Гуси-лебеди или гуси лебеди как правильно?

Разница между гусем и лебедем

Принадлежащие к одному отряду и семейству гуси и лебеди, несомненно, похожи. Но все же они являются лишь близкими родственниками, и каждая из птиц имеет свои особенности.

Содержание статьи

Гусь – птица, по образу жизни относящаяся к водоплавающим. Имеет своеобразный клюв, высокий у основания и вытянутый в длину. Обитает на лугах, заболоченных территориях, окраинах морей. Питается в основном растительностью.

Гуси

Лебеди также водоплавающие птицы. Самки и самцы этих представителей пернатых не имеют разительных отличий, что, впрочем, относится и к гусям. В глазах людей лебедь символизирует изящество, романтизм и благородство.

Лебедик содержанию ↑

Сравнение

При визуальном сравнении двух птиц можно отметить, что лебедь выглядит гораздо величественней и элегантней. Все контуры его тела более изогнуты. Особенно впечатляюще смотрится птица на зеркальной водной поверхности. Тогда на это гордое создание можно любоваться часами.

Отличие гуся от лебедя состоит в длине шеи. У гуся она заметно короче, и, видимо, еще и поэтому он не обладает такой грацией. Весь облик этой птицы достаточно неуклюж. Лебедю же шея нужна не только для красоты. Известно, что он намного сильней, чем гусь, привязан к воде, и данная часть тела помогает птице добывать пищу с достаточно большой глубины.

Гусь уступает лебедю не только в изяществе, но и в размерах. Причем весьма значительно. Соответственно, весит лебедь зачастую гораздо больше. К тому же у его красивых крыльев огромный размах. Гусь этим похвастаться не может.

Между тем гусь больше приближен к человеку. Издавна он находится в числе пригодных для разведения животных. Причем злить птицу не стоит – догонит и больно ущипнет за пятку. Лебеди, в свою очередь, хоть и принимают на водоеме угощения от людей, но в целом относятся к ним с опаской. Это свободолюбивые и практически не приручаемые существа.

Заметить, в чем разница между гусем и лебедем, можно, и прислушавшись к этим птицам. Звуки каждая из них издает особенные. Важно отметить и то, что верность лебедей в парах поражает. Птицы действительно способны долгое время быть неразлучными. Гуси же из сезона в сезон создают новую семью.

к содержанию ↑

Таблица

Гусь Лебедь
Неуклюжий Грациозный
Шея короче Шея длинней
Меньше Крупней
Предпочитает сушу Привязан к воде
Домашнее животное Не приручается
Полигамный Моногамный

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-gus-ot-lebedya/

«Гуси-лебеди»: разбираемся в психологии и архетипах сказок (часть 2)

Продолжение. Начало статьи здесь: https://psy.systems/post/gusi-lebedi-arxetipy-skazok-1.

Инициация

«Сказка, — утверждает известный фольклорист Владимир Пропп, — это иносказательное описание обряда инициации. Обряда, характерного для первобытных обществ всех народов, отсюда схожесть сказочных сюжетов по всему миру». И «Гуси-лебеди» не исключение.

Инициация — ритуал перехода чаще молодежи брачного возраста из мира детства в мир взрослых. В ту пору юношам и девушкам приходилось несладко, они были вынуждены рано сепарироваться от родной семьи и учиться в прямом смысле этого слова выживать (сравните с нынешней инфантильной молодежью, живущей за счет родителей лет до двадцати пяти, а то и дольше).

Инициация тесно связана с миром смерти, которая переживалась как собственная смерть и как ее постоянная угроза.

Более того, проходившие инициацию неофиты считались мертвыми! Они сами добывали себе огонь, пропитание, обеспечивали себе безопасность, а это не просто остаться без телефона в большом городе, это испытание покруче! Ведь наши предки жили тесно с миром природы и диких животных в том числе.

