость,… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
  • невнимательность — ▲ низкий уровень ↑ внимание невнимание. невнимательность низкий уровень внимания. невнимательный. забыть упустить то, что намеревались исполнить (# зонтик в трамвае). оставить. прост: разинуть [разевать] рот [варежку]. разиня рот. замечтаться.… …   Идеографический словарь русского языка
  • Невнимательность — ж. 1. отвлеч. сущ. по прил. невнимательный 1.; рассеянность. 2. перен. Неучтивость, нелюбезность, безразличие, равнодушие. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
  • невнимательность — невнимательность, невнимательности, невнимательности, невнимательностей, невнимательности, невнимательностям, невнимательность, невнимательности, невнимательностью, невнимательностями, невнимательности, невнимательностях (Источник: «Полная… …   Формы слов
  • невнимательность — внимательность заинтересованность интерес сосредоточенность тщание тщательность принятие во внимание …   Словарь антонимов
  • невнимательность — невним ательность, и …   Русский орфографический словарь

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/rus_orthography/48961/%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Не внимание или невнимание

1. Пишутся слитно существительные с «не», если они приобретают при этом противоположное значение. В таких случаях, как правило, слово можно заменить утвердительным синонимом без «не».

Оглавление:

Например, «рассеянность».

Примечание. Не всегда удается подобрать точный синоним, но утвердительный характер слова говорит о слитном написании.

Его невнимательность мешала ему в работе.

Можно замены на утвердительный синоним:

2. Пишется раздельно, если есть или подразумевается противопоставление.

Не внимательность, а упорство было его сильной стороной.

3. Пишется раздельно в вопросительном предложении, если отрицание логически подчеркивается.

Разве не внимательность помогла ему решить задачу?

Но пишется слитно, если отрицание не подчеркивается.

Разве невнимательность не мешает в работе?

Другими словами, пишется слитно, если слово имеет утвердительный оттенок. И пишется раздельно, если отрицательный.

В случае отрицания можно вставить слово между «не» и «внимательность»:

Разве не хорошая внимательность помогла ему решить задачу?

Источник: http://gramatik.ru/nevnimatelnost-ili-ne-vnimatelnost-slitno-ili-razdelno/

Как пишется слово невнимательно слитно или раздельно?

как пишется слово невнимательный слитно или раздельно?

Если вы употребляете данное слово, как наречие, а это легко определить по тем признакам, когда в предложении нет противопоставления, то оно пишется как целостное наречие слитно.

Однако в русском языке существует и такое наречие как ВНИМАТЕЛЬНО, оно тоже неизменяемое, но при противопоставлении в предложении, используется именно оно, но с частицей — НЕ -.

Слитно: Я невнимательно читал рассказ, поэтому мало что запомнил, и на уроке литературы, был не на высоте. (Все ясно, прямо и понятно, и ничего не противопоставляется, а лишь одна мысль, является следствием другой.)

Раздельно: Я не внимательно прочитал рассказ, а расхлябано и думал совершенно о другом, а ведь читая я более собрано, мог получить нужную мне пятерку. ( Здесь слову ВНИМАТЕЛЬНО, противопоставляется слово, РАСХЛЯБАНО, и делается это при помощи союзов — -А- и -НО-.

Есть в русском языке правило правописания частицы НЕ с наречиями, которые заканчиваются на “о”. Постараемся его использовать.

Итак, если наречие не употребляется без частицы “не”, оно пишется слитно. В нашем случае употребить можно (внимательно).

Если наречие можно заменить синонимом без частицы “не”.

Например: Мальчик слушал учителя невнимательно. (то есть плохо).

В этом случае будет писаться слитно.

НО если в предложении появляется союз А (есть противопоставление), то пишем раздельно. Например:

Мальчик слушал не внимательно, а рассеянно.

Кроме того, если есть такие слова ка “совсем не”, “ничуть не”, “отнюдь не”.

Вот цитата: “. так и слово Божие иные не внимательно слушают, но с небрежением (архиепископ Платон (Левшин), 1763). Это противопоставление, раздельное написание НЕ.

Раздельное написание возможно также при усилении отрицания: слушать отнюдь не внимательно, нисколько не внимательно.

В остальных случаях используется слитное написание: слушать невнимательно.

Наш русский богатый язык, поэтому возможно использования обоих вариантов для написания в предложение. Тогда можно понять, что правильность написания будет определять контекст самого предложения.

Пишем раздельно, когда в контексте вашего предложение будет противопоставление с использованием союза “а”.

Пишем раздельно, если в контексте предложения будет такие слова: отнюдь, вовсе, далеко.

Слово “невнимательный” нужно писать слитно, когда у вас не выполняются оба условия при написание раздельно, т.е. в остальных случаях мы будет использовать слитное написание частице с “не”.

Вспомним правописание наречий на -о-//-е- с НЕ. В этом нам поможет вот эта полезная табличка:

Итак, слово не/внимательно, которое является наречием, можно написать и слитно и раздельно.

1). Слитно пишем, если можем его заменить на синонимичное или же близким по значению словом: невнимательно — рассеяно.

2). Раздельно же напишем в случаях:

  • если к нашему наречию относятся такие слова, сочетания: совсем не, вовсе не, далеко не, никак не и др: Ученики слушали учительницу совсем не внимательно.
  • если есть или же подразумевается противопоставление.

если невнимательно, то это наречие и пишется слитно) а если не внимательный, то раздельно , т.к это прилагательное

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/kak-pishetsja-slovo-nevnimatelno-slitno-ili-razdelno.html

Невнимательность или не внимательность как правильно?

Оба варианта написания допустимы в русском языке.

Правильно

Невнимательность – слитное написание существительного с частицей «не» происходит при утверждении отрицательного признака. При этом слово можно заменить синонимом: невнимательность – халатность.

Невнимательность помешала ему запомнить задание.

Невнимательность к посетителям стала причиной снижения посещаемости кафе.

Тебя, как всегда, подвела твоя невнимательность.

