Чувство или чуство, чувствовать, чувствительность как правильно?

Ничего не чувствую: как научиться чувствовать?

Ничего не чувствую: как научиться чувствовать?

 

Навигация по статье «Ничего не чувствую: как научиться чувствовать?»

Зачем чувствовать? Или как происходит отказ от чувств

О чувствах вообще редко кто задумывается. Нам с детства рассказывают о том, как стоит поступать, как правильно себя вести, что может произойти в каких-либо случаях. Но нас почти никогда и никто не спрашивает – что мы чувствуем?

Родителям кажется, что ребенка нужно научить «правильно жить». Причем делается это чаще не через опыт, а через внушение. Вам, допустим, не позволяют дотронуться до горячего утюга, чтобы понять, как это – горячо? Вам лишь говорят, что будет больно. И пугают родительским гневом, если вы ослушаетесь.

Да, безусловно, не все стоит пробовать на своем опыте. Но при этом большинство из нас прошли именно такой путь, в котором для опыта очень мало места, а от родителей чаще слышишь «отойди, я быстрее и лучше сделаю», чем «давай сам, пробуй».

Часто родители отказывают детям даже в собственных ощущениях. «Я лучше знаю – ты замерз! Одень шапку!» или «Ты уже не ел 4 часа, ты не можешь не хотеть есть, садись, не капризничай!» Да, иногда бывает и так, что ребенок не замечает угрозы здоровью. Но одно дело – иногда настоять, другое – систематически лишать ребенка права опираться на свои ощущения.

В итоге человек привыкает к ситуации «ничего не чувствую» и ориентируется в жизни с помощью полученной информации. А информации – всегда много. Как вы решите для себя, какой из доводов предпочесть? Если в каждом решении (а так практически всегда) есть и плюсы, и минусы?

Зачем чувствовать? – вот именно для этого. Чтобы мочь однозначно сказать без внутренних сомнений:

  • Что мне подходит?
  • Чего я на самом деле хочу?
  • Какое решение именно сейчас для меня лучше?
  • Как сделать выбор, не имея достаточно информации?

Отказ от чувств, однако, не ограничивается описанным выше сценарием. К ситуации «ничего не чувствую» человек приходит не только потому, что его лишали опыта и возможности опираться на свои ощущения, а еще и за счет травм.

Ребенок никогда не рождается не способным чувствовать. Но он идет со своими чувствами к родителям, окружающим, а его часто отвергают. «Веди себя прилично», «не до тебя», «хватит распускать нюни» — особенно часто это касается мальчиков, когда они бурно выражают эмоции и нуждаются в ласке. Но и девочкам тоже достается.

На всех детей родители (и не только — травмы могут прийти и из социума) так или иначе выливают свои негативные эмоции, кричат по причине накопившейся неудовлетворенности жизнью, в семьях бывают разводы, скандалы, бывает недовольство самим ребенком, постоянная критика, придирки, попытки «натянуть на ожидания».

И ребенок в детстве получает самый сильный опыт, который переживает своими чувствами – опыт боли. И неосознанно принимает решение – не чувствовать, перестать переживать боль, прекратить мучения.

Конечно, невозможно растить детей в стерильных условиях. Более того, у ребенка может и должен быть опыт конфликта с миром, чтобы он приобрел навык строить отношения с ним, думая не только о своих интересах.

Но вопрос в том, готовы ли родители учитывать свои чувства и чувства ребенка, или готовы только учить «как правильно» и критиковать, раздражаясь на несоответствие ребенка ожиданиям.

Однако, вы все – взрослые люди. И даже если ваше детство было именно таким, а опыт пережитой боли заставляет вас прятаться от собственных чувств, вы уже в состоянии принять решение относительно себя.

Если вы читаете эту статью, вы уже понимаете, чем вы расплачиваетесь за потерю чувств. Скорее всего, у вас есть один или несколько из этих признаков:

  • Скучно жить, ничего по-настоящему не радует
  • Не можете понять, чего вам на самом деле хочется в жизни – какие отношения иметь, чем заниматься, чем увлекаться
  • Вам сложно понять, от чего вы могли бы получать удовольствие
  • Вам тяжело быть наедине с собой
  • Вас часто посещают мысли, что вам чего-то не хватает, мысли вообще постоянно крутятся в вашей голове, и их сложно остановить
  • Вы часто совершаете действия «на автомате»
  • У вас есть одна или несколько вредных привычек

Все перечисленное – следствие проживания жизни в режиме «ничего не чувствую». Безусловно, человек испытывает какие-то эмоции, но осознает их не как эмоции, а как императив к действию.

Вместо «чувствую тревогу» — «хочется выпить», «хочется поесть», вместо «чувствую страх» — «надо пойти пообщаться с друзьями», вместо «чувствую печаль» — «надо заняться важными делами», и даже вместо «чувствую радость» — «надо срочно похвалиться этим».

Зачем чувствовать? Чтобы начать делать выбор. Действительно ли тревогу можно устранить только выпивкой или едой? Действительно ли единственный способ переживать радость – демонстрация событий жизни другим, иногда без разбора? Действительно ли избавиться от печали можно только болтовней ни о чем?

Действительно ли вы хотите проживать жизнь на автомате? И хотите ли вы всю жизнь искать лекарство от скуки, так и не находя удовлетворения? Все это – ваш свободный выбор?

Как мы проживаем отказ от чувств? И что значит чувствовать, если вы не помните – как это?

Отказ от чувств можно проживать по-разному. Есть несколько ключевых моментов, которые так или иначе сочетаются или пересекаются, когда человек не может полноценно чувствовать и осознавать чувства.

Бравада

«Я ничего не чувствую – ну и что? Что значит чувствовать? Есть логика, анализ, здравый рассудок — зачем вообще чувствовать? » Для себя и других человек позиционирует это как некоторое удобство. Он, вроде как, неуязвим, контролирует ситуацию, жизнь в его власти.

Однако именно таким людям чаще всего очень тяжело наедине с собой. Ведь в эти моменты некому отражать, как в зеркале, его «крутизну» и аплодировать его стойкости и контролю. Публика пропадает, остается он сам. И он сам для себя, и вся его жизнь, кажется пустой и безрадостной.

Зависимости

Как правило, такую пустоту, и вообще тревогу, неудовлетворенность тянет запить, заесть, курить сигарету за сигаретой, рубиться до глубокой ночи в компьютерные стрелялки. Можно впасть в зависимость от человека – от родственников, детей, а чаще всего – в любовную зависимость.

И будет казаться, что жизнь даже очень наполнена эмоциями – общение, расслабление, умиротворение, желание и восторг. Но стоит только исчезнуть объекту зависимости, и наступает мучительная жажда во всех смыслах, неудовлетворенность, тоска, которую снова тянет «заткнуть» чем-то другим.

Занятость

Бесконечная работа, важные дела, просьбы родных и знакомых. Все это – «лучшее лекарство от горестей». Главное – бегать без остановки. Не оставаться наедине с собой. Запихивать в себя чужие смыслы и иллюзию нужности.

Но «почему-то» работа не приносит достаточного удовлетворения, да и денег не всегда приносит достаточно. А отношения почему-то никак не ладятся, да и друзья-родственники не особенно благодарят за усилия.