Инициация была призвана научить молодое поколение переживать настоящие трудности, тогда человек особенно ценил жизнь и каждый ее день, ценил хорошие отношения, ценил умение наладить контакт, умел отвечать за свои слова. У тех, кто вернулся (надо заметить, что обратно возвращались не все), существенно повышался социальный статус: они имели право голоса в обществе, право заводить семью.

Многие русские сказки символически показывают этот обряд, вы знаете их. Это «Морозко», «Иван-царевич и Серый волк», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», «Конек-горбунок» и др.

Все они составлены по типу: герой вырос и покидает отчий дом, сам или по наущению родителей. Сначала он простофиля, каких свет белый не видывал, а обратно возвращается как победитель.

Этот же путь зашифрован в старших арканах карт Таро.

Посвящение во взрослую жизнь включало в себя тройное откровение: священное общение с надличностным (богами), смерть и сексуальность.

Познав все это у Бабы-яги, девочка на обратном пути ведет себя иначе: склоняется перед священными символами и ест ритуальную еду — кисель, яблоко и пирожок.

В ее реальную жизнь сейчас встроились все те знания, которые она получила за время своего длинного путешествия.

Вспомните сейчас сказки «Морозко», «Ленивица и рукодельница», «Госпожа Метелица», где скромная девушка-сирота слушает, делает то, что ей приказано, и получает награду, а после — возможность выйти замуж за принца, а на худой конец за купца или просто хорошего парня.

А сестра-ленивица за свое поведение в лучшем случае получает антинаграду, а в худшем варианте замерзает, умирает или ее убивают. Этот момент тоже отражает древнюю инициацию.

Когда непосвященный не знает, как и что делать правильно, согласно архетипу, он лишается силы, а вместе с ней и жизни.

Также в этой истории очень много брачных символов: прошел неофит инициацию, а там и до свадьбы рукой подать! На психологическом языке это следует видеть как сюжет о воссоединении женского и мужского внутри личности, происходит марьяж Анимы и Анимуса, что сулит возможность преодолеть разрушительную силу материнского бессознательного — плохой Матери — Бабы-яги.

Людей, тесно связанных с архетипом Матери (переводя на язык нашей сказки — не прошедших инициацию), видно по тому, как они ведут себя в обществе. Часто это неструктурированные, безответственные дети, будь им хоть двадцать пять, хоть пятьдесят два года.

Если «Гуси-лебеди» или иные сказки с подобным содержанием ваши любимые, то можно сказать, что прохождение инициации — ваша тема. И пора бы этим заняться, пока жизнь сама вам не дала пинка. Поверьте, за этим дело не станет.

Для мужчины ритуалом перехода во взрослую жизнь служит армия, где ему нужно научиться подчиняться командирам, жить в чужом коллективе, повышенные физические нагрузки — год в аскетичной обстановке очень благотворно влияет на мужскую психику.

Для женщины инициацией могут служить переезд в другой город, самостоятельная аренда квартиры, длинное путешествие за свой счет за границу, где можно научиться ответственности. И работа с психотерапевтом хорошо способствует инициации, а с ней внутреннему росту и гармонии.

Но вернемся к нашей истории. В итоге душа и дух вместе, соединились. Девочка получила награду: батюшка с матушкой привезли ей платочек.

На Руси существовал обычай «развязывания ума», когда маленькой девочке дарили юбку и платок. Было принято, чтобы первый платок именно отец дарил своей дочери как символ признания ее женской сущности. И здесь отец символически признает свою повзрослевшую дочь уже молодой женщиной, а не девочкой.

Брат и сестра. Конкуренция как лейтмотив

Если мы посмотрим на эту же сказку с психоаналитической точки зрения, то увидим здесь наличие жесткой сиблинговой конкуренции.

С определенной долей уверенности можно сказать, что если «Гуси-лебеди» из числа ваших любимых, запоминающихся или, наоборот, неприятных сказок, то детская психика ваша пыталась как-то переработать сильные чувства ревности и зависти к своим братьям или сестрам. В детстве вы не знали, что делать с претендующими на любовь матери, как и вы, братьями/сестрами.