Не внимательность – раздельно пишем существительное с частицей «не» при противопоставлении (не внимательность, а рассеянность). Наличие рядом слов «вовсе, далеко, отнюдь» также предполагает раздельное написание.

Не внимательность, а рассеянность помешала ему запомнить задание.

Не внимательность, а равнодушие и халатность в отношении к посетителям стали причиной снижения посещаемости кафе.

Вовсе не внимательность стала причиной ссоры.

Источник: http://limonmebel.ru/ne-vnimanie-ili-nevnimanie/

Нарушение внимания: что делать, если донимают невнимательность, рассеянность и забывчивость

Рассеянность внимания – это достаточно серьезно нарушение нервной системы, с которым может столкнуться любой человек. Иногда рассеянность проходит самостоятельно, а иногда, наоборот, провоцирует еще большие проблемы.

Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять сильный дискомфорт и мешать нормальной жизнедеятельности. Так что же представляет собой рассеянность и невнимательность с медицинской точки зрения, как проявляется это состояние и как с ним бороться?

Что такое внимание с точки зрения психологии

Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.

Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает в центр нашего сознания, остальные элементы воспринимаются слабо, не отчетливо, но при этом направление нашего внимания может изменяться.

Внимание бывает нескольких типов:

  1. Непроизвольного типа. Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель.
  2. Произвольного типа. Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
  3. Послепроизвольного типа. Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.

Что такое рассеянность

В первую очередь рассеянность – это состояние невнимательности, постоянной забывчивости, которое постоянно сопровождает человека.Стоит помнить, что человек не рождается с рассеянностью, он ее приобретает в течение своей жизни.

Наличие этого нарушения в повседневной жизни могут привести к различным проблемам, а иногда к достаточно серьезным. Общение с такими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться очень тяжело. Поэтому это состояние нужно лечить, чтобы оно не привело к более серьезным последствиям.

Разновидности нарушения

Рассеянное внимание может быть разных видов:

  • функционального вида;
  • поэтического вида;
  • минимального вида.

Функциональное расстройство внимания

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за проблем со сном, постоянных головных болей, а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.

Минимальная рассеянность

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

Поэтическая натура летает высоко…

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Разновидности проявлений

Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:

  1. Недостаточная концентрация — рассеянность. В результате этого нарушения происходит снижение способности к запоминанию увиденного или услышанного. Присуща людям, которые сильно чувствительны к различным условиям (состояние усталости, волнения, недосыпания).
  2. Ригидность – это медлительность, заторможенность, при которой наблюдаются проблемы с переключением от одной темы на другую. Данное состояние наблюдается у больных с эпилептическим синдромом, с состоянием гипомании, гебефрении.
  3. Неустойчивое — скачкообразное внимание. Для этого состояния характерно частое перескакивание с одной темы на другую, в результате этого возникают проблемы с памятью. Неустойчивость внимания часто возникает у детей, которые имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что влечет за собой появление проблем с памятью, снижение успеваемости.

Рассеянность внимания — болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:

Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…

Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:

  1. На фоне возникновении физической и умственной усталости.
  2. При хроническом недосыпании, бессоннице.
  3. При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
  4. Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания ( расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
  5. Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
  6. Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.

Неврологические и другие нарушения

Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:

  • во время проблем с кровоснабжением и питанием головного мозга, которые связаны с нарушениями сосудистого характера –атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, артериальная гипертензия, вертебро-базилярная недостаточность;
  • разнообразные нарушения опухолевого характера, гидроцефалия;
  • заболевание Альцгеймера, деменция сосудистого характера;
  • различные проблемы психического характера – депрессия, состояние шизофрении, эпилепсия;
  • появление головных болей с различным характером происхождения – мигрень, гипертензия артериального типа, вегетососудистая дистония, состояние анемии;
  • проблемы со сном, состояние бессонницы;
  • состояние гипоксии;
  • факторы генетического типа;
  • если в организме наблюдаются проблемы с метаболизмом – сахарный диабет;
  • если в организме имеется нехватка полезных компонентов (железо, магний) или наоборот избыток (свинец).
Читайте также:  Реєстрація чи регістрація як правильно?

Рассеянность и забывчивость у детей — главный признак СДВГ

Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.

Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.

Причины и симптоматика

Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:

  • различные консерванты, ароматизаторы, другие пищевые добавки, которые содержатся в большом количестве в современных деликатесах;
  • медикаменты, которые являются производными от салициловой кислоты;
  • если имеется повышенное влечение к сладостям;
  • проблемы с углеводным обменом;
  • возникновение аллергических проявлений на еду;
  • если имеется нехватка нужных химических компонентов для организма ребенка, особенно железа и магния;
  • если имеется повышенное содержание в крови тяжелого металла – свинца. Его избыток может привести к тяжелым патологиям ЦНС и к возникновению умственной отсталости.

Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:

  • состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суеты;
  • часто переключается с одного занятия на другое, при этом предыдущее дело не доделывает до конца;
  • ребенок не может сконцентрировать себя на одном определенном задании;
  • у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.

Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:

  • ребенок не может сконцентрироваться на определенном задании, постоянно отвлекается от него;
  • часто теряет или забывает свои школьные принадлежности, вещи, игрушки;
  • постоянно отказывается от выполнения определенной работы, во время которой требуется концентрирование внимания и усидчивость;
  • возникновения проблем с успеваемостью из-за того, что ребенок не может завершить даже простые задания;
  • медлительность;
  • пребывает в постоянной мечтательности;
  • не слушает инструкции;
  • может быстро переключиться на другое задание, при этом, не выполнив до конца предыдущее.

Цели и методы диагностики

Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:

  1. Осмотр невролога. Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы.
  2. Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
  3. Проведение нейропсихологического тестирования. Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.

Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:

Комплекс мер

Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:

  • приемы по коррекции поведения;
  • психотерапевтические методы;
  • нейропсихологическая коррекция.

Корректирование рассеянности у ребенка можно проводить при помощи занятий, которые направлены на улучшение концентрации. Во время этих занятий решаются различные головоломки, логические задачи.