Ведь чтобы построить отношения, получить удовлетворение от работы, реальное тепло от родных и друзей, нужно осознавать, что вы хотите. Осознавать из глубины себя, из глубины чувств. И мочь это сформулировать.

Болезни

Этот способ проживания отказа от чувств начинается еще с детства. Ребенку хочется ласки, тепла и внимания, он еще осознает свои чувства и потребности, и просит об этом. А родителям не до него, или они не считают его просьбы важными.

И тогда он заболевает. Неважно, чем, чаще всего страдает наиболее слабая генетически структура. Важно, почему. Потому что с помощью болезни он может наконец получить тепло, ласку и внимание.

Или взрослый человек. Он считает, что он «ничего не чувствует», зато ложится с инфарктом или пиелонефритом на больничную койку. И там он может наконец открыто прожить свою боль, неудовлетворенность, тоску или страх. Больному-то «можно». И причина есть, «одобренная обществом».

Что значит чувствовать? – это значит, для начала, признать, что у вас есть чувства. Что в каждый конкретный момент жизни вам – как-то. Не «никак», а как-то. Начать задавать себе вопросы – мне сейчас нравится ситуация/поступок/человек/предмет или не нравится?

И это не значит, что если вы признаетесь себе в том, что вам не нравится работа или отношения, то вы будете вынуждены сразу что-то менять и бросать. Вы будете лишь глубже понимать, что можно изменить. И менять сможете в приемлемом для вас темпе.

Что значит чувствовать? – ощущать. Каждая эмоция отзывается и проживается в теле, даже если вы этого не замечаете. Об этой связи подробнее можно почитать в статье о страхе физической боли.

Что значит чувствовать? – жить и быть. Ведь когда вы действуете как автоматы – вы просто выполняете команды. И не факт, что свои собственные. А когда вы осознаете чувства – вы точно знаете, что это – вы сами и жизнь эта – точно ваша.

Как научиться чувствовать: простые идеи

Многие мои клиенты не раз говорили: «ну вот, спрашиваю я себя, как мне, а мне по-прежнему никак….»

И действительно, нередко доступ к собственным чувствам заблокирован страхами перед болью и отторжением настолько крепко, что человеку не удается поначалу ничего услышать. Преодоление подобных блоков и страхов — то, что чаще всего и происходит в процессе работы с психологом, и сложно теоретически описать, как это делается.

Однако, есть простые вещи, которые, при известном упорстве могут помочь вам самостоятельно справиться даже с серьезными внутренними блоками.

Как научиться чувствовать, если внутри ничего не отзывается?

Сосредотачивайтесь на ощущениях тела

Начните его замечать. Если вы «ничего не чувствуете» — это не совсем так. Вы замечаете свое тело как минимум тогда, когда у вас что-то болит. Научиться чувствовать – это замечать более тонкие сигналы.

Например, потрогайте в доме все предметы. Сформируйте у себя представление о том, к чему вам приятно прикасаться, к чему – нет. Попробуйте осознать, как чувствует себя ваше тело в те или иные моменты. Удобно ли вам на рабочем месте? Удобно ли дома, в тех местах, где вы сидите, лежите, спите?

Изучайте запахи, которые привлекают вас и отталкивают. Более глубоко вникайте во вкус еды. Почаще задавайте себе вопрос – что в данный момент ощущает мое тело? Напряжено ли оно, расслаблено? Если напряжено – где? А может, удастся понять, почему?

Снижайте темп

От того, что вы будете изо всех сил спешить на работу, домой, на прогулке, занимаясь домашней работой и т.д. – вы вряд ли выиграете много. Минут 5, максимум. А та внутренняя суета и игнорирование собственных чувств будут стоить вам массы потраченных дней, проведенных потом в переживании телесных болячек.

Не торопитесь. Суета – она у вас в голове. Жить чувствами – это жить настоящим, а соответственно, это возможность быть более эффективным. Когда вы находитесь в текущем моменте, осознаете все, что с вами происходит, вы видите куда больше и куда больше можете, чем когда сломя голову куда-то несетесь, не замечая ничего вокруг и генерируя тревогу.

Заметить и увидеть себя, партнера, мир можно только тогда, когда вы на этом сосредоточены. А если вы сосредоточены только на том, что вам еще надо сделать, то вы не видите ни себя, ни других, ни мир. Вы видите только гипотетическое будущее. Которое не всегда вообще наступает.

Жизнь без осознания чувств — это жизнь вслепую. Можно не заметить сигналы своего же тела и психики, и много раз наступать на одни и те же грабли, не понимая, почему. Научиться чувствовать – открыть возможность ориентироваться в себе и в мире, быть сосредоточенным на себе и на текущем моменте и быть более эффективным.

Работа со списком чувств

Страх Ненависть Гнев
Ужас Отвращение Злость
Тревога Презрение Возмущение
Настороженность Зависть Ярость
Растерянность Отчуждение Бешенство
Сомнение Разочарование Раздражение
Смущение Брезгливость Негодование
Оцепенение Скука Ревность
Горе Радость Любовь
Грусть Восторг Восхищение
Печаль Удивление Доверие
Отчаяние Интерес Принятие
Тоска Азарт Нежность
Вина Любопытство Теплота
Обида Умиротворение Сочувствие
Досада Спокойствие Благодарность
Сожаление Гордость Симпатия
Бессилие Надежда Уважение
Стыд Предвкушение Вера

Начните изучать список и постепенно приучайте себя ориентироваться в них. Не знать, как называются ваши чувства – все равно что пытаться попасть в из пункта А в пункт Б без карты или навигатора.

А тем более тяжело, если вы не знаете даже, как называется пункт Б. Ведь мы делаем что-то ради получения каких-то чувств. Если бы цель не вызывала бы у вас никаких вообще эмоций – она стоила бы усилий?

Можно, конечно, попытаться приехать в ваш пункт Б без информации об это чувстве, но только методом случайных блужданий. И порой в таком методе раньше кончается бензин, чем находится искомая улица.

Полный вариант упражнения – дневник чувств. Каждый день вы кратко записываете свои чувства (пользуясь списком), и пару слов пишете о ситуации, в которой они возникли. А потом, спустя некоторое время, пересматриваете прошлые записи.

Как изменилось ваше представление о чувствах? Согласны ли вы с теми формулировками, которые отметили раньше? Или сейчас вам кажется, что, допустим, тогда это было не раздражение, а форменная ненависть, а вот в другой момент – скорее печаль, чем сильное отчаяние?

Читайте также:  Нарядится или нарядиться как правильно?

Научиться чувствовать – это ориентироваться в том, что происходит внутри вас, и как это называется.

«Ничего не чувствую» — это ложь. Чувства необходимы человеку, чтобы ориентироваться в мире. И мы никак не можем их «устранить». Забыть, перестать осознавать, сделать вид, что их нет – можем, а устранить – нет.

Вы можете воевать с ними, поступать вопреки и получать неудачи, болезни, страдания. Вы можете путать реальные чувства с тем, что происходит в голове, в фантазиях, и снова получать тот же набор проблем.

А можете перестать говорить себе неправду, задаваться пустым вопросом «зачем чувствовать?», и наконец принять то, что и так есть у вас внутри. И получить опыт. Разный, конечно. Но при этом быть собой, быть живыми и знать, чего вам хочется в этой жизни.