Да, эти чувства у нас в обществе не принято показывать, а, более того, принято осуждать их присутствие. Но представьте себе такую картину: вы ведете свой бизнес, у вас активы, у вас прибыль, у вас материальная база.

И вдруг нежданно-негаданно появляется человек, который отбирает у вас половину вашего всего. И кабинет — больше не ваш личный кабинет, вам приходится его делить на двоих. И прибыль, и активы — все делить.

Что вы чувствуете при этом?

Известный факт, что самое большое богатство для ребенка — это любовь матери. А если мать и так мало дает? То приходится биться за эти крохи. И ребенку приходят в голову крамольные мысли в отношении братьев/сестер: «Лучше бы тебя не было!» Этот внутренний конфликт как раз и отражает сказка «Гуси-лебеди».

Подобные чувства сопровождают людей на протяжении многих веков. Есть отражение этого и в греческих мифах, когда Гермес украл у своего родного старшего брата Аполлона стадо коров.

Младший забирает у старшего, а не как-то иначе, ведь младший приходит позже и с ним уже другие, более зрелые, более расположенные к отдаванию любви родители, младшего любят больше, он любимчик, ему многое прощается. 

Читайте также:  Жестче или жеще как правильно?

Бывает и наоборот. Отражение чего мы видим, например, в сказке и одноименном мультфильме «Малыш и Карлсон». Малыш одинок, старшие не играют с ним, и тогда он придумывает себе друга Карлсона, которого никто не видит.

К сожалению, эти чувства зачастую подавлены в бессознательном, но от этого не менее актуальны, поэтому после смерти родителей при дележе имущества родные братья/сестры бьются насмерть, и внешне ради материальных благ, а на самом деле — чтобы получить ту часть любви, которую считают своей по праву.

Символдрама — практическое упражнение

Символдрама — это метод психотерапии, где с помощью специальных образов-мотивов психотерапевт может вскрыть внутренние конфликты мягче и быстрее, обходя внутреннее сопротивление, узнать и проработать негативные установки эффективнее, так как вопрос задается не напрямую, а в символической форме. Как говорит Эберхард Вильке: «Это возможность сфокусировать свой бессознательный конфликт под защитой символа и проработать его в переносе на психотерапевта. И работаем мы в образах с внутренним миром, с самым ядром глубинных проблем, ведь именно они становятся причинами наших «любимых неврозов»».

По нашей сегодняшней теме статьи есть в символдраме мотив — «Любимая сказка». А задается он так: «Представьте себе, что вы попали в свою любимую сказку…»

Это поможет вам ответить на тот запрос, который вас мучает (о чем думаете последнее время, не можете принять какое-то решение и пр.).

Я предлагаю вам прямо сейчас мысленно послать волнующий вас запрос в свое бессознательное, а после отвлечься от бренных мыслей и пофантазировать на тему этого мотива.

Можно работать как с закрытыми, так и с открытыми глазами, в данный момент это не столь существенно.

Ответьте себе на вопросы:

  • Что вы видите, когда вы в своей сказке?
  • Как вы выглядите?
  • Обратите внимание на то, в какой части сказки вы оказались?
  • Кто вы: сами по себе или герой сказки?
  • Кто вокруг вас?
  • Какая там погода?
  • Как вы себя там чувствуете?
  • Что происходит?
  • И что бы вам там хотелось? Сделайте то, что там бы хотелось.

События могут происходить по заданному сюжету, а могут совершенно от него отличаться. Все детали, даже самые мелкие, на ваш взгляд, имеют значение и могут дать доступ к ответу.

Важно! После того как вы вышли из образа, предлагаю вам записать весь образ и порисовать самый яркий запоминающийся момент. Сказка, как волшебный ключ, поможет вам разобрать и решить насущную проблему. И окажется, что все просто: главное — прислушиваться к себе.

От редакции

Архетипы — каким образом они помогают нам разобраться в себе? Как их расшифровать? Предлагаем прочесть статью Дмитрия Кошелева на эту тему: https://psy.systems/post/zachem-nuzhny-arxetipy-lichnosti.