Все занятия нужно четко распределить на день, при этом обязательно основное время должно быть выделено для физической активности и отдыха.

Однако если это лечение не дает результаты, то можно использовать и другие типы лечения.

Основные лекарственные средства, которые позволяют бороться с рассеянностью, забывчивостью и невнимательностью у ребенка – это психостимуляторы, которые нужно принимать только под контролем врача:

  1. Глицин. Это средство повышает работоспособность, улучшает умственную деятельность, оказывает благотворное воздействие на ЦНС. В сутки принимается 1 таблетка под язык.
  2. Пирацетам. Улучшает умственную деятельность. В сутки принимается по 30-50 мг.
  3. Биотредин. Оказывает положительное воздействие на когнитивные функции. Повышает внимательность и улучшает память. Доза препарата составляет по 2 мкг на 1 килограмм массы тела, принимается в течение 3-10 дней.
  4. Фенибут. Улучшает кровообращение в головном мозге, улучшает умственную деятельность, свойства памяти. В день дозировка составляет до 250 мг.

Все препараты имеют противопоказания и побочные явления, поэтому перед применением обязательно изучите инструкцию по применению.

Во время физиотерапевтического лечения проводятся следующие процедуры:

  • лазерная терапия, полный курс состоит из 7-10 процедур, во время каждой из которых проводится облучение 3-5 зон организма;
  • ДМВ терапия, она состоит из 8-10 процедур;
  • ингаляционные процедуры 5-10;
  • УФО носоглотки, полный курс состоит из 3-5 процедур;
  • курс магнитотерапии, который состоит из 8-10 процедур.

Как развить внимательность — будет полезно и детям и взрослым:

Что делать родителям невнимательного ребенка?

Важную роль при проблемах у своего ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны выполнять следующие требования:

  • обязательно подстраиваться под режим своего ребенка и постоянно его соблюдать;
  • контролировать, чтобы в течения дня ребенок чувствовал себя спокойно, чтобы у него не было переутомления, также не желательно, чтобы он долго находился перед экраном телевизора или компьютера;
  • стараться заинтересовать ребенка какими-нибудь спортивными играми, можно записать его в бассейн, а также ходить с ним постоянно гулять на свежий воздух;
  • желательно отказаться от посещений мест с большим скоплением людей, не приглашать к себе большое количество гостей.

Внимание у ребенка необходимо тренировать с самого детства, чтобы в дальнейшем у него не возникло состояния неусидчивости, потерянности и рассеянности. Желательно его заинтересовывать различными развивающими играми. Еще в грудном возрасте нужно показывать разные игрушки и называть их, чтобы он уже мог сосредоточить внимание на них.

Если вдруг вы уже заметили у своего ребенка признаки расстройства внимания, то необходимо на начальном этапе начать самостоятельно развивать внимательность и целеустремленность.

Купите развивающие игры, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и каждое занятие доложен выполнять до конца, а для облегчения этого процесса родители должны ему в этом помогать.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/narushenie-pamyati/narushenie-vnimaniya.html

Невнимательность или рассеянность?

Видимо, да. Потому что специалисты говорят о дух видах внимания. Непроизвольном и произвольном. Первый связан с внешними раздражителями типа резких вспышек света, звуков. Чтобы их воспринять, усилия не нужны. И это может отвлекать ребенка от основного. А второй возникает в результате осознанных действий. За счет его формирования в ходе обучения дети научаются достигать четких целей.

И еще пару слов о внимании

Да, есть несколько параметров, характеризующих внимание. Так, объем – чем он больше, тем больше заданий выполнит ребенок. Устойчивость отвечает за способность детей чаще держать во внимании те задачи, которые не очень ему и нравятся.

Понаблюдав за ребенком, легко можно выяснить какова концентрация внимания на задании, как он отвлекается на внешние раздражители. Или переключение – этот параметр характеризует то, с какой скоростью дети переключаются с задания на задание.

И еще одна характеристика внимания – распределение в ответе за способность деток во время выполнения нескольких заданий удерживать в поле зрения не один объект.

Что делать с рассеянностью?

Вы поняли, что ребенок рассеян? Первое, что приходит в голову – лечится ли это. Правильно, оставлять это так нельзя. Хотя специалисты и говорят, что это не смертельно.

Но ведь это так легко – тренировать ребенка с первых дней в плане произвольного внимания. Скажем, позволить ему рассматривать себя и происходящее в зеркальце.

Да и игрушек разных можно накупить, которые дети всегда радостно изучают, ощупывают и т.д.

Чтобы вытренировать произвольное внимание с первых моментов жизни малыша, надо элементарно уделять ему внимание, показывая, рассказывая, давая потрогать. Уже в более старшем возрасте можно усложнять упражнения.

Настольные игры – как вариант профилактики невнимательности

Благо, в наше время дефицита на игры, развивающие внимание деток, нет. Мозаика, лото, пазлы – уже этого достаточно. Мама сама может заинтересовать малыша, увлекшись новой игрой, показав, как в нее играть, как собрать конструктор и пр.

Совместные занятия, несомненно, помогут. Поняв, как это интересно – собирать что-то большое из малюсеньких предметов, ребенок поймет, что созидать – это хорошо и полезно. Если заниматься вот так периодически, самые невнимательные детки становятся собранными и сосредоточенными!

Наблюдение

Оно помогает стать ребенку наблюдательнее. Потому с ним надо чаще выходить на природу, обговаривать, что происходит – птица прилетела, муравей пополз, лист упал и пр. Наблюдательность 0 отличный способ профилактики невнимательности!

Рабочая атмосфера

Дома у ребенка должен быть уголок с рабочей атмосферой. То есть надо все так организовать тут, чтобы ничто не отвлекло его внимания. Для этого стол надо поставить подальше от таких искушений, а в школе попросить, чтобы ребенок сидел на первой парте.

Учите детей достигать цели

Если ребенок с детства будет понимать, что такое достигнуть цели, он не будет невнимательным. Потому как будет уметь сосредотачиваться визуально на них. Скажем, время – его надо ценить. Хорошо бы приучить ребенка усидчивости, планировать свои действия.

