Експеримент чи експеремент як правильно?

Эксперимент

Эксперимент – это один из доступных научному мировоззрению методов познания окружающей реальности, обоснованный принципами повторимости и доказательности. Этот метод строится индивидуально в зависимости от выбранной области, на основании теорий или выдвинутых гипотез и происходит в специально контролируемых или управляемых условиях, удовлетворяющих запросу исследования.

Стратегия эксперимента предполагает целенаправленно выстроенное наблюдение за выбранным явлением или объектом в заранее определенных гипотезой условиях. В психологической отрасли эксперимент предусматривает совместное взаимодействие экспериментатора и обследуемого, направленное на выполнение разработанных предварительно экспериментальных заданий и изучение возможных изменений и взаимосвязей.

Эксперимент относится к разделу эмпирических методов и выступает критерием истинности установленного явления, поскольку безоговорочным условием построения экспериментальных процессов является их повторная воспроизводимость.

Эксперимент в психологии используется как основной способ изменения (в терапевтической практике) и исследования (в науке) реальности, и имеет традиционное планирование (при одной неизвестной переменной) и факторное (когда неизвестных переменных несколько). В случае, когда исследуемое явление или его область представляются недостаточно исследованными, применяется пилотажный эксперимент, помогающий уточнить дальнейшее направление построения гипотез.

Отличается от исследовательского метода наблюдения и невмешательства активным взаимодействием с объектом изучения, намеренным вызыванием изучаемого явления, возможностью изменения условий процесса, количественного соотношения параметров и включает в себя статистическую обработку данных.

Возможность контролированного изменения условий или составляющих эксперимента позволяет исследователю более глубоко изучить явление или заметить ранее не выявленные закономерности.

Основная трудность применения и оценки достоверности экспериментального метода в психологии заключается в частой включенности экспериментатора во взаимодействие или общение с испытуемыми и косвенным образом, под воздействием подсознательных мотивов, может оказать влияние на результаты и поведение обследуемого.

Эксперимент, как метод исследования

При изучении явлений возможно использование нескольких видов методов: активные (эксперименты) и пассивные (наблюдение, архивное и биографическое исследование).

Метод эксперимента подразумевает под собой активное влияние или вызывание исследуемого процесса, присутствие основной и контрольной (максимально схожая с основной, но не подвергающаяся влиянию) экспериментальных групп.

По своему смысловому назначению выделяют исследовательский эксперимент (при неизвестности наличия взаимосвязи между выбранными параметрами) и подтверждающий (когда взаимосвязь переменных установлена, но необходимо выявить характер этой связи).

Для построения практического исследования необходимо изначальное формулирование определений и изучаемой проблемы, постановка гипотез, последующая их проверка. Полученные результативные данные обрабатывают и интерпретируют, используя методы матстатистики, учитывающей особенности переменных и выборок испытуемых.

Отличительными чертами экспериментального изучения являются: искусственная самостоятельная организация условий для активизации или появления определенного изучаемого психологического факта, возможность изменять условия и устранять некоторые из влияющих факторов.

Все построение экспериментальных условий сводится к определению взаимодействия переменных: зависимой, независимой и побочных.

Под независимой переменной понимается то условие или явление, которое может варьировать или изменять экспериментатор (выбранное время суток, предлагаемая задача), чтобы проследить его дальнейшее влияние на зависимую переменную (слова или ответные на стимул действия испытуемого), т.е. параметров другого явления. В ходе определения переменных важно обозначить и конкретизировать их так, чтобы они поддавались регистрации и анализу.

Помимо качеств конкретности и регистрируемости, должно быть соответствие валидности и надежности, т.е.

тенденция сохранять устойчивость показателей ее регистрируемости и сохранении полученных показателей только при условиях, повторяющих экспериментальные, касательно выбранной гипотезы.

Побочными переменными являются все факторы, которые косвенным образом влияют на результаты или течение эксперимента, будь то освещение или уровень бодрости испытуемого.

Метод эксперимента обладает рядом преимуществ, среди которых повторяемость изучаемого явления, имеющаяся возможность влиять на результаты путем изменения переменных, возможность выбора начала осуществления эксперимента. Это единственный метод, дающий наиболее достоверные результаты.

Среди причин критики данного метода находится непостоянность, спонтанность и уникальность психики, а также субъект-субъектные отношения, которые своим наличием не совпадают с научными правилами.

Еще одной негативной характеристикой метода является то, что условия лишь частично воспроизводят реальность, и соответственно подтверждение и стопроцентное воспроизведение полученных в лабораторных условиях результатов в условиях реальности не возможно.

Виды экспериментов

Однозначной классификации экспериментов нет, так как понятие состоит из множества характеристик, на основании выбора которых и строится дальнейшее разграничение.

На этапах постановки гипотезы, когда еще не определены методы и выборки, стоит проводить мысленный эксперимент, где учитывая теоретические предпосылки, ученые проводят воображаемое исследование, стремящееся к обнаружению противоречий внутри используемой теории, несопоставимость концепций и постулатов. В мысленном эксперименте исследуются не сами явления с практической стороны, а имеющаяся теоретическая информация о них. Построение реального эксперимента включает в себя планомерное манипулирование переменными, их коррекция и выбор в реальности.

Лабораторный эксперимент присутствует при искусственном воссоздании специальных, организующих необходимую обстановку условий, при наличии аппаратуры и инструкции, определяющей действия испытуемого, сами испытуемые осознают свое участие в методе, но от них могут утаивать гипотезу, для получения независимых результатов. При такой постановке возможен максимальный контроль переменных, но полученные данные тяжело сопоставимы с реальной жизнью.