Путь туда, инициация, возвращение — эти этапы рассматриваются не только в сказках, но и в психоанализе. Подробнее об архетипах и аналитической психологии можно узнать из книги Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой»: https://psy.systems/post/tysyachelikij-geroj.

Сказки полезно не только читать, чтобы лучше понять себя, но и писать самому. Психолог Анна Кутявина рассказывает о пользе сказкотерапии для взрослых: https://psy.systems/post/skazki-dlya-vzroslyx-pishem-i-rasslablyaemsya.

Кроме сказкотерапии, существует еще огромное разнообразие видов арт-терапии. Найти среди них свой поможет Жанна Сафиуллина: https://psy.systems/post/art-terapiya-najdite-sebe-vid-po-dushe.

Источник: https://psy.systems/post/gusi-lebedi-psixologia-arxetipy-skazok-2

Гуси лебеди

Сказку «Гуси-лебеди» знают маленькие читатели, взрослые и даже совсем крохи.

А почему эта русская народная сказка так знаменита? Перечитайте эту сказку детям, посмотрите на замечательные иллюстрации художника Анатолия Савченко и вам все станет ясно.

Никогда не победит зло в образе Бабы-Яги и ее подопечные Гуси-лебеди, а смелая, хоть и непослушная сестрица, выручит братца из беды. Послушайте и аудиосказку для маленьких Гуси лебеди

Сказка Гуси-лебеди

Жили муж и жена с дочкой Манечкой да сынком Ванечкой. Дочке уж десятый годок шёл, а сынку два года было. Собрались отец с матерью в город и наказывают Манечке: — Из дома не уходи. С братом посиди. Гостинцев жди!

Манечка слушала их, головой кивала, а как ушли — посадила брата на травку у дома и убежала играть. Лишь остался Ванечка один — прилетели гуси-лебеди, подхватили его на крылья и улетели к лесу. Поиграла Манечка с подружками, вспомнила о Ванечке, побежала домой. Прибежала, а Ванечки-то нет!

Испугалась девочка, расплакалась. Стала его звать, искать, но куда ни бегала — нет Ванечки! Тут увидела летящих к лесу гусей и догадалась, что гуси Ванечку унесли.

Бросилась девочка гусей догонять. Бежала, бежала… Но вскоре они скрылись из глаз. Куда теперь бежать? Остановилась она, не знает, что и делать.

Видит Манечка — стоит печка, она к ней:

— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? — Скушай, гостьюшка, моего ржаного пирожка, скажу. А девочка ей в ответ: — Стану я есть ржаной пирожок! Я дома пшеничные только с маслом ем! — Сказала так и побежала дальше. А куда бежать — не знает. Увидела, стоит яблоня.

Подбежала она скорее к яблоне, просит её: — Яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? — Съешь моё лесное яблочко, не побрезгуй, скажу. — Не буду я есть кислятину! Я дома садовые яблоки с мёдом ем! — ответила ей Манечка и скорее побежала дальше. Бежит, бежит, торопится, а куда гуси-лебеди улетели — не знает.

Увидела тут она: течёт молочная речка, кисельные берега. Подбежала к молочной речке, спрашивает: — Молочная речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? — Съешь нашего киселика с молоком, тогда скажу. — Не хочу! У батюшки с матушкой и сливочки не пьются! Снова побежала Манечка. Бежит она, бежит, а где ей брата искать, так и не знает.

А уж и спрашивать не у кого! Вдруг увидела она: избушка на курьих ножках кругом себя поворачивается. Сказала тут Манечка:

— Избушка! Стань по-старому, как мать поставила!

Избушка повернулась. Маня вошла в неё и увидела: Ванечка сидит на лавке, яблочками наливными играет.
Вот куда принесли его гуси! К Бабе-Яге!