Память

Ее тренируют! Например, после прочтения книжки пообщаться с малышом. Проговорите с ним некоторые моменты, спросите про сюжет, пусть напомнить имена персонажей. Точно так можно поступить и после просмотра мультика или кинофильма.

Самостоятельность

Малыш с детства должен учиться самостоятельности. Если он сам что-то сделает хорошо, не забудьте его похвалить!

Источник: https://xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai/blog/lichnoe-mnenie/nevnimatelnost-ili-rasseyannost-/

Невнимательность – психология

Психолог В. И. Страхов подчеркивал, что внимание происходит от образованных свойств личности и вместе с тем является опорным свойством, которое влияет на формирование других свойств личности, которые проявляются в деятельности и во взаимоотношениях людей.

Если у человека сформировалась привычка быть всегда внимательным, то внимание становится закреплено, постоянным свойством, которое называется внимательность.

Внимательность— это сложное образование, которое определяется направленностью личности, системой ее ценностных ориентаций.

Такие ориентации предопределяют направление внимания человека. Внимательность формируется в деятельности. Так, педагогическая деятельность формирует устойчивое, способное к распределению и переключению внимание. Внимательный человек отличается наблюдательностью, он полнее и точнее воспринимает окружающий мир, учится и работает значительно успешнее, чем невнимательный человек.

Внимательность человека проявляется и как моральная черта. Идейная направленность, мировоззрение, убеждение — эти свойства личности определяют, что становится центром внимания человека.

Внимание, уважение, чуткость по отношению к другим людям учитель должен постоянно воспитывать у школьников.

Желательно учить детей ориентироваться в выражении лица, глаз, в речи человека, чтобы на основе мелких деталей поведения они могли, например, догадаться о горе, отчаянии другого человека.

Итак, внимание как черта личности имеет две формы проявления. Одна из них связана с постоянным вниманием к внешней ситуации, проявляется в умении видеть изменения, организовывать свою работу в соответствии с целями деятельности.

Вторая форма внимательности направлена именно на человека в процессе общения с различной целью, под влиянием различных чувств и эмоций, разнообразных потребностей. Внимательность к людям означает умение понимать их и на основе этого гуманно относиться к ним, откликаться на человеческие переживания, выявлять эмпатии.

Исторические источники свидетельствуют, что нашим предкам были свойственны такие общечеловеческие ценности, как глубокое уважение к другим народам, взаимопомощь и взаимовыручка, терпимость. Русское национальное воспитание пропитано народными установками, связанными с религиозными правилами милосердия — накормить голодного, посетить больного, узника выкупить, умершего похоронить т.д.

Отношение учителя к ученику как к субъекту, который имеет своеобразный опыт, круг потребностей, переживаний, идеалов и мечтаний, позволит глубже понять причины неуспеваемости в учебе, недисциплинированности школьников и оптимальными методами корректировать эти недостатки.

Он не понимает их состояний, потребностей, поведения.

Наоборот, весьма чувствительный к душе школьника учитель, с положительным эмоциональным отношением к ученикам, может быть безразличным к исполнению своих обязанностей обучать.

Готовясь, стать учителем, необходимо помнить, что в его личности, рассмотренные две формы внимательности должны составлять единое целое.

Читайте также:  Призывник или презывник как правильно?

При изучении индивидуальных особенностей внимания учащихся перед исследователем стоит задача объективно воссоздать картину реально существующих особенностей. При этом целесообразно рассматривать внимание как сложную иерархическую систему, организационным фактором которой является цель деятельности.

Учитывая это, в характеристике внимания личности учитывают уровень развития этой системы (непроизвольная, произвольная регуляция своего поведения), соотношение различных видов внимания, отдельные особенности внимания.

Одни учащиеся проявляют большую способность к сосредоточенному и концентрированному вниманию, другие — к распределению или переключению, ученики могут отличаться и объемом внимания. Индивидуальные особенности внимания являются результатом воспитания личности. Они связаны с мотивацией деятельности, умением работать, с направленностью личности в целом и уровнем ее интеллектуального развития.

Особенности внимания в большой степени зависят от свойств высшей нервной деятельности. Подвижность, инертность, сила и слабость нервной системы влияют на все свойства внимания. Стойкое внимание, его легкое переключение и успешное распределение предопределяются сильной и подвижной нервной системой.

Характеризуя, таким образом, внимание, выделяют внимательных и невнимательный учеников.

Внимательным ученикам присуща способность к произвольной регуляции поведения, к выявлением после произвольного внимания. Высокий уровень развития этих видов внимания компенсирует некоторые недостатки в свойствах внимания.

Невнимательность проявляется в невнимании сосредоточиться на объекте, в скольжении по поверхности предметов и в неспособности отразить существенные свойства их, скрытые от глаз. Невнимательность, как внимательность, сказывается на мышлении, вызывая в нем, в противовес внимательности, непоследовательность, не аргументированность т.д.

Но есть и другой вид рассеянности, который проявляется у людей с достаточно выраженной выборностью внимания. Человек с таким типом внимания может быть интенсивно сосредоточен, на каком объекте и невнимателен ко всему прочему. Физиологической основой такого внимания является доминанта, что сильно притягивает все возбуждения из других участков мозга.

Источник:

6 причин невнимательности, делающих вас рассеянным

Не явились на назначенную встречу, стали упускать важные моменты в работе, не можете сфокусировать внимание на проблеме? Пытаетесь воспроизвести ситуацию, представить человека или объект, но вам не удается сформировать отчетливую картинку? По всей видимости, и вас настигла рассеянность. На фоне чего возникает рассеянность, забывчивость и невнимательность, попробуем разобраться в этой статье.

Нарушение концентрации внимания, а там и общая забывчивость, возникает вследствие некоторых заболеваний, настигает и людей пожилого возраста, от невнимательности страдают беременные женщины. Причина тут кроется в физиологических изменениях, которые настигают организм. Но мы рассмотрим именно психологические причины невнимательности, с которыми можно и нужно бороться.