Естественный (полевой) или квазиэксперимент происходит, когда исследование проводится непосредственно в группе, где не возможна полная корректировка необходимых показателей, в естественных для выбранной социальной общности условиях.

Используется для изучения взаимовлияния переменных в реальных жизненных условиях, происходит в несколько этапов: анализ поведения или отзывов исследуемого, фиксация полученных наблюдений, анализ результатов, составление полученной характеристики исследуемого.

В психологической исследовательской деятельности наблюдается применение в одном исследовании констатирующего и формирующего эксперимента. Констатирующий определяет наличие явления или функции, тогда как формирующий проводит анализ изменения данных показателей после этапа обучения или иного влияния на выбранные гипотезой факторы.

При постановке нескольких гипотез применяется критический эксперимент, для подтверждения истинности одной из выдвинутых версий, при этом остальные признаются опровергнутыми (для реализации нужна высокая степень разработки теоретической базы, а также довольно сложное планирование самой постановки).

Проведение эксперимента актуально при проверке пробных гипотез, выбора дальнейшего хода исследования. Такой проверочный метод называется пилотажным, проводится при подключении меньшей выборки, чем при полном эксперименте, с меньшим внимаем к анализу деталей результатов, и стремится выявить лишь общие тенденции и закономерности.

Так же эксперименты различают по количеству информации, доступной испытуемому о самих условиях исследования. Выделяют эксперименты, где испытуемый владеет полной информацией о ходе исследования, те, где некоторая информация утаивается, те, где испытуемый не знает о проводимом эксперименте.

По полученным результатам различают групповые (полученные данные характерны и актуальны для описания явлений, присущих определенной группе) и индивидуальные (данные, описывающие конкретную личность) эксперименты.

Психологические эксперименты

Эксперимент в психологии имеет отличительную особенность от особенностей его проведения в других науках, поскольку объект исследования имеет собственную субъектность, что может вносить определенный процент влияния, как на ход изучения, так и на результаты исследования. Основная задача, которая ставится перед психологическим экспериментом – вывести на обозримую поверхность сокрытые внутри психики процессы. Для достоверности передачи такой информации требуется полный контроль максимального количества переменных.

Понятие эксперимента в психологии, помимо исследовательской сферы, используется в психотерапевтической практике, когда происходит искусственная постановка актуальных для личности проблем, для углубления переживаний или проработки внутреннего состояния.

Первые шаги на пути экспериментальной деятельности заключаются в установлении определенных взаимоотношений с испытуемыми, определение особенностей выборки. Далее испытуемые получают инструкцию для выполнения, содержащую описание хронологичности порядка выполняемых действий, изложенную максимально подробно и в лаконичной форме.

Этапы осуществления психологического эксперимента:

— постановка проблемы и выведение гипотезы;

— анализ литературных и теоретических данных по выбранной проблематике;

— выбор экспериментального инструмента, позволяющего как управлять зависимой переменной, так и регистрировать изменения независимой;

— формирование релевантной выборки и групп испытуемых;

— проведение экспериментальных опытов или диагностики;

— сбор и статистическая обработка данных;

— интерпретация результатов исследования, составление выводов.

Проведение психологического опыта привлекает к себе внимание социума значительно чаще, чем экспериментирование в других областях, так как затрагивает не только научные понятия, но также этическую сторону вопроса, ведь при постановке условий и наблюдений экспериментатор непосредственно вмешивается и влияет на жизнь испытуемого. Существует несколько всемирно известных экспериментов, касающихся особенностей поведенческих детерминант человека, часть из которых признаны антигуманными.

Хоторнский эксперимент возник вследствие снижения производительности работников одного предприятия, после чего были предприняты диагностические методы по выявлению причин.

Результаты исследования показали, что производительность зависит от занимаемого социального положения и роли человека, а те работники, которые попали в группу испытуемых, начали работать лучше лишь от осознания факта участия в эксперименте и того, что на них направленно внимание работодателя и исследователей.

Эксперимент Милгрэма был направлен на установление количества боли, которое может нанести человек другим, абсолютно невинным, если это входит в их обязанности.

Участвовало несколько людей – сам испытуемый, начальник, который отдавал ему приказ в случае ошибки направлять на провинившегося разряд электрического тока и непосредственно тот, кому предназначалось наказание (эту роль выполнял актер).

В ходе данного эксперимента было выявлено, что люди способны нанести значительные физические страдания другим невиновным, из чувства необходимости подчинения или страха ослушаться авторитетных лиц, даже при условии возникновения конфликта с их внутренними убеждениями.

Эксперимент Рингельмана устанавливал изменение уровня производительности в зависимости от количества человек, привлеченных к выполнению задачи.

Оказалось, что чем больше человек участвует в выполнении работы, тем ниже производительность каждого и группы в целом.

Это дает основания утверждать, что при осознаваемой индивидуальной ответственности есть стремление максимально выложиться в стараниях, тогда как при групповой работе можно переложить на другого.

«Чудовищный» эксперимент, который некоторое время успешно скрывали его авторы, опасаясь наказания, был направлен на изучение силы внушения.

В его ходе двум группам детей из интерната говорили об их навыках: первую группу хвалили, а вторую постоянно критиковали, указывая на недостатки в речи.

В дальнейшем у детей из второй группы, ранее не сталкивавшихся с речевыми затруднениями, начали развиваться дефекты речи, некоторые из которых сохранились до конца жизни.

Есть еще много других экспериментов, где вопросы морали не были учтены авторами, и, несмотря на предполагаемую научную ценность и открытия, восхищение не вызывают.

Эксперимент в психологии имеет своим назначением изучение психических особенностей для улучшения его жизни, оптимизации работы и борьбы со