Увидел её и Ванечка. Манечка скорее приложила палец к губам, приказывая, чтобы он молчал, не выдал её. Рядом с ним сидит Баба-Яга, дремлет с прялкой в руках. А на плече у неё сова сидит — не спит, смотрит. — Здравствуй, бабушка, — сказала Манечка. Открыла Баба-Яга глаза и сердито глянула на девочку. — Здравствуй, незваная гостья! Зачем пришла? — Заблудилась я.

Ходила, ходила, уж ноги не держат и есть хочу. Позволь посидеть у тебя. — Ну, так и быть, доешь мою кашу из горшка, да за это напряди мне пряжи, — сказала Баба-Яга и ушла вместе с совой. Вылезла тут из-под печи мышка и просит: — Девица, девица, дай мне кашки хоть немножко. На печи нашла Манечка и горшок с остатками каши, и ложку.

Дала она мышке каши, а мышка и говорит: — Беги отсюда и мальчишку уводи, Баба-Яга баню затопила. Помоет тебя и съест! И его съест! Бегите скорей! Убежала Манечка с братом. А Баба-Яга тут к оконцу подошла и спрашивает: — Прядешь ли, девица? — Пряду! Пряду! — ответила мышка, доедая кашку. Как натопила Баба-яга баню, пришла за девочкой, а избушка пуста.

Закричала Баба-Яга: — Летите, гуси-лебеди, в погоню! Девочка мальчишку увела! Догоните! Мальчишку принесите! Не то я вас!

Бежит Манечка с братом, слышит: гуси за ними летят! Испугалась. С братом на руках кинулась к молочной речке, просит её:

— Реченька, голубушка, спрячь, укрой нас! — Поешь нашего киселя с молоком — спрячу! Поела она киселя, молока попила. Бережком укрыла молочная речка Манечку с братом. Не увидели их гуси. Полетали, поискали, полетели дальше. Побежала Манечка с Ванечкой. Слышит, опять летят гуси! К яблоне Манечка бросилась, — просит её: — Яблонька, укрой! Спаси нас! — Съешь моё лесное яблочко — укрою!

Съела Манечка яблочко. Укрыла яблоня ветвями сестру с братом. Гуси над яблоней пролетели — не увидели их. Выбежала девочка с братом из-под яблони, торопится.

Слышит: гуси возвращаются. Добежала она до печки.

— Печка, матушка, — просит девочка, — спрячь нас!

— Съешь мой ржаной пирожок да забирайся в печь.

Съела Манечка пирожок, влезла с братом в печь, затворилась заслоном. Слышит — гуси пролетели мимо. Вылезла девочка из печи, брата — на руки и бегом домой.
А гуси вернулись, нагонять стали. Вбежала девочка в дом, закрыла дверь. Гуси покружили над домом и улетели…

Тут и отец с матерью вернулись. Принесли детям пряников, а Манечке ещё и платочек на голову.

 Если сказка «Гуси-лебеди» вам понравилась, то можете также прослушать ее. [яндекс-аудио]x5axgz9fwh.2236[/яндекс-аудио]

Рекомендую вам новое интересное видео, которое может быть очень полезным в ваших увлечениях!

Источник: http://gamejulia.ru/gusi-lebedi.html

Сказка Гуси — лебеди русская народная в обработке А. Н. Толстого текст

Эта сказка рассказывает о том, как родители на весь день оставили сестрицу присматривать за братцем. Но так как сестрица была еще сама ребенком, ей хотелось поиграть с подружками. Поэтому она усадила братца на песок и убежала с подружками, забыв о нём.

Читайте также:  Претеплый или притеплый как правильно?

Вдруг налетели гуси-лебеди и унесли мальчика к бабе-яге. Девочке помогали спасти братца — русская печка, яблоня и речка. Но прежде, чем помочь они задали ей работу. Сестрица была умная и трудолюбивая, поэтому справилась со всеми заданиями. И за это ей помогли скрыться от бабы-яги и спасти братца.

