Круги своя или круги свои как правильно?

На крУги или кругИ своя — как правильно?

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Правильно «на кру´ги своя´». Объясняем, почему привычное слово круги´ имеет другое ударение в этом выражении.

Учёными-лингвистами давно установлено, что все идиоматические выражения — то есть устойчивые обороты — ведут себя так же, как одно слово.

Это значит, что значение идиомы не зависит от значений слов, составляющих её: когда вы говорите «бить баклуши», не имеет значения, что значит само по себе бить и само по себе баклуши, потому что «бить баклуши» вместе — бездельничать.

Идиома — определённое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и не допускающее внутри себя перестановки. Вы не можете взять слово дорога и сказать до большая рога, потому что слова в русском языке не расчленяются и не разрываются таким образом.

Эти особенности дают нам известное правило: фразеологические обороты и идиомы нельзя неоправданно расширять, сужать, заменять элементы внутри них на какие-либо другие.

Фразеологические ошибки выглядят так: «Сделал работу спустив рукава/спустя свои рукава, спустя руки». Правильный вариант один «спустя рукава», причем запятая перед оборотом не ставится, поскольку он не входит в состав деепричастного оборота — идиомы очень самостоятельные.

Агрегатор новостей 24СМИ

Высокая степень спаянности и другие особенности устойчивых выражений приводят к тому, что они вообще не меняются, в то время как язык подвержен динамическим процессам. Меняются формы, лексические значения, произношение, самые разные нормы подвергаются изменениям.

А идиома на фоне этой динамики остается «мумией». Например, «сел на конь и поехал в огонь», «выйти замуж».

Уже давно сформировалась падежная система, категория одушевленности и многие другие грамматические категории, но эти идиомы продолжают содержать в себе элементы конь и муж.

Сколько бы лет ни прошло, какие бы изменения ни претерпела система, эти выражения не изменятся до «сел на коня» и «выйти за мужа».

Всё, что живет внутри идиомы, застывает навсегда. Впрочем, устойчивые выражения обладают разной степенью спаянности, но, как правило, неизменяемость — их основная характеристика.

«На круги своя» — библейская идиома.

Происходит из Ветхого Завета и имеет форму, характерную для церковнославянского языка: форма множественного числа винительного падежа для местоимения свой — своя (в то время как аналогичная современная форма — «свои», то есть своя = свои).

Ударение, соответственно, тоже сохраняется устаревшее — кру´ги. Мы знаем, что ударение может менять свое место, поскольку в русском языке оно подвижное, динамичное и имеет свойство перемещаться с течением времени: лы´жня — лыжня´, да´рит — дари´т и т.д.

Загрузка…

Но над идиомой время не властно, поэтому она навсегда сохранит старое слово     кру´ги. Кстати, в известной песне «Ветер перемен» четко соблюдается только ударение в слове своя´, а слово кру´ги´поётся с двумя акцентами на оба слога, поскольку ритмика песни требует ударения круги´.

фото: pixabay.com

Источник: http://naspravdi.info/interesnoe/na-krugi-ili-krugi-svoya-kak-pravilno

Всё вернётся на круги своя!

Сегодня дежурные рубрики – девятиклассники школы 64 Андрей Грищенин и Ирина Михеева.

Дежурные: – Здравствуйте, уважаемые читатели! А вы знаете, что подготовка к зимним Олимпийским играм для зарубежных спортсменов заключалась не только в спортивных тренировках! Французы, например, изучали русский язык.

Но как бы ни старались сами спортсмены и их болельщики на родине, в данном случае только русский человек способен сполна оценить всю прелесть национального языка в знакомых фразах: «привьет, «спасиба, дозвиданья», «поздравьяю».

Наша рубрика тоже старается просвещать жителей города в знании русского языка, отвечая на вопросы читателей. За работу, Служба!

Читайте также:  Извини или извени как правильно?

Екатерина Уфимцева, 14 лет: – Известно выражение «вернуть всё на круги своя». Скажите, почему на круги своЯ, а не на своИ?

Дежурные: – Екатерина, выражение «Всё вернётся на крУги своЯ» – библейское. В соответствующем месте из Ветхого Завета имеется в виду ветер, дующий сначала на юг, потом на север и вновь возвращающийся на то место, с которого он начинал дуть.

Поскольку речь идёт о старославянском языке, то необходимо принять во внимание, что у существительных, прилагательных и местоимений было три числа: единственное, множественное и двойственное.

Пережитки двойственного числа в современном языке можно найти в местоимении (оба/обе), в использовании форм множественного числа в названии предметов, состоящих из двух парных частей (очки, брюки, ножницы). Если вернуться к библейской цитате, то ветер буквально проходит два круга, поэтому местоимение нужно употреблять в форме двойственного числа –  СВОЯ.