7-9 часов здорового сна нужно человеку для поддержки нормальной жизнедеятельности.

Важно также засыпать в промежутке с 22-23 часов, именно в этот период организм лучше восстанавливается и пополняет запасы энергии.

Хроническое недосыпание приводит к повышению раздражительности и возбудимости, провоцирует забывчивость. Физическая усталость гарантированно приведет к нарушению концентрации внимания.

3.  Напряженная работа

Вы регулярно испытываете раздражение при мысли о работе? Вы недовольны начальником или условиями труда? Может, вас раздражает род деятельности или собственная неуспеваемость? Тогда работа, а точнее ее психологические последствия, и есть причина вашей забывчивости.

4. Стресс

Рассеянность человека на фоне депрессии и стресса – одна из наиболее частых и распространенных причин забывчивости. В этой ситуации теряется способность к ясному мышлению, нарушается концентрация внимания. Направляя мысли в негативное русло, как это часто бывает при стрессе, вы провоцируете невнимательность уже тем, что не даете себе возможность видеть другие стороны ситуации.

5. Малоподвижный образ жизни и неправильный рацион питания

Это факторы, на фоне которых развивается нарушение концентрации внимания. Конечно, просидев целый день дома с тремя пиццами наедине, вы вряд ли моментально почувствуете, как становитесь невнимательным. Но когда это становится нормой, организм не получает физической «встряски», сосредотачиваясь на работе и проблемах, у вас не остается ресурсов для других сфер жизни.

6. Хаос

Отсутствие порядка в личной жизни, трудовой деятельности, эмоциональном состоянии — распространенные причины забывчивости. Связано это с тем, что, распыляясь на множество задач, вы физически не сможете охватить все. Структурируя свою жизнь, вы сможете проще управлять вниманием и концентрироваться на важных вещах.

Рассеянность человека может настигнуть в любом возрасте. В условиях современного ритма жизни нас настигает переутомление, умственное истощение, недосыпание, стрессовые ситуации. Эти факторы и провоцируют рассеянность, забывчивость и невнимательность.

Но понимая причины невнимательности, вы сможете ей противостоять. Избавьтесь от корня проблемы, и сможете предотвратить наступление негативных последствий. Если вовремя обратить внимание на внезапно возникшую невнимательность и неумение сосредотачиваться, велик шанс предотвратить более серьезные эмоциональные и психологические проблемы, возникающие на фоне перечисленных в статье факторов.

Источник:

Причины и методы боробы с невнимательностью

Содержание

  • 1 Провоцирующие факторы
  • 2 Типы и проявления
  • 3 Диагностика и помощь

Человеческий мозг ежеминутно принимает огромное количество сигналов из внешнего мира, среди которых ему необходимо выделить и усвоить полезные, отбросив ненужные. В этом ему помогает внимание – одна их психических функций, которая служит своеобразным фильтром и позволяет избежать умственной перегрузки.

Невнимательность – это проблема, которой страдает больше половины населения земли.

Часто она связана с определенными особенностями личности, при которых затруднен процесс отбора головным мозгом полезной информации, в иных случаях нарушения внимания могут явиться следствием с какого-либо заболевания.

Многие родители сталкиваются с проблемой невнимательности у ребенка, когда он начинает посещать дошкольное образовательное учреждение или школу. Таким детям очень трудно сосредоточиться, вследствие чего страдает и успеваемость.

У взрослых людей рассеянность и нарушения внимания часто является следствием игнорирования проблемы в детстве.

Провоцирующие факторы

Невнимательность у ребенка может быть вызвана самыми различными факторами. Специалисты рекомендуют, прежде чем думать о том, как устранить рассеянность, попытаться выявить ее точные причины, а их существует немало:

  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Вследствие повышенной двигательной активности ребенок часто отвлекается и испытывает трудности со сосредоточением. Так как в такой ситуации удержать внимание ребенка очень непросто, от родителей и педагогов требуется максимальное терпение;
  • Какое-либо соматическое заболевание, протекающее в острой или хронической форме. Слабое здоровье может являться одной из причин повышенной утомляемости, в результате которой и возникает невнимательность;
  • Индивидуальные особенности нервной системы. Рассеянность обычно свойственна детям, нервная система которых является слабой и инертной;
  • Переутомление. Если ребенок вынужден испытывать чрезмерные умственные физические нагрузки, его работоспособность и концентрация внимания страдают также, как и психоэмоциональное состояние;
  • Частые стрессы и конфликты в семье и школе;
  • Неправильный режим дня при отсутствии полноценного отдыха, рационального питания и нормального сна;
  • Возрастные ограничения в развитии внимания. У младших школьников функция внимания может быть недостаточно развитой, тогда как уже к девяти-десяти годам ребенок учится концентрироваться и правильно распределять свое внимание;
  • Отсутствие мотивации. Если какая-то деятельность ребенку не интересна, даже в самом малом возрасте он не будет прилагать усилий к ее выполнению. Здесь как раз важна мотивация, которая позволила бы ребенку включиться в процесс выполнения заданий.

Рассеянность школьника может являться следствием неблагополучных отношений в семье или со сверстниками. Те же причины могут помешать и взрослому человеку полноценно использовать собственное внимание. Если подобное состояние продолжается более полугода, настоятельно рекомендуется проконсультироваться с врачом-неврологом.

Типы и проявления

Невнимательность, которая может присутствовать у школьника, студента и даже взрослого человека можно поделить на несколько типов. Первым из них является рассеянность или так называемое «порхающее» внимание.

В этом случае наблюдаются трудности с концентрацией на определенном объекте, тогда как переключение внимание происходит легко и часто непроизвольно.

Чаще всего такой тип невнимательности встречается у детей дошкольного возраста.

Следующий тип, наоборот, характеризуется трудностями с переключением внимания при высокой степени концентрации.

Подобное явление может встречаться в совокупности с навязчивыми мыслями, которые могут быть свойственны детям и подросткам вследствие определенных нарушений психики.