В этой сказке народ показал, что нужно признавать свои ошибки и исправлять их. На протяжении сказки ребенок понимает, что если будешь оказывать помощь другим, то получишь её сам. А также, что нужно слушаться родителей и заботиться о младших.

Сказка Гуси-лебеди читать:

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, смотрит — а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда — нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава о том что, они маленьких детей уносили.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.

— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Печка ей отвечает: — Съешь моего ржаного пирожка — скажу.

— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…

Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.

— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? — Поешь моего лесного яблочка — скажу.

— У моего батюшки и садовые не едятся… Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели? — Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.

— У моего батюшки и сливочки не едятся… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонился к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

Девочка вошла в избушку: — Здравствуй, бабушка! — Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? — Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться. — Садись покуда кудель прясть.

Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала: — Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
— Девица, прядешь ли?

Мышка ей отвечает:
— Пряду, бабушка… Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.

Баба-яга закричала:
— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..

Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.

— Речка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…

— Яблоня, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:

— Печка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице.

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

А тут и отец с матерью пришли.

Источник: http://kinderbox.ru/skazka-gusi-lebedi/

Сказка «Гуси-лебеди»

Жил старичок со старушкой. Были у них дочка да сынок маленький. Собрались старики в город и приказывают дочке:

— Мы пойдём, дочка, в город: принесём тебе булочку, купим платочек, а ты будь умна, братца береги, со двора не ходи.

Ушли старики, девочка посадила братца на травку под окном, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели гуси, подхватили мальчика и унесли на крылышках.

Прибежала девочка, глядь: нет братца! Кинулась туда-сюда — нету! Кликала девочка, кликала братца — не откликается. Выбежала в чистое поле: вдали метнулось гусиное стадо и пропало за тёмным лесом. «Верно, гуси унесли братца!» — подумала девочка и пустилась гусей догонять.

Бежала девочка, бежала, видит: стоит печка.

— Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.

А девочка говорит:

— У моего батюшки и пшеничные не едятся!

И побежала дальше.

Бежит девочка дальше и видит: стоит яблоня.

— Яблоня, яблоня! Куда гуси полетели?

— Съешь моего лесного яблочка, тогда скажу.

— У моего батюшки и садовые не едятся! — сказала девочка и побежала дальше.

Бежит девочка и видит: льётся молочная речка — кисельные берега.

— Молочная речка — кисельные берега! Скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего простого киселька с молочком, тогда скажу.

— У моего батюшки и сливочки не едятся!

И побежала девочка дальше.

Долго бы пришлось бегать девочке, да попался ей навстречу ёж. Хотела девочка ежа толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает:

— Ёжик, ёжик, куда гуси полетели?

Ёжик и показал дорогу девочке. Побежала девочка по дороге и видит: стоит избушка на курьих ножках, стоит, поворачивается. В избушке сидит Баба Яга, костяная нога, морда глиняная; сидит и братец на лавочке у окошка, золотыми яблочками играет. Подкралась девочка к окну, схватила братца и побежала домой. А Баба Яга кликнула гусей и послала их за девочкой в погоню.

Бежит девочка, а гуси совсем её нагоняют. Куда деваться? Прибежала девочка к молочной речке с кисельными берегами:

— Реченька, голубушка, укрой меня!

— Съешь моего простого киселька с молочком.

Похлебала девочка киселька с молочком. Тогда речка спрятала девочку под крутой бережок, а гуси мимо и пролетели.

Выбежала девочка из-под бережка и побежала дальше, а гуси её увидали и опять пустились в погоню. Что делать девочке? Прибежала она к яблоньке:

— Яблоня, голубушка, спрячь меня!

— Съешь моего лесного яблочка, тогда спрячу.

Нечего девочке делать — съела она лесного яблочка. Яблонька закрыла девочку ветками — гуси и пролетели мимо.

Вышла девочка из-под яблоньки и пустилась бежать домой. Бежит, а гуси опять её увидали — и ну за ней! Совсем налетают, крыльями над головой машут. Чуть-чуть добежала девочка до печки:

— Печечка, матушка, спрячь меня!

— Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу.

Поскорей съела девочка ржаного пирожка и залезла в печь. Гуси пролетели мимо.

Вылезла девочка из печки и пустилась домой во весь дух. Гуси опять девочку увидали и опять погнались за нею. Вот-вот налетают, крыльями по лицу бьют, того и гляди братца из рук вырвут, да изба-то была уж недалеко. Вбежала девочка в избу, проворно двери захлопнула и окошки закрыла. Покружились гуси над избой, покричали, да так ни с чем и полетели к Бабе Яге.

Пришли домой старичок и старушка, видят: мальчик дома, жив и здоров. Подарили девочке булочку и платочек.

Чему учит эта сказка? Какая главная мысль?

Текст можно обсудить с ребёнком, вовлекая его в беседу. Например, какая-то часть разговора может выглядеть следующим образом:

Читайте также:  Ближче чи блище як правильно?

— Что было, если бы девочка послушалась родителей, не отвлеклась на игру?

— Девочка отнеслась безответственно к поручению и брата забрали гуси-лебеди. Она стала исправлять ошибку?

— А ты отправишься сестру выручать?

— Девочка встретила печку, яблоню и речку и от кушаний их отказалась, указывая, что дома еда вкуснее. Она была вежлива?

— А ты хорошо делал, когда ныл, что у бабушки скучно, хотя она тебя кормила, купала и развлекала? Пусть без изысков?

— Но в трудную минуту девочка забыла о своей гордыни и была ласкова. И ей помогли.

Мораль сей сказки

Каждый найдёт своё:

  1. «Дети должны быть под присмотром, надолго их оставлять нельзя, в противном случае жди беды» — говорит мама-наседка.
  2. «Пропавших детей нужно начинать искать сразу, без промедления, пока их не съела Баба Яга» — заявляет милиционер.
  3. «Родителей нужно слушаться» — командует строгий папа.

  4. «Младшим нужно уступать, заботится и помогать» — поучает бабушка, разрешающая спор внуков.
  5. «Ошибки можно исправить, не стоит отчаиваться, ведь девочка вернула братишку» — убеждает психолог.
  6. «Не нужно бояться просить помощи: без неё девочка с братом не добежали бы до дома невредимыми» — наставляет воспитатель сада.

  7. «Будь внимательным, сосредоточься на одном деле и не отвлекайся, иначе самое важное, самое главное упустишь, как в сказке сестра братца» — вразумляет учитель.
  8. «Когда человеку нужна помощь другого, то он становится любезным, льстивым и даже заискивающим» — замечает наблюдательный руководитель.

  9. «Когда потчуют, и воду пей» — глаголит пословица.
  10. «Девочка правильно поступила, когда не стала есть угощения — у чужих нельзя ничего брать» — подмечает сознательный ребёнок. Сказка составлена очень-очень давно и тогда не отведать пищи означало проявить к хозяину неуважение, к его дарам — брезгливость.

    В наши дни принимать что-то у непроверенных людей даже опасно, но отказывать нужно без оскорблений и унижений собеседника.

  11. «Нужно позволить другому выполнить своё предназначение: печки — печь пироги, яблоне — растить яблоки» — размышляет философ.

  12. «Сказка рассказывает о смелости, храбрости и самоотверженности: несмотря на опасность быть съеденной, девочка брата не бросила» — поясняет бывалый солдат.
  13. «Сказка рассказывает о решительности и самостоятельности: девочка не стала дожидаться родителей, она сама приступила к поискам» — сообщает независимый журналист.

  14. «Маркетинговый ход «До/После» или «Было/Стало» в действии: девочка была груба, капризна, неуступчива, высокомерна и неблагодарна — её вопрос остался без ответа, как научилась идти на компромиссы, учитывать желания других — её просьбы выполнили» — смеётся рекламодатель.

Тут также прослеживается поучительный смысл высказывания «Как аукнется, так и откликнется», как в сказке «Лиса и журавль».