Если у Вас возникли вопросы по статье «Ничего не чувствую: как научиться чувствовать?» Вы можете задать их нашему дежурному психологу:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом-консультантом, то оставите свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на форуме.

Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!

«Ничего не чувствую: как научиться чувствовать?«: https://psyhelp24.org/kak-nauchitsya-chuvstvovat/

Источник: https://PsyHelp24.org/kak-nauchitsya-chuvstvovat/

Как чувствовать, если не чувствуется — 3 совета

Что делать, если знаешь что чувства есть, что они прекрасны и приятны, но ты их не чувствуешь, не понимаешь, что они есть внутри. Много можешь рассказать о них, но какого-то наполнения внутри нет, ощущения нет.

Можно конечно, сделать вывод, что я не чувствителен/не чувствительна и пойти с этим жить дальше.

Можно, но хороший ли это вариант и насколько полезный? Жить с притупленными чувствами конечно можно и даже иногда удобно, но ни о какой полноте жизни, о влюбленности до кончиков пальцев или глубокой любви и близости речи быть не может. Что же делать, давайте разбираться, потому что выход есть.

Начнем с начала и с того, что такое чувства?

Чувства — это что-то сложное, сложнее, чем просто реакция. Это то, что в теле и в голове одновременно. Это то, что дает нам ощущение жизни, понимание себя и окружающих нас людей. Это отношение к ним и к себе. Чувства бывают разные по интенсивности и одно и то же чувство отличается у разных людей.

И если перевести на язык более конкретный и понятийный, то чувство — это отношение человека к тому или иному человеку, явлению или ситуации, которое проявляется в телесной реакции и восприятии этой реакции нашим сознанием. Т.е. чувство не возможно без тела и головы. Оно не может возникнуть без движения и не может быть рождено без осознания его.

ЧУВСТВО НЕ ВОЗМОЖНО БЕЗ ТЕЛА И ГОЛОВЫ.

Чувства также связаны с эмоциями. По теории А.Лоуэна, американского телесно-ориентированного психотерапевта, эмоция – всегда есть чувство. Но чувство, не всегда является эмоцией. Например любовь, гнев, печаль и радость — это эмоциональные чувства, а ощущение тепла, холода, вкуса и обоняние — это чувства, но не эмоции.

Существуют различные классификации чувств, а также понятия эмоций и чувств, но в данной статье я буду придерживаться выше описанных категорий.

Где же возникают чувства в человеческом теле ?

Выше я уже упоминала о том, что чувство – это телесная реакция и ее восприятие. И эта реакция проявляется в движении тела к объекту или от него.

ЧУВСТВО – ЭТО ДВИЖЕНИЯ К ИЛИ ОТ.

Движение «к» выражает стремление человека к удовольствию. А движение «от» проявляется как страх, в ответ на боль или ожидание ее. Т.е. ожидая любви, тело стремится к ней, чтобы наслаждаться и жить, а чувствуя угрозу оно отдаляется, чтобы сохранить себя.

Если копнуть еще глубже, то понимание чувства на уровне всего организма касается высшей нервной деятельности. Где рецепторы воспринимают стимулы окружающей среды и через нервы передают информацию о них в головной мозг, где с помощью сознания эта информация обрабатывается.

И так организм может реагировать на внешние стимулы. Но этой информации, не сопутствует никакое чувство. Чувство зависит от наших реакций. Если наша реакция позитивна — стимул вызывает в теле расширяющее движение — мы почувствуем удовольствие и возбуждение.

Если реакция негативна — стимул провоцирует сжатие тела — мы почувствуем страх или боль.
Но чувства возникают не только в ответ на внешние стимулы и реакцию организма. Они появляются и в ответ на внутренние импульсы тела. Такие, как наши потребности и инстинкты. Потребность в еде вызывает импульс к поиску пищи.

И достигая поверхности тела, эти импульсы вызывают чувства, которые воспринимает мозг, отдавая команды к выполнению.

Команды воспринимаются скелетной мускулатурой и тело двигается. У человека, скелетные мышцы контролируются сознанием. И тут-то начинается самое интересное.

Как нарушается процесс чувствования?

В ответ на импульс, движение может быть индуцировано или блокировано сознательной реакцией. Т.е. не все импульсы, достигая поверхности тела реализуются. Но что в этом такого особенного.

А то, что если импульс подавлен осознанно, но он при этом воспринят и осознан, то ничего плохого.

Например, в ответ на грубое замечание в транспорте, вам хочется ударить обидчика, но вы понимаете, что насилие не уместно в данной ситуации и может повредить вам и другому человеку, вы блокируете это движение.

Но вы при этом все равно осознаете всю ту злость и гнев, которые вызвал обидчик и отвечаете, например словестно на его действия.

И для сравнения, возьмем другую ситуацию. Как вы догадываетесь, не очень хорошую.
Например, ребенок в ответ на замечание мамы испытывает злость и ему хочется кричать в ответ на не справедливое отношение.

Он делает это, высказывая свои чувства, но в ответ получает ругательство и порицание того, что он сделал, а также словесный запрет на то, что так делать нельзя. Угрозы о том, что будет, если он еще раз крикнет на маму, усугубляют ситуацию ожиданием наказания.

И в следующий раз ребенок в подобной ситуации, испытывает все ту же злость и гнев и ему хочется кричать, но помня слова мамы и угрозы, он из-за страха наказания, не делает этого. Т.е. сознательно блокирует импульс, но чувство злости при этом испытывает.

На уровне реакции тела – его скелетная мускулатура напрягается, но не получает разрядки, т.к. крик не издается. Более того, напряжение добавляется, т.к. этот крик нужно сдерживать.

После повторения такой ситуации многократно, и с течением времени, скелетные мышцы из-за частого напряжения, переходят в состояние хронического напряжения и импульсам становится очень сложно пробиваться на поверхность.

Спонтанное движение в результате не просто блокируется, оно из сознательного блокирования переходит в неосзнанное. Тело и мозг уже не работают содружественно – нет чувства гнева и злости, и соответственно нет крика в ответ на замечания, оно молчит в ответ.

И самое в этом печальное то, что блокирование одного чувства, вызывает снижение общей чувствительности организма и другие чувства тоже притупляются. Мы перестаем доверять реакциям своего тело и не прислушиваемся к ним, вернее даже игнорируем.

И тогда возникают такого рода вопросы, как “что я к нему чувствую, я люблю или нет?”, “хочу я этого или нет?”, “ мне нарвится эта работа или уже надоела?”. И главные, конечно вопросы о том, как я себя чувствую сейчас и что я чувствую.

Что делать с притупленными чувствами?

Для начала нужно признать, что мне сложно дифференцировать чувства, сложно понимать их внутри себя и не понятно как отслеживать. Это должно стать проблемой для вас, чтобы вы захотели ее решать и прикладывать для этого усилия.

Совет №1 – признайте, что у вас есть проблемы с выражением и пониманием чувств

Начните прямо сегодня что-то для этого делать. И это что-то должно быть направлено на углубление контакта с телом, понимание своих телесных реакций, движений и желаний вашего тела. И я приведу несколько упражнений телесного психотерапевта А.Лоуэна, для этого.