Со временем двойственное число ушло из активного употребления, местоимения перестали изменяться по родам во множественном числе, а выражение «круги своя» осталось в первоначальной традиционной форме. Смысл выражения: всё повторяется; всё когда-то вновь начинается с самого начала.

Слово и антислово

Извинение – прощение, основание для оправдания. Актриса Яна Сексте (фильм «Оттепель») считает, что искреннее прощение подобно Благодати, и этим всё сказано!
Кощунство – оскорбление святыни. По мнению режиссёра Никиты Михалкова, это «слово часто вертится на языке от происходящих событий».

Дежурные: – Язык – это характер, судьба. Образно – это клубок ниток, который ты распутываешь по словам. Многое связано с тем, кто распутывает. Поэтому будьте внимательны к слову, интересуйтесь языком, пишите в рубрику, и – ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО!

Источник: http://vestnik-lesnoy.ru/vsyo-vernyotsya-na-krugi-svoya/

На круги своя, или «Никогда не жалел о своем выборе»

На круги своя, или «Никогда не жалел о своем выборе»

Просмотров: 1898     Комментариев: 0

Вера в жизни отца Георгия была всегда. Он рассказал, что с детства посещал Никольский храм города Шацка — туда он ходил с дедом. Жили они в селе Новософьино, что в 15 километрах от Шацка.

— Конечно же, ходили пешком, — опережает мой вопрос батюшка. — Отстоишь Литургию и назад, еще 15 километров. Народу тогда очень много в храме было, руки не поднять. Люди не боялись, богослужения посещали… Книг в то время было не сыскать, но у моих бабушки и дедушки были и горячая вера, и хорошее собрание православной литературы. Я много читал и так подпитывал свой духовный настрой.

— Отец Георгий, а как же Вы оказались в Эммануиловке?

— Однажды в детстве я с дедом пришел в Засечное (так раньше называлась Эммануиловка. — Авт.). Был праздник Казанской Вышенской иконы Божией Матери. Это чудотворная икона, перед которой молился святитель Феофан Затворник, она находилась как раз в Сергиевском храме.

И мне так к сердцу пришлись это место и этот приход, что я никогда их не забывал. А в 1972 году после окончания Московской духовной семинарии и после двухлетнего обучения в Московской Духовной Академии меня назначили настоятелем именно Сергиевского храма села Эммануиловка.

Служу здесь уже 42 года!

— Расскажите, пожалуйста, как произошло обретение мощей святителя Феофана?

— Святитель Феофан был погребен в правом приделе храма Казанской иконы Божией Матери в Вышенской обители. После революции в монастырских постройках размещалась психиатрическая больница. В Казанском храме администрация больницы устроила склад.

Читайте также:  Згідно з оригіналом чи копія вірна як правильно?

Шел 1973 год, когда ко мне приехали гости из Московской Духовной Академии — игумен Марк (Лозинский), иеромонах Елевферий (Диденко) и иеромонах Георгий (Тертышников). И мы решили отслужить панихиду на месте захоронения святителя Феофана Затворника, которого очень почитали.

— Неужели священники так просто могли пройти на территорию закрытой психиатрической больницы в 73‑м году, да еще чтобы и панихиду отслужить?!

— Нет, конечно! О том, чтобы туда официально пустить священнослужителей для совершения богослужения, и речи быть не могло! Но мне удалось договориться с кладовщицей, и она втайне от своего начальства пустила нас в храм. А для того, чтобы никто больше не мог туда войти и нас увидеть, кладовщица закрыла храм-склад на ключ снаружи. Мы договорились с ней, что она придет через час и незаметно выведет с территории больницы.

В Казанском храме царил хаос: повсюду валялись шины, дрова, бочки, кровати, железки — и среди всего этого покоился святитель Феофан! Надгробие сохранилось целым, но в самом склепе сбоку была пробита дыра.

Многие люди думали, будто монахи где-то в монастырских постройках золото прятали, поэтому дыру и пробили — клад искали. Даже кладовщица, когда нас закрывала в храме, шепнула: «Если что-то найдете, со мной поделитесь».

Она так и не поверила, что мы молиться пришли…

Мы отслужили панихиду, и с тех пор все наши мысли были о том, как же нам вывезти останки святителя, чтоб они не находились в таком поругании.

— Чтобы получить разрешение на вывоз мощей, понадобилось, наверное, много времени?

— В те годы такое разрешение получить было вообще невозможно… Через какое-то время ко мне снова приехал отец Елевферий, уже один. Мы с ним решили мощи святителя Феофана вынести тайно. Тем же путем, благодаря все той же кладовщице, попали в Казанский храм и залезли в склеп.

Гроб, в котором покоился святой, оказался разломанным, а голова его была разбита на три части — наверное, чем-то тяжелым ударили… Вынув дощечки, мы стали перебирать все, что было в гробу, пальцами. Я посчитал, сколько и каких косточек должно быть.