Невнимательность у ребенка часто представляет гораздо большую проблему, чем гиперактивность или простое непослушание. Это происходит потому, что нарушения внимания нередко принимаются за застенчивость. Следующие проявления должны насторожить родителей, так как именно они свидетельствуют о невнимательности:

  • ребенок не способен сосредоточиться на какой-либо конкретной задаче;
  • о постоянно забывает или теряет свои игрушки, школьные принадлежности и т.д.;
  • наблюдается упорное избегание любых видов деятельности, требующих усидчивости и сосредоточения;
  • не успевает в школе из-за того, что постоянно совершает ошибки, не завершает до конца задания даже небольшого объема;
  • любую работу ребенок выполняет гораздо медленнее своих сверстников;
  • постоянно отвлекается, склонен к мечтательности;
  • игнорирует инструкции;
  • перескакивает с одной задачи на другую, не завершив ее до конца.

Источник: https://obu4ayka.ru/bez-rubriki/nevnimatelnost-psihologiya.html

Что делать с невнимательностью и как развивать внимание?

Невнимательность — бич нашего времени! Вы тоже это знаете? По себе или по другим? Что делать с невнимательностью и как развивать внимание — такие вопросы время от времени задают себе многие из нас. Особенно остро стоит этот вопрос в отношении наших детей: невнимательность ребенка сказывается на учебном процессе. Бьются родители, бьется учитель, но их усилий явно недостаточно.

Иногда о себе жутко хочется сказать, что я очень невнимательная. Немного подумав, начинаю себя убеждать в том, что это немного не так, ведь налицо доказательства моей внимательности там-то и там-то))) Но в целом, надо признаться, что невнимательность — это и мое слабое место.

 Хотя, в утешение себе могу заметить, что не бывает людей, абсолютно внимательных. Внимание проявляется в концентрированном виде у нас тогда, когда это наиболее необходимо: когда мы работаем, думаем, действуем, выполняем какую-то задачу.

Вот тогда от нашего внимания ни одна мелочь не ускользает, замечали? А в свободном состоянии мы своему вниманию даем так расслабиться, что появляется ощущение потери внимания.

Хотя мы сразу замечаем у других людей отсутствие внимания. Опять же, сразу становится заметно, что и память при этом хромает, и речь становится путаной и сбивчивой.

 Мне очень хочется быть внимательной во всем, чтобы я могла заметить любую деталь, попадающую в поле моего зрения, и не только)) Как говорят, можно научиться видеть затылком.

Поэтому я часто задаюсь вопросом «что делать с невнимательностью и как развить внимание», и с интересом стараюсь применять техники, которые, на мой взгляд являются эффективными, и помогают его развивать и укреплять.

Итак, приступим к самому главному, и ответим на первый вопрос заголовка «Что делать с невнимательностью?».  Отвечу коротко и ясно: не страдать, а укреплять. Как мышцы, как пресс, накачиваем и тренируем постоянно. Если вы заметили у себя подобную особенность, не пугайтесь, само это не пройдет — нужно усиленно лечить.

Лечение подразумевает совершение действия, так что лень долой, и начинаем экспериментировать. Вас это тоже пугает? Представьте, что в магазине вы покупаете то, что ни разу не пробовали, а чтобы попробовать, нужно купить. Попробовали — не понравилось. Какие проблемы? Зато теперь вы знаете, что именно это вам не нравится, и вы больше никогда не будете это покупать.

Применяйте этот принцип, он очень часто выручает.

Чтобы ответить на второй вопрос заголовка, нужно приложить больше усилий — одним абзацем здесь не обойтись.  Итак, немного правил и техник, которые помогут развить наше внимание и сделать нас внимательными.

Чтобы не перескакивать с одной мысли на другую, создайте внутри себя внутреннюю тишину, не пускайте ни одну лишнюю мысль.

Удержи в памяти всего один предмет!

Попробуйте выбрать один предмет и начните на него смотреть, ни о чем другом не думая. Если почувствуете, что в голове возникают лишние мысли, то закройте глаза и представьте этот предмет целиком, в своем воображении. Удерживайте это состояние как можно дольше. Постоянные тренировки приведут к хорошему результату.

Запомни, что нас окружает!

Выдалась свободная минутка или на работе появились несколько минут перерыва? Постарайтесь с закрытыми глазами воспроизвести все предметы, которые вас окружают.

Главное, что перед началом тренировки, не нужно ничего запоминать. Важно вытащить из памяти на поверхность детали. Все воспроизвели? Теперь откройте глаза и сравните.

Читайте также:  Ближче чи блище як правильно?

Что-то обязательно «потеряется», например то, что находится под ногами. Это сигнал: смотрите куда идете и на что наступаете.

Фотография на память

Когда вы находитесь в нечасто посещаемом вами месте, сделайте фотографию на память. То есть зафиксируйте момент, в котором вы находитесь, и все предметы, одушевленные и не очень, которые вас окружают.

Если вы идете дальше, то мысленно можете перечислить все, что находилось в тот момент вокруг вас. Если стоите, то упражнение можно сделать с закрытыми глазами.

С течением времени, вы заметите, что все больше деталей будут запечатлены на вашей фотографии.

Рисунок по памяти

Рисовать могут не все, но все же… Нарисуйте по памяти те предметы. которые вас окружали, к примеру, час назад. Задача — как можно больше воспроизвести деталей. Уделяйте этому упражнению немного времени — минут 3-5, будет достаточно.

Считаем необычно

Вы уверены, что можете сосчитать до 100? А с препятствиями? К примеру, считаем до ста, пропуская цифру 7, или считаем от 100 до 0, исключая числа, кратные трем. Хорошее упражнение на внимательность!

Пересчитай все предметы

Превращаем тренировку в игру с друзьями: называем по очереди предметы, стоящие на полочке в ванной комнате или на кухне. Кто больше предметов назовет, тот выигрывает приз.

Изучаем все детали внимательно

В гордом одиночестве, например? во время поездки в общественном транспорте, можно занять себя массой полезных вещей. Но в качестве тренировки своего внимания начните изучать детали одного предмета.