Упражнение 1

Уделите себе 5 минут времени, позаботьтесь, чтобы вас никто не тревожил, сядьте или лягте удобно и задайте себе несколько вопросов.

— Чувствуете ли вы свое лицо? Осознаете ли вы его выражение? Сможете ли вы почувствовать, напряжены ли ваши губы? Можете ли вы почувствовать напряжение в своей челюсти? Можете ли вы двигать ею свободно вперед, назад и в стороны, не чувствуя боли?

— Чувствуете ли вы какое-либо напряжение в шее или в затылке? Можете ли вы двигать головой свободно влево — вправо, вверх — вниз? Напряжены ли ваши плечи? Сможете ли вы двигать ими легко вперед-назад, вверх-вниз?

— Чувствуете ли вы свою спину? Жесткая она или гибкая? Естественно ли вы держите свою грудную клетку в позиции вдоха и выдоха? Движется ли ваша грудная клетка во время дыхания? Расслаблена ли ваша диафрагма? Дышите ли вы животом? Расслаблены ли ваши бедра? Двигаетесь ли вы во время ходьбы? В вашей обычной позе они выдвинуты вперед или назад? В то время, когда вы сидите, чувствуете ли вы, как ягодицы прикасаются к креслу?

— Чувствуете ли вы, как ваши стопы прикасаются к земле, когда вы стоите или ходите? Хорошо ли вы чувствуете свои стопы?

Не обязательно задавать все вопросы за один раз. Можно в течении дня несколько раз себе устраивать такие «внимательные к телу» минуты, которые помогут отвлечься и расслабиться, а также обратят большее внимание на ваши телесные ощущения.

Упражнение 2

Нарисуйте женщину и мужчину на двух отдельных листах бумаги. И сначала нарисуйте, а потом прочтите объяснение к этому упражнению.

Обьяснение:

Степени сложности рисунков и сходства с живыми людьми указывают на степень осознавания своего тела и на те области, которые вы чувствуюте лучше. Например, рисунок человека может быть без ладоней и стоп или без глаз, без какого-либо выражения лица.

И это выразительно свидетельствует о недостатке чувствительности в этих местах.

Некоторые рисуют схематично, прямыми линиями из черточек, что указывает сильный недостаток чувствительности в теле: это говорит о сложности ассоциировать с телом такие чувства, как печаль, радость или страх

Совет №2 – начните узнавать свое тело прямо сегодня

И третье, самое важное – делайте это регулярно. Сделав пару упражнений, а потом через неделю и получив кратковременный результат, не думайте что он сохранится на долго.

Так же долго, как ваше тело вырабатывал защитные реакции и притупляло чувство, что вас обезопасить, так же долго ему нужно и восстанавливаться.

Сначала вы увидите первые результаты, если начнете работать, но если не остановитесь и продолжите, вы удивитесь той легкости в теле, которая может быть, той ясности чувств и полноте их проживания. Разве не это полноценная и яркая жизнь, когда тело находится в гармонии и грации.

Совет №3 – делайте это регулярно

Если вы чувствуете, что сами не справитесь, сейчас есть много вариантов получить поддержку в этом не легком труде.

Я имею в виду не только индивидуальную и групповую психотерапию, которые эффективны при работе с проблемами в сфере чувств, но и различного формата мастерские и группы по танцевально-двигательной терапии, аутентичному движению и подобные им, связанные с телесностью и движением.

Источник: https://wiolife.ru/psihologiya/otnosheniya/kak-chuvstvovat-esli-ne-chuvstvuetsya-3-sovet

Ощущения и чувства

Из учебников по психологии мы знаем, что ощущение возникает в результате воздействия на наши органы чувств, различных внешних материальных факторов, называемыми раздражителями. Сам процесс воздействия называется раздражением, а раздражение вызывает в свою очередь возбуждение, в результате которого в коре головного мозга возникает ощущение.

Но я не собираюсь пересказывать вам учебник психологии, ибо по большому счету, для рядового человека нет особого смысла вникать во все тонкости человеческого восприятия и мышления, нам важно выделить для себя практические знания из всего этого.

Ощущения чувства возникающие при этом, определенным образом влияют на наше восприятие этого мира и наше поведение, и о том как это происходит, я вам сейчас и расскажу. Дело в том, что с каждым из видов ощущения, у нас могут возникать определенные образы и ассоциации, те которые отложились у нас в голове, при первом контакте с конкретным раздражителем.

Тут идет своего рода программирование собственного подсознания, ибо большинство из нас мир видит именно таким вот, бессознательным образом.

Есть вещи, воспринимаемые нами положительно, есть и те, что мы воспринимаем отрицательно, причем, даже не задумываясь особо над тем, почему это происходит.

Если ребенка постоянно в детстве били ремнем, он испытывает патологическую неприязнь к этому предмету, и даже будучи взрослым, его ощущения от контакта с этим предметом, могут вызывать у него определенные ассоциации.

Иногда вместо неприязни, это может быть желание таким же образом воспитывать своего ребенка, в зависимости от того, какой отпечаток в сознании, оставил у него предмет, которым ему регулярно причиняли боль.

Но в целом замечено уже давно, что подобные вещи, которые причиняют людям боль, они стараются обходить стороной, либо будучи вблизи этих предметов, они испытывают чувство тревоги. Наши чувства, возникают как раз на основании таких вот ассоциаций, чем часто пользуются те, кто определенным образом манипулирует людьми.

Это на самом деле очень важно понимать, поскольку тот же бессмысленный страх или чувство тревоги, нам совершенно ни к чему, любые наши ощущения, должны быть правильно нами восприняты, нет смысла делать себя заложниками бессознательного поведения.

Читайте также:  Нижче чи нище як правильно?

Приятные глазу вещи, далеко не всегда оказываются таковыми на деле, приятные на слух слова – правдой, а причиняющие физическую боль процедуры – вредными. Во всех случаях, мы должны обращаться за сведениями о том, что нас окружает, к настоящему, а не к когда-то отложенным в нашей голове ассоциациям.

От них конечно есть польза, ведь только помня о совершенной ранее ошибке, не станешь наступать на грабли второй раз, но эту ошибку надо осознать, и сделать на ее основании выводы. Именно стереотипы мышления, которые формируются в нашей бессознательной части мозга, являются первым откликом на внешние раздражители.

И лишь потом, при удачном стечении обстоятельств, мы даем этим раздражителям более или менее вразумительную идентификацию и оценку.

Любые возникающие у нас чувства, поддаются расшифровке, почему нам нравится внешний вид одного человека и не нравится внешний вид другого, почему к одному мы испытываем положительные эмоции, а к другому отрицательные, и главное, всегда ли эти ассоциации являются верными.

Если вы хотите напугать человека, вы делаете что-нибудь такое, что у большинства людей ассоциируется со страхом, тем самым вызывая у человека подобное чувство, ибо он как и большинство, имеет в своей голове именно такую идентификацию тому внешнему раздражителю, которым вы решили его напугать.

Да, что не говори, а все наши ощущения, интерпретируются нами, прежде всего благодаря тому анализу, которому мы их подвергнем, а вот сознательно или бессознательно мы это сделаем, уже другой вопрос.

Если говорить о большинстве людей, то конечно ни о какой сознательности и речи быть не может, либо пряник, либо кнут, к этому люди пришли не случайно.