И к нашему удивлению, мы собрали абсолютно всё… А еще в склепе нашли Евангелие святителя Феофана.

Все, что вынесли из Казанского храма, это бесценное сокровище, святыню, мы привезли в эммануиловскую церковь. Какое-то время мощи находились там, но об этом никто, кроме нас, участников события, не знал.

Затем они были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру, где находились до 1988 года, в нижнем храме во имя Всех святых, что под Успенским собором.

В год 1000-летия Крещения Руси святитель Феофан Затворник был канонизирован.

— Известно, что мощи находились потом в Сергиевском храме села Эммануиловка. Какое это было время для Вас лично и Ваших односельчан?

— Это лучшее время было! В год прославления мощи святителя Феофана перенесли из Троице-Сергиевой Лавры в наш, ближайший к Свято-Успенской Вышенской обители, действующий храм, потому что в Выше по-прежнему находилась психиатрическая лечебница.

Перенесение мощей в Эммануиловку стало для всех большим праздником. Встречать святителя пришло столько народу, что всех не вместил даже наш просторный церковный двор.

Чуть позже мы построили купель в честь святителя Феофана — за храмом бил маленький источник, а когда мы решили его облагородить, то оказалось, что там три ключа… И потянулись в Сергиевский храм нашего села паломники отовсюду. Приезжали совершенно разные люди, всякого сословия. По пять-шесть больших автобусов в день приезжало.

Читайте также:  Ляг чи ляж як правильно?

Ведь столько времени в стране был духовный голод, а тут у нас — мощи святителя Феофана, источник… Часто паломники среди ночи приезжали, в два, в три часа… Мы просыпались — матушка шла за свечной ящик, а я всю ночь служил молебны.

— Тяжело, наверно, было в таком интенсивном ритме жить?

— Нет, было очень хорошо! Усталости не ощущалось. Каждый день я начинал с того, что прикладывался к мощам и испрашивал благословения у святителя. Всегда чувствовалось его незримое присутствие рядом.

И конечно, я немного опечалился, когда в июне 2002 года святитель Феофан покинул наш храм — его мощи были перенесены в восстанавливающуюся Вышенскую обитель.

Но это правильно и необходимо — все возвращается на круги своя.

— Батюшка, как служилось Вам в советское время? Случались конфликты, столкновения с властями?

— Было немного незначительных волнений за годы моего служения, например уговаривали сотрудничать с КГБ. Я категорически отказался. Какое-то время сотрудники Комитета настаивали, преследовали даже. Но я так твердо отказывался, что спустя время кагэбэшники отстали…

— Не пришлось жалеть когда-нибудь о выбранном пути — быть священником?

— Мне очень повезло в жизни, и я никогда не жалел о своем выборе. Несмотря на годы безверия в стране, я беспрепятственно служил Богу. В нашем крае народ всегда был на редкость верующий.

В те годы, ехал ли я по окрестным селам на своем велосипеде, шел ли пешком, люди кланялись, очень уважительно относились.

Однако если я выбирался куда-то дальше наших мест, то там и гадости можно было услышать, и в спину плевали… В нашем селе и окрестностях в церковь ходили все, даже пионеры и комсомольцы.

Конечно, их ругали, порицания какие-то на собраниях выносили, но все это было без особого энтузиазма, и ребята в большинстве своем продолжали посещать храм. Однако были особые требования к людям определенных профессий, к учителям например. Говорили: если кто увидит, что учительница в храм пошла, значит, срочно везите в психбольницу, благо та рядом.

Однажды, уже после перестройки, я стоял у аналоя, исповедовал, и вдруг сзади кто-то ко мне подошел, шепчет в ухо: «Батюшка, я пришла!!!». Обернулся — учительница наша.

Ну, давай, говорю, исповедоваться, раз пришла… Еще одна учительница после того, как решилась впервые прийти в церковь, рассказывала мне с волнением: «Батюшка, я сейчас переходила порог церкви — как государственную границу!».

Вот насколько многие были запуганы советской властью…

***

Течение сельской жизни всегда кажется горожанину медленным. В летнем саду у дома отца Георгия в Эммануиловке оно и вовсе казалось тягучим, как мед. Хотелось бесконечно слушать рассказы батюшки о его жизни, о жизни прихода, людей.

Но на самом деле день сельского священника расписан по минутам — службы, многочисленные требы, хозяйственные заботы. А когда освобождается немного времени, на дорогого отца с надеждой смотрят домочадцы — они тоже нуждаются в нем.

Пришлось и мне прощаться с батюшкой, его ждало многочисленное семейство — у отца Георгия шестеро детей и двадцать один внук…

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 21 (521)

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/na-krugi-svoya-ili-nikogda-ne-zhalel-o-svoem-vybore

В круге или в кругу как правильно:

Источник: https://www.baby.ru/popular/v-kruge-ili-v-krugu-kak-pravil-no/

Ссылка на основную публикацию