Увидели у дамочки симпатичную сумочку — пересчитайте на ней все замочки и кармашки. Внимательно посмотрите, из какого материала сделана сумочка, как выполнена строчка, как пришиты карманы.

Предметом изучения может стать даже собственная ладонь — там есть где развернуться!

Вот такие нехитрые упражнения могут покончить с нашей невнимательностью раз и навсегда.

Я все же мечтаю, так же, как и мой муж, в деталях описывать ситуацию, находясь в которой, я не замечала больше половины того, что видел мой муж. Это бывает одновременно смешно и грустно.

Но постоянно тренируя свою внимательность, я тоже смогу рассказать подробно и в деталях то, что раньше для меня оставалось за кадром.

Я очень надеюсь, что эти техники в процессе тренировок, помогут нам узнать, что можно делать с невнимательностью и как развивать внимание! Что тренируем, то и развивается! Желаю всем успехов!

“Успевайте больше за меньшее время вместе с 

Источник: https://kopilkasovetov.com/samoobrazovanie-2/chto-delat-s-nevnimatelnostyu-i-kak-razvivat-vnimanie

Внимательность

Заметка о том, как перестать делать мудацкие ошибки и начать жить

У меня с детства проблемы со внимательностью. Всю жизнь наступал на одни и те же грабли. Не проверил уравнение — перепутал плюс и минус. Не сверился со списком вещей перед отъездом — забыл джинсы у друга. Взял вместо муки крахмал — испёк оладьи года:

В начале 2015 я потерял паспорт. Кредитки живут полгода — год. Я их теряю.

На работе невнимательность никуда не пропала. Поленился проверить макет — перепутал интерлиньяж. Отправил письмо сразу — тогда уж с опечатками или не туда. Не перепроверил плакат — распечатал с неправильным телефоном. Однажды ошибся с адресом почты на странице проекта. Целевое действие не работало месяц. Стыдно до сих пор.

Угадайте, кто ночью проверяет макет Главбуха в конце ведра?

Невнимательность вредит проекту и отношениям

Если постоянно делаешь небольшие ошибки, то в глазах клиента ты — дебил. Тебе нельзя поручить серьезную задачу.

Один раз клиент отказался от макета из-за разной ширины полей. Два пикселя убили проект.

Невнимательность мешает работать:

  • Работа выглядит неопрятно. Неопрятность — признак халтуры.
  • Трудно понять смысл работы. Ошибки бросаются в глаза и отнимают время. Тут как в редактуре. Как почистишь текст от стоп-слов, так увидишь проблему со структурой.
  • Ошибка выглядит как решение. Кто-то потратит время впустую и случайно возьмёт ошибку в работу.
  • Появится вестник Апокалипсиса. Тупая ошибка приведёт к пиздецу, который заметят не сразу. Например, не сработает отправка заявки на сайте или что похуже.

Ошибаются и тупят все. Это не повод забить на внимательность. Ошибки копятся. Ты ошибся в макете, верстальщик в вёрстке, программист в функции. Работа получится в три раза хуже. Повод ошибаться меньше хотя бы в своих задачах. 

Как ошибаться меньше

В борьбе с невнимательностью мне помогают три правила: проверять всё подряд, закладывать время и использовать списки. Правила — не панацея, иногда ошибки проскакивают. Щит хэппенс.

Проверять всё подряд

Проверять работу лениво. Мозг не любит лишний напряг и обманывает себя: «Да откуда тут взяться ошибке, макет почти такой же, ничего не поменялось». Привычка отключает мозг. Ты автоматически проверяешь что угодно и когда угодно.

Закладывать время на проверку

Во время спешки адреналин подскакивает, а уровень концентрации падает. Внимательная проверка превращается в невнимательную. Чтобы не торопиться, я закладываю время на проверку в плане работ.

Использовать списки

Сложно держать в памяти все детали задачи. Больше деталей — больше риск отвлечься или пропустить ошибку. Поэтому часть задач я проверяю по списку.

В списке три базовых пункта: свериться с пользой, проверить замечания и посмотреть работу заново. Если вижу частую ошибку, добавляю новый пункт. Например, вот мой список проверки макета.

Со временем приходит дзен, и часть ошибок видишь без списка. Это повод убрать лишние пункты.

Как пользоваться списком мне показал Коля Товеровский:

Ошибку по невнимательности трудно найти, легко потерять и невозможно забыть. Правила помогают отсеять часть из ошибок, но срабатывают не всегда. Как вы боретесь с невнимательностью?

Источник: http://blog.yumadilov.com/all/vnimatelnost-i-chek-listy/

Как избавиться от рассеянности и невнимательности

Рассеянность внимания

Рассеянность и невнимательность – это неспособность сконцентрироваться на каком-либо предмете или действии. Эти черты характера доставляют рассеянным и забывчивым людям, обладающим ими, немало проблем. Они страдают сами, поскольку забывают о важных обещаниях и встречах, страдают их близкие и друзья. Случается, что по этой причине их даже увольняют с работы.

Эти люди пытаются сосредоточиться, обещают себе быть внимательными, но у них ничего не получается. Они составляют перечень вещей, которые берут с собой в поездку, записывают дела, которые им нужно сделать, но в результате забывают, куда положили блокнот с записями…

И тогда они начинают задумываться: а может, это не черта характера, а психологическое отклонение? Или, может, один из симптомов какого-то заболевания? Возможно, ситуацию можно исправить, если пропить лекарства, витамины или откорректировать питание?

Впрочем, забывчивость, рассеянность и невнимательность столь распространены, что появился даже термин «синдром дефицита внимания». В какой-то мере забывчивы все люди, ведь, наверно, каждому из нас хоть раз в жизни приходилось забывать в магазине купленный и оплаченный товар. А невыключенный утюг или забытый и сгоревший чайник или кастрюля – это вообще классические примеры рассеянности.

Психологи выделяют три типа невнимательности

1. «Порхающее» внимание

Это слабая концентрация внимания, для которого характерна легкая непроизвольная переключаемость. Такая невнимательность присуща, например, дошкольниками.