Так что наши с вами чувства, и это главный вывод, к которому я хочу вас подвести, формируются на основании, не столько наших ощущений, сколько на основании нашего анализа и конечной идентификации этих ощущений, то есть на тех ассоциациях, которые они у нас вызывают.

Если говорить проще, то человека можно научить любить и ненавидеть все что угодно, если грамотно нарисовать в его голове определенную картину мира. Каждый внешний раздражитель, может восприниматься таким образом, чтобы возникающие в итоге чувства, были такими, какие нужны человеку.

Скажем вы знаете о том, что человеку можно внушить ощущение жара, при этом если рядом нет источника огня, или наоборот, внушить отсутствие боли, когда тот же огонь жжет кожу человека.

Поэтому друзья мои, ощущения и чувства, возникающие на основании этих ощущений, это продукт того, что мы сами себе представляем о тех или иных ощущениях.

Подумайте над этим, ведь на самом деле, это очень интересная тема, отношение к этому миру и всему, что в нем происходит, может быть самое разное, и от того, насколько это отношение будет более разумным, будет зависеть вся наша жизнь.

Что мы видим, слышим, ощущаем, и так далее, и с чем это у нас ассоциируется, и главное почему это у нас ассоциируется с тем или иным нашим чувством, это желательно понимать, чтобы управлять этим.

Источник: https://psichel.ru/oshhushheniya-i-chuvstva/

Чувствительность Чувствительный

Чувствительность как качество личности – способность  чувствовать, выражать свои эмоции, слышать собственный голос души, тонко улавливать оттенки настроения окружающих, понимать и сопереживать их чувства, с пронзительной остротой воспринимать красоту мира, природы, произведений искусства.

      Однажды великий Учитель Абу Али Ибн–Сина рассказывал своим ученикам о необходимости быть в жизни наблюдательными и бдительными.     Он говорил, что органы чувств человека можно тренировать так же,  как мысль и мышцы.

 – Например, вы входите в какое–то помещение, и ваша чувствительность сразу фиксирует наиболее важные детали. В этот момент Учителю сообщили, что к нему пришли и просят его выйти. Ибн–Сина сказал своим ученикам:     – Посидите, я сейчас вернусь.     И вышел к посетителям.

 Ученики решили проверить чувствительность своего Учителя.

   Подложив под циновку, на которой он сидел, чистый лист бумаги, они с нетерпением стали ждать его возвращения: почувствует ли он какое-нибудь изменение? Когда Ибн–Сина вернулся и сел на свое место, в хитро прищуренных глазах учеников он сразу прочитал какой-то заговор. Внимательно оглядев своих учеников, он сказал:     – Наверное, или я вырос, или потолок стал ниже…

       Чувствительность – это повышенная ранимость сердца. В физиологии  она трактуется, как способность воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей. Кожа человека реагирует на раздражение, вызываемое активизацией определенных рецепторов.

Основные виды чувствительности: тактильная, болевая, температурная, мышечно-суставная, вибрационная. В зависимости от ощущений, мозг получает необходимую информацию об окружающем нас мире. Есть такой анекдот. Доктор проверяет чувствительность.

— Доктор, а доктор! И чего это вы меня всё щупаете? — Проверяю, сохранилась ли чувствительность. — У меня что ли? — Нет, у меня.

Нас интересует не физиологическая чувствительность, а устойчивые, отчетливо проявленные свойства личности, связанные с ярко переживаемыми впечатлениями, с восприятием своего внутреннего и внешнего мира посредством сердца.

        Чувствительность – это возможность познать самого себя. Женщины в шесть раз более чувствительны, чем мужчины.  Их ум расположен в непосредственной близости с чувствами, в то время как у мужчин он приближен к разуму. В этом различии скрыт секрет практически всех нюансов взаимоотношений между полами. Отсюда и проистекают многие особенности мужского и женского поведения.

         Мужская природа – это ответственность, покровительство и забота о женщине и детях. Соприкасаясь большую часть дня с суровыми реалиями внешнего мира, доказывая каждый день, что он должен ему денег, мужчина, порой, становится бесчувственным истуканом. Чувствительный сильный пол – звучит, как нонсенс, несуразица.

Но жизнь не любит крайностей. Чтобы воспринимать мир во всей богатой палитре красок, мужчина тоже нуждается в известной доле чувствительности.

Кто может ему помочь научиться слышать голос собственного сердца, улавливать нюансы женского настроения,  более эмоционально выражать свои чувства? Сам он не может воспроизвести в себе чувствительность.

Только женщина своим чувствительным сердцем, мягкостью, нежностью и гибкостью способна разжечь в нём согревающий костерок чувствительности. Мужчина и женщина уравновешивают друг друга. Мужчина защищает женщину от чрезмерной эмоциональности, а она его от холодности и отсутствия эмоций.

  Женщины с необычайной легкостью определяют умонастроение мужчин. Он еще поднимается по лестнице, а опытная жена уже чувствует, в каком он пребывает настроении.   Мужчины, по большому счету, завидуют этой способности. Они осознают, что для решения многих проблем им бы не помешало тонкое чувствование настроений своего начальника, партнеров, оппонентов либо подчиненных.

       Мужчина, если он не научился чувствовать себя, рискует стать объектом манипуляций, подвергается опасности делать не то, что он хочет сам, а то чего ожидают от него манипуляторы. Есть такая притча. — Сегодня ужасный день.

Все, как будто сговорившись, заставляют меня нервничать, злиться и раздражаться, — сказал один человек другому.  — И не говори, — ответил его знакомый музыкант, — у меня подобные проблемы. Сегодня все, как назло, трогают мою скрипку. Из-за этого она расстраивается, после чего на ней невозможно играть.

— Так почему же ты не настроишь её как надо и не спрячешь в футляр, чтобы неумелые руки не расстраивали её и не издавали диссонирующих звуков, режущих твой чувствительный слух? Тебе не кажется, что в этом виноват только ты сам? Почему ты позволяешь, кому не лень играть на твоём инструменте? И раз тебе не нравится то, что они играют, не лучше ли спрятать его или играть самому то, что тебе нравится? — Я вижу, дорогой друг, что ты хорошо разбираешься в музыке. Так почему же ты сам не применишь эти знания к своему «инструменту»? Почему должным образом не настроишь своего сознания, не возьмёшь его в свои руки и не начнёшь «играть» то, что нравится тебе самому, вместо того чтобы позволять кому ни попадя «играть» на чувствительных струнах твоей души то, что им вздумается? Почему, вместо того чтобы научиться играть песнь любви, терпения и прощения, ты играешь траурный марш обиды и похоронный марш злобы? Тебе не кажется, что в этом виноваты не люди, действующие тебе на нервы, а ты сам? Знай, ты можешь выбирать, играть ли самому или позволять играть другим. Выбор за тобой!

        В отличие от чувственности, которая видит и включает вожделение, чувствительность видит и просто чувствует сердцем. Чувствительность обожает разговоры о переживаниях и эмоциях, проявляя искреннюю реакцию на них. Ей не нужно упражняться в красноречии.

Достаточно взглянуть на ее лицо и сразу становится ясным, что перед нами человек, умеющий глубоко чувствовать и сопереживать состояние другого. Чувствительный человек, как правило, доброжелателен, тих, робок и обидчив. Ему не хватает энергичности, активности и инициативности.