Источник: http://shpargalkablog.ru/2016/09/swan-geese.html

Анализ сказки «Гуси-лебеди»

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» рассказывает о том, что родители поручили дочери присматривать за маленьким братом, пока они будут на работе.

Но девочка отнеслась к поручению родителей не очень ответственно. Она усадила братца на траве перед домом, а сама ушла играть на улицу. Но прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика к Бабе-Яге.

Девочка не растерялась, она поняла, что случилось, и бросилась вдогонку.

По пути она встретила печку, яблоню и молочную реку с кисельными берегами.

На просьбу подсказать, куда гуси унесли ее братца, волшебные персонажи предлагали девочке сначала угоститься тем, что у них было – пирожками, яблоками и киселем. Но девочка отказывалась от угощения и не получила помощи.

Несмотря на это, ей удалось отыскать избушку Бабы-Яги, в которой и находился ее братец. Живущая в избушке мышка посоветовала девочке хватать братца и немедленно бежать домой.

Баба-Яга отправила вдогонку гусей-лебедей. Чтобы спастись от погони, девочке снова пришлось обращаться за помощью к речке, яблоне и печи. И она уже не стала отказываться от их угощений, за что получила своевременную помощь. В конце сказки сестрица и братец благополучно вернулись домой, как раз к приходу родителей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку.

Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой.

Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

В сказке раскрывается тема отзывчивости и благодарности. Когда на просьбы волшебных персонажей отведать угощения девочка отвечала отказом, она не получила никакой помощи. Но когда на обратном пути сестрица отведала предложенные ей угощения, помощь ей была немедленно оказана. Умей быть отзывчивым и благодарным и добро вернется к тебе сторицей.

В сказке «Гуси-лебеди» положительным героем является сестрица, которая спасла своего братца, а отрицательным – Баба-Яга, замыслившая съесть девочку.

Сюжет сказки построен по классическим канонам. В ней есть зачин в виде слов «Жили-были..», и экспозиция, когда родители поручают девочке следить за братцем. Момент похищения братца птицами является завязкой сюжета, а обнаружение похищенного мальчика у Бабы-Яги – его кульминацией. Побег от Бабы-Яги и возвращение в родной дом является развязкой сюжета.

Следует отметить динамичность сюжета сказки. В ней много действия. Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/rodnoye_slovo/analiz_gusi_lebedi/

Гуси – лебеди

Автор: PDV · 17.05.2010

Хранители сказок | Русские народные сказки

Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.

— Дочка, дочка! — говорила мать. — Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.

Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.

Пришла девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, — братец не откликнулся!

Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять. Бежала, бежала, стоит печка.

— Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего ржаного пирожка, — скажу.

— О, у моего батюшки пшеничные не едятся!

Печь не сказала.

Побежала дальше, стоит яблоня.

— Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего лесного яблока, — скажу.

— О, у моего батюшки и садовые не едятся!

Побежала дальше, стоит молочная речка, Кисельные берега.

— Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?

— Съешь моего простого киселика с молоком, — скажу.

— О, у моего батюшки и сливочки не едятся!

И долго бы ей бегать по полям да бродить по лесу, да, к счастью, попался еж; хотела она его толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает:

— Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?

— Вон туда-то! — указал.

Побежала — стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.

Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла; а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться?

Бежит молочная речка, кисельные берега.

— Речка-матушка, спрячь меня!

— Съешь моего киселика!

Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели. Вышла она, сказала: “Спасибо!” — и опять бежит с братцем; а гуси воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Стоит яблонь.

— Яблонь, яблонь-матушка, спрячь меня!

— Съешь мое лесное яблочко!

Поскорей съела. Яблонь ее заслонила веточками, прикрыла листиками; гуси пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси увидели — да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди — из рук вырвут! К счастью, на дороге печка.

— Сударыня печка, спрячь меня!

— Съешь моего ржаного пирожка!

Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь, села в устьецо. Гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели.

Источник: http://hobbitaniya.ru/rusnarod/rusnarod28.php

Ссылка на основную публикацию