Она наступает при усталости, после бессонной ночи, во время головной боли или при однообразной монотонной работе.

Разновидность такой рассеянности – дорожный гипноз, когда человек впадает в состояние полудремы, наступающее при длительной поездке по спокойной дороге.

2. «Профессорская» рассеянность

При втором типе невнимательности наблюдается высокая концентрация внимания с трудностью переключения, которая свойственна, например, ученым, сосредоточенным на своих мыслях, – так называемая «профессорская» рассеянность. Многие великие люди были рассеянными, так как были сосредоточены на своем творчестве.

Например, Н. Жуковский, которого называют отцом русской авиации, однажды принимал гостей в собственной гостиной. Через несколько часов он встал, надел шляпу и стал прощаться, извиняясь, что засиделся в гостях и пора домой.

А английский математик и физик Исаак Ньютон однажды, решив сварить яйцо, положил вместо него в воду часы. Доходило и до таких курьезов: астроном Галилей не узнал в супружеской постели свою жену, поскольку забыл, что женился. А историк Моммзен, разыскивая свои очки, поблагодарил девочку, подавшую ему их, и спросил, как ее зовут. «Анна, твоя дочь, папа» – ответила девочка.

Такой же тип невнимательности встречается у людей, которых преследуют навязчивые мысли, или у людей, слишком поглощенных реализацией сверхценной идеи – идеей-фикс.

3. Слабая концентрация внимания

И третий тип невнимательности – это слабая концентрация внимания с еще более слабой переключаемостью. Она характерна для людей, у которых понижена сила и подвижность нервных процессов. Обычно в этом случае говорят о старческой рассеянности. У здоровых же людей эти процессы снижаются при переутомлении.

Любопытно, что психологи, изучая рассеянность и забывчивость, во время эксперимента наблюдали за группой людей и заметили, что у мужчин эти свойства «обострялись» в период с 8 до 10 часов утра, а у женщин – с 10 до 12 часов. А независимо от пола пик совершения ошибок отмечался с 4 до 6 часов дня и с 8 до 10 часов вечера.

Причины рассеянности

Чтобы избавиться от рассеянности, нужно знать ее причины. Главное, что это не врожденное свойство характера, а приобретенное.

Существует мнение, что рассеянность может возникать:

  • на подсознательном уровне – при нежелании делать то, на чем нужно сосредоточить внимание;
  • при переутомлении, головной боли, усталости и т. п.;
  • во время выполнения автоматических действий в знакомой обстановке при внезапном отвлечении внимания внешними или внутренними факторами. Например, женщина чистит картофель, и в это время ей звонит подруга, рассказывающая захватывающую историю. Неудивительно, если, заслушавшись, она машинально бросит картофель в мусорное ведро, а очистки – в кастрюлю. Или другая история: кассирша, работающая за кассовым аппаратом, мысленно переживает предстоящий развод. Естественно, ошибки в ее работе неизбежны;
  • при попытке делать несколько дел одновременно. О рассеянном человеке в народе говорят, что он считает ворон. То есть его внимание отвлечено от основного занятия посторонними делами;
  • при органических поражениях головного мозга;
  • при некоторых психических заболеваниях (депрессиях, тревожных расстройствах).

Нередко люди, страдающие рассеянностью и забывчивостью, нарекают на свою память, но она тут совсем ни при чем.

Как просто избавиться от рассеянности

Рассеянность – не такое уж безобидное свойство характера, поэтому изучением ее причин занимаются психологи. Ведь невнимательность людей, которые обслуживают, к примеру, опасное оборудование, может стать причиной катастрофы или техногенной аварии.

Рассеянность лечится или корректируется в зависимости от причины ее возникновения. При депрессиях или тревожности психотерапевт подбирает антидепрессанты. Если она вызвана переутомлением, то проблему решит отдых, смена обстановки и пр.

5 шагов

Если же рассеянность становится хронической и прочно поселяется в нашей жизни, можно проанализировать свой образ жизни и предпринять следующие шаги:

  1. Определить приоритеты и сконцентрировать свое внимание на выполнении одной задачи или только на одном объекте. Большинство людей не умеют качественно делать два-три дела одновременно. Например, группе участников психологического эксперимента предложили понаблюдать за спортсменами на волейбольном матче и сосчитать количество мячей, заброшенных в корзину членами команды в синих футболках. Во время матча по полю прошел человек, переодетый в костюм гориллы, но его никто не заметил, поскольку все были заняты наблюдением за игроками и подсчетом заброшенных мячей. После повторного просмотра игры участники эксперимента были сильно удивлены, что не заметили такого явного факта;
  2. Во время работы убрать все предметы, рассеивающие внимание и создающие хаос. Лишние предметы на рабочем столе – книги, журналы, не относящиеся к делу, фотографии, уводящие в мысли об отдыхе, тем, у кого есть проблемы с концентрацией внимания, лучше убрать подальше;
  3. Пользоваться визуальными подсказками. Конечно, можно вести ежедневник, куда записывать предстоящие дела. Дополнительно можно воспользоваться каким-то предметом, который напомнит с утра о важном деле. Например, с вечера положить на пол посреди комнаты обычный лист бумаги или книгу. Один взгляд на них утром – и мы вспомним, что нужно сделать срочный звонок. Этот метод напоминает бабушкин «узелок на память». Такие узелки завязывали на носовых платках наши бабушки, чтобы не забыть сделать что-то важное;
  4. Делать паузы, чтобы собраться с мыслями и зафиксировать свое внимание на текущем моменте. Например, выходя из квартиры, думать не о том, успеваем ли мы на автобус, а сосредоточиться на мыслях о ее безопасности: проверить электроприборы, газ, воду и пр.;
  5. Решать все проблемы по мере их поступления, не откладывая на потом. Нагромождение несделанных дел также приводит к хаосу в мыслях и рассеянности.

© Тимошенко Елена, BBF.ru

Источник: https://BBF.ru/magazine/26/7273/

Ссылка на основную публикацию