  Чувствительные люди редко занимают руководящие должности, так как могут быть хорошими исполнителями, но, когда нужно принимать решения в условиях относительного риска и нести ответственность за эти решения, они чаще всего пасуют.

       Карамзин писал: «Чувствительное сердце есть богатый источник идей: ежели разум и вкус помогают ему, то успех не сомнителен и знаменитость ожидает писателя». Ярким примером чувствительного человека был великий и неповторимый пейзажист И.И. Левитан.

Товарищ Левитана, Михаил Нестеров в своей книге воспоминаний «Давние дни», вспоминал, что юный Левитан, выждав последний обход училища солдатом Землянкиным, прозванным «Нечистая сила», оставался один коротать ночь в тепле, оставался долгий зимний вечер и долгую ночь с тем, чтобы утром, натощак, начать день мечтами о нежно любимой природе. Особая, до слез, любовь к природе и нервная чувствительность к ее состояниям были присущи будущему пейзажисту изначально. Родственники вспоминали, как он с ранних лет любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать какой-нибудь закат или восход, а когда наступала весна, «совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город, куда убегал всякий раз, как на это выдавалось хоть полчаса».

    А.П.Чехов писал: «…До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил до него, да и не знаю, дойдет ли кто после».

Гениальный пейзажист скончался в 1900 году, в пору цветения любимых им флоксов.

Они были положены на его могилу молодыми художниками — теми, кого он учил постигать природу чувствительно, глубоко и проникновенно, так, чтобы слышать «трав прозябанье».

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

(Просмотров 1 780 всего, 1 сегодня)

Источник: https://podskazki.info/chuvstvitelnost/

Какие бывают человеческие чувства: классификация и как в них разобраться

Классификация чувств

Чтобы разобраться с тем, какие бывают чувства, нужно понять по каким критериям их можно оценить. Критерии – еще одно основание для классификации.

Выделяют три критерия чувств:

  1. валентность (тон);
  2. интенсивность (сила);
  3. стеничность (активность или пассивность).

Таблица чувств №1 позволяет охарактеризовать любое сложное переживание:

КРИТЕРИИ ВИДЫ
Валентность Положительные Отрицательные Нейтральные (амбивалентные)
Интенсивность Сильные Слабые Средние по силе
Стеничность Стенические (побуждающие к активности) Астенические (пассивные, расслабляющие)  

Например, человек может испытывать положительное сильное стеническое переживание. Это может быть любовь. Если интенсивность ощущений слабая, это просто симпатия.

Таблица чувств, характеризуя переживания, не позволяет назвать их словом. Название можно только предположить. У человека не всегда достаточно знаний и опыта, чтобы определиться как правильно назвать испытываемое душевное волнение. Это не удивительно, так как их очень много. Однако некоторые люди не могут назвать даже десяти чувств, а ведь столько, в среднем, испытывает человек ежедневно.

Третье основание для классификации социально обусловленных переживаний – в зависимости от базовой эмоции.

Американский психолог Пол Экман выделил семь базовых эмоций:

  • радость;
  • печаль;
  • гнев;
  • страх;
  • удивление;
  • отвращение;
  • презрение.

Таблица чувств №2 предполагает поиск названия испытываемого душевного переживания, отталкиваясь от первых четырех базовых эмоций:

БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ ПРОИЗВОДНЫЕ
Страх Беспокойство, замешательство, паника, нервозность, недоверие, неопределенность, неуверенность, опасение, смущение, тревога, сомнение и другие.
Грусть Апатия, отчаяние, вина, обида, озабоченность, печаль, подавленность, разбитость, стыд, скука, тоска, угнетенность, усталость и другие.
Злость Агрессия, ярость, брезгливость, бешенство, гнев, зависть, ненависть, недовольство, омерзение, нетерпимость, отвращение, презрение, пренебрежение, ревность, досада, циничность и другие.
Радость Бодрость, блаженство, восторг, достоинство, доверие, любопытство, облегчение, оживление, оптимизм, покой, счастье, умиротворенность, уверенность, удовлетворение, любовь, нежность, сочувствие, эйфория, экстаз и другие.

Вторая таблица чувств дополняет первую. Воспользовавшись ими двумя, можно понять, что за сила овладела разумом и сердцем, как ее описать и назвать. А это первый верный шаг к осознанности.

Список моральных, интеллектуальных, эстетических чувств

На вопрос: «какие бывают чувства», каждый человек может дать свой ответ. Кто-то чаще испытывает сильные и глубокие переживания, а у кого-то они легкие и непродолжительные. Способность чувствовать зависит от темперамента, характера, принципов, приоритетов и жизненного опыта личности.

Чаще всего чувства классифицируют в зависимости от сферы, в которой находится объект переживаний:

Это симпатия и антипатия, уважение и презрение, привязанность и отчужденность, любовь и ненависть, а также чувства благодарности, коллективизма, дружбы и совести. Они возникают по отношению к действиям других людей или собственным.

Обусловлены нравственными нормами, принятыми в обществе и усвоенными личностью в процессе социализации, а также его взглядами, убеждениями, мировоззрением. Если чужие или свои поступки соответствуют моральным нормам, возникает удовлетворение, если нет – негодование.

У человека есть и такие переживания, которые возникают в процессе умственной деятельности или в связи с ее результатом: радость, удовлетворение от процесса и результата работы, открытия, изобретения. Это также и вдохновение, и горечь от неудач.

Читайте также:  Директора или директоры как правильно?

Душевные волнения возникают при восприятии или создании чего-либо красивого. Невероятные ощущения человек испытывает, когда видит красоты Земли или мощь природных явлений.

Человек ощущает чувство прекрасного глядя на маленького ребенка или на взрослого гармонично сложенного человека. Прекрасные произведения искусства и другие творения рук человека способны вызвать восторг и душевный подъем.

Так как эта классификация не раскрывает всю палитру чувств, их принято классифицировать еще по нескольким основаниям.

Чем отличаются чувства от эмоций

Все люди испытывают душевные переживания и волнения, но не все умеют их называть и выражать в словах. А ведь именно знание того, какие бывают чувства, помогает не только правильно определять, но и контролировать, управлять ими.

Люди в быту и некоторые психологи употребляют слова «чувства» и «эмоции» как слова-синонимы. Другие говорят что чувства – вид эмоций, а именно высшие эмоции. Третьи разделяют эти понятия: эмоции относят к классу психических состояний, а чувства к психическим свойствам.

Да, между ними есть прямая взаимосвязь, ведь они являются переживаниями человека. Без душевных волнений индивид бы не жил, а существовал. Они наполняют жизнь смыслом, делают ее разнообразной.

https://www.youtube.com/watch?v=UxP7Sc2h6dE

Но все же между чувствами и эмоциями есть существенные отличия:

  • Эмоции – врожденные и инстинктивные реакции организма на изменения окружающей среды, чувства – социальные, развитые в процессе воспитания и обучения переживания. Чувствовать человек учится, выражать эмоции все умеют с момента рождения.
  • Эмоции сложно контролировать усилием воли, чувствами легче управлять, несмотря на их сложность и неоднозначность. Их большая часть возникает у человека в сознании, эмоции часто не осознаются, так как связаны с необходимостью удовлетворить инстинктивную потребность.
  • Чувство меняется, развивается и угасает, варьируется по силе, по-разному проявляется, может перерасти в свою противоположность, эмоция – определенная реакция. Например, если человек испытывает ненависть к другому лицу, не исключено что это переживание перерастет в любовь, а эмоция страха всегда страх, независимо от объекта (она может быть и беспричинной). Страх либо есть, либо его нет.
  • Эмоции не имеют предметной соотнесенности, чувства – имеют. Они переживаются по отношению к чему-то или кому-то по-разному. Например, любовь к ребенку не то же самое, что любовь к супругу. А к примеру, недоумение всегда выражается одинаково вне зависимости от того что конкретно его вызывает.
  • Чувства – более сильный мотиватор, чем эмоции. Они побуждают, вдохновляют, толкают на совершение поступков в отношении объекта, на который они направлены. Эмоции лишь рождают действия в виде ответных реакций.
  • Эмоции – непродолжительные и поверхностные, хоть и яркие проявления, а чувства всегда сложные и сильные душевные волнения.

Бывает сложно определить, когда сочетание эмоций породит чувство, и какое высшее переживание выражается в той или иной череде эмоциональных проявлений. Это близкие, сопутствующие друг другу явления, но все же их нужно различать. Личность в ответе за свои высшие эмоции и за те поступки, которые они повлекут за собой.

Как управлять своими чувствами

Когда сильные переживания и волнения овладевают человеком, даже если они позитивные, психологический баланс нарушается.

Для психологического здоровья и благополучия нужно уметь в меру как радоваться позитивным чувствам, так и огорчаться от негативных.

Чтобы справиться с чрезмерными, мешающими адекватно реагировать и разумно поступать сантиментам, нужно:

  1. Охарактеризовать душевные ощущения: определить валентность, интенсивность, стеничность (Таблица чувств №1).
  2. Определить базовую эмоцию. Выбрать на что в большей мере похоже переживание: на страх, грусть, злость или радость (Таблица чувств №2).
  3. Определиться с названием и постараться разобраться в переживаниях самостоятельно.

Иногда душевные порывы настолько овладевают человеком, что он в прямом смысле не может ни спать, ни есть. Длительные сильные переживания являются стрессом для организма. Не зря природой задумано, что даже яркий период влюбленности, когда кровь перенасыщена адреналином, окситоцином и дофамином, длится недолго, перерастая в спокойную и основательную любовь.

Вечный спор между разумом и сердцем это вопрос об умении регулировать эмоциональные, чувственные порывы посредством разума.

Испытывая глубокие и сильные переживания, человек проживает жизнь в полной мере. Ограничивать свою чувствительность неразумно, а порой просто невозможно. Все дело в том, какие переживания выбирает человек: позитивные или негативные, глубокие или поверхностные, настоящие или поддельные.

Какие бывают человеческие чувства: классификация и как в них разобраться Ссылка на основную публикацию

Источник: https://HeadLife.ru/kakie-byvayut-chuvstva/

Ощущения, чувства, эмоции. Статья. Психология. Самопознание.ру

Люди часто путают ощущения с чувствами, а чувства с эмоциями. Спросите знакомых: «Как правильно сказать: я чувствую голод или ощущаю голод? Что такое обида: чувство или эмоция? А радость?». Задав эти, казалось бы, простые вопросы, вы получите разнообразные и противоречивые ответы.

К сожалению, и в психологической литературе эти понятия часто смешивают.

К моему большому удивлению, прочитав десятки книг классиков и современников, сотни журнальных статей, я так и не встретил целостной системы, чётко разграничивающей чувства, ощущения и эмоции и дающей ответы на их смысловые различия! Казалось бы, ничего страшного в этом нет, и не стоит цепляться к словам.

Вроде бы нет насущной необходимости проводить чёткие и жёсткие границы между смыслами родственных слов. Но это только на первый взгляд. Ясное понимание смысла этих слов и их различий актуально для работы с чувственной сферой человека во всех видах психотерапии и крайне важно в таких направлениях, как гештальт, психосинтез и телесноориентированная психология.

Разграничение этих понятий и умение их дифференцировать позволяет определить место нарушения во взаимоотношении человека с собой и миром и целенаправленно с этим работать.

Пытаясь переосмыслить, ассимилировать и хоть как-то структурировать весь этот хаос из чужих идей, мнений и предположений, я увидел, что у этих феноменов есть определённый смысл, явные границы и очевидная взаимосвязь, если посмотреть на них под другим углом. В этой статье я хочу поделиться с вами тем, что у меня из этого получилось.

Ощущения — это процесс получения информации о свойствах предметов, явлений и о внутренних состояниях организма. Информация поступает к нам через зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный аппарат и кинестетику (сенсорная информация из мышц, сухожилий и связок).

Можно сравнить ощущения с панелью приборов и датчиков в кабине пилота, которые показывают параметры полёта: высоту, скорость, температуру воздуха, уровень топлива, направление и силу ветра, наклон фюзеляжа, расстояние до других объектов и многое другое. Когда у меня болит горло, я ощущаю жар, недомогание и тяжесть в голове, и эти признаки говорят мне о том, что я заболеваю.

Если человека лишить ощущений, то он не сможет ориентироваться в происходящем и ничего не сможет делать целенаправленно.

У чувств совсем другая функция. Если мы сравнивали ощущения с панелью приборов, показывающей параметры полёта, то чувства можно сравнить с личностной оценкой пилотом этих показаний. Хорошо помню, что заболевание накануне встречи с любимой девушкой вызывало у меня совсем другие чувства, чем тоже заболевание накануне контрольной по физике.

Чувства — это процесс личностной оценки ситуации, который выполняет как сигнальную, так и организационно-направляющую функции. Они говорят об отношении человека к происходящему, показывают хорошо ему от этого или плохо.

Таким образом, чувства играют двойную роль: это система сигналов благополучия или неблагополучия с одной стороны, и регулятор наших желаний и устремлений с другой. А если говорить языком гештальта, то чувство — это целостный сигнал об отношениях потребности человека и среды.

Чувства могут нести в себе огромный энергетический потенциал, но даже в этом случае не стоит путать их с эмоциями. Эмоции — это внешнее выражение наших чувств, предъявление их окружающему миру. Это невербальный язык общения, который появился у наших далёких предков ещё много сотен тысяч лет назад.

Он помогал понимать друг друга и успешно взаимодействовать ещё до появления членораздельной речи и вербальных коммуникаций. Даже высшие животные способны различать наши эмоциональные послания по тону голоса и выражению лица.

Таким образом, несмотря на то, что чувства несут в себе эмоциональную окраску и энергию, они превращаются в эмоции только тогда, когда человек начинает предъявлять их миру и людям.

Как писал Лоуэн: «Чтобы избежать смешения этих понятий, надо отметить, что слово emotion предполагает деятельность (motion — движение и предлог e-наружу, вовне)». (А. Лоуэн.

Психология тела) Если же из-за силы переживания или неумения замечать свои чувства человек проскакивает сразу в область эмоций, не сумев осознать свои чувства, тогда говорят: «Нет чувств — одни эмоции»!

Резюмируя, можно сказать, что:

  • ощущения — это информация;
  • чувства — как я к этому отношусь (моя оценка);
  • эмоции — как на это реагирую, и что я этим выражаю (мои реакции и послания миру).

Взглянув на эти понятия с точки зрения выполняемых ими функций, легко увидеть их место на кривой цикла контакта. Их информационную, оценочную и контактинговую роль в процессе удовлетворения потребности трудно переоценить.

Помню, как много лет назад, на одном из психологических тренингов меня поразил вопрос ведущего к одной из участниц группы, которую звали Настя: «Кому ты плачешь, и чего ты от этого хочешь?».

И её удивлённый ответ: «Никому и ничего, просто плачу и всё, я так часто делаю». Позже удалось понять и её чувства, и адрес её эмоций, и то, какую потребность она пытается этим разрешить.

Меня поразило, что эмоции — не бесконтрольная стихия, а наш выбор действия и разрешения потребности, что у эмоций есть адресат и конкретная цель. Осознает ли это плачущий человек — это уже другой вопрос.

Рассмотрим последовательность возникновения и проявления аффективной волны «ощущения — чувства — эмоции» на примере цикла удовлетворения потребности Б. Резника и Т. Барли:

I. Этап недифференцированности.

II. Этап формирования фигуры.

III. Этап фокусировки фигуры.

IV. Этап сканирования поля.

V. Этап разрешения потребности.

VI. Этап ассимиляции.

VII. Этап недифференцированности».

Возникновение ощущений, нарастание их интенсивности и формирование смутной фигуры потребности соответствует уровню ощущений. Фокусировка фигуры, идентификация ощущений и их оценка рождает чувства, сопровождающиеся сканированием поля на предмет удовлетворения потребности — уровень чувств.

Выбор способа действия и разрешение потребности соответствует уровню эмоций. Затем следует вторая, контрольная волна — уровень приятных ощущений — этап разрешения. Отход и ассимиляция — уровень чувств (удовлетворения) и завершающих эмоций. Далее — временное затишье, когда поле не дифференцировано.

К сожалению, так происходит далеко не всегда.

Часто нарушение цикла удовлетворения происходят из-за искажения восприятия ощущений, неправильной идентификации чувств и неосознанном предъявлении своих эмоциональных реакций. Ситуацию осложняют речевые шаблоны языка, как русского, так и языков романской группы. Возможно, по-другому обстоят дела на Востоке, но с уверенностью утверждать не могу.

Мы говорим «органы чувств» вместо того, чтобы сказать: «органы ощущений»; мы говорим — «он выражает свои эмоции» — вместо того, чтобы сказать: «он выражает свои чувства», а о человеке с небогатой эмоциональной экспрессией мы говорим, что «у него мало чувств».

Получается, мы изначально не понимаем роль ощущений, на их место ставим чувства, а на место чувств ставим эмоции.

Если искажения на уровне ощущений приводят к таким последствиям, что же происходит, когда идут искажения также на уровне чувств и эмоций? Ощущение голода и чувство одиночества, ощущение сексуального влечения и эмоция гнева.

Научившись разграничивать эти понятия, клиент уже не спутает тревогу и голод, усталость и депрессию, влечение и любовь, уверенность и агрессию.

Этот список можно продолжать до бесконечности, и вы можете сами вспомнить несколько наиболее ярких примеров из своей практики.

Для решения этих и подобных вопросов, как мне кажется, необходимо иметь:

  1. Навык дифференцирования ощущений, чувств и эмоций на основе их критериев.
  • Ощущения передают информацию о ситуации внутри и снаружи.
  • Чувства — это внутренние оценки, реакции и переживания.
  • Эмоции — это предъявление реакций и оценок миру.
  1. Навык замечания — осознавания моментов перехода ощущений в чувства, а чувств в эмоции, и наоборот.

Предлагаю несколько интересных упражнений, помогающих получить практические навыки осознания и дифференцирования.

Составьте максимально большой список чувств, эмоций и ощущений. Не нужно стремиться сделать это за один раз. Лучше выполнять это упражнение в течение нескольких дней — пока не получится внушительный список, включающий 50–100 или даже более наименований.

Разбейте его на две-три колонки. Я намеренно не говорю, что их должно быть две или три. Это зависит от того, будут ли чувства и эмоции включены вами в один список, когда одно слово в зависимости от контекста может иметь разные значения, или же есть строго детерминированные слова. Например, куда бы вы отнесли негодование? Панику? А удовлетворение?

Примерьте на себя каждое слово из списка — ощутив, прочувствовав или выразив его. Отметьте, что вам давалось легче, а что тяжелее.

Есть ли в списке какие-то наименования, которые совсем не удалось представить и пережить? Ещё в течение дня полезно остановиться на минуту-другую и «поймать за хвост» проживаемую эмоцию, чувство или ощущение, осознав и идентифицировав «пойманного зверя». Определяйте силу и чёткость переживаемого, по 10-ти бальной, 100% или какой-либо иной удобной вам шкале.

Прислушайтесь к себе и осознайте ваше актуальное чувство в данный момент. Оставайтесь с ним некоторое время, а затем уйдите в область ощущений, связанных с этим чувством, замечая и осознавая место, силу, чёткость и другие параметры.

Вернитесь в область чувств и посмотрите, какие новые оттенки возникли у чувства, или же оно изменилось совсем. А затем, оттолкнувшись от этого чувства, уйдите в область эмоций, замечая как вы их выражаете в движениях, жестах, мимике и интонации.

Через некоторое время вернитесь снова в область чувств и осознайте, что вы чувствуете теперь, что изменилось и что появилось.

Когда человека волнует какая-то проблема, вокруг неё возникает зона беспокойства из чувств, ощущений и эмоций. С одной стороны, в этой области все переживания сильнее и острее, а с другой — они менее ясные и устойчивые.

Это напоминает комнату кривых зеркал, в которых человек искажается так, что выглядит то тощим гигантом, то широким карликом, то идущим вверх ногами, то растягивающимся вперёд как жевательная резинка.

Ежедневно замечая — осознавая силу и определённость чувств, ощущений и эмоций в этой проблемной зоне, вы сможете отслеживать положительную динамику изменений как самой зоны, так и проблемы, которая её порождает. Работе со сферой, в которой улучшения идут медленнее, стоит уделить больше времени и сил.

Подводя итоги, отмечу, что понимание роли и места этих феноменов, а также умение их дифференцировать является важным условием для осознавания — замечания истинных чувств, ощущений и эмоций, которые помогут клиенту увидеть и восстановить нарушения контакта с актуальной потребностью.

Они являются самым надёжным индикатором энергетических процессов, идущих в человеке при «возмущении» поля «организм — внешняя среда». Процессов с момента возникновения первых смутных ощущений до момента удовлетворения потребности и растворения её в окружающем фоне.

Выражу уверенность, что, пока человек существует, любое нарушение в системе «Self» обязательно сопровождается большими или меньшими изменениями в чувственной сфере как через функцию «Id», так и через функцию «Personality».

Если же убегать от распознавания и осознания, ожидая, что всё наладится автоматически, само по себе, то это приведёт к потере функции «Ego» как механизму оценки ситуации, выбору и принятию адаптивных решений.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/oschuscheniya_chuvstva_emocii/

Ссылка на основную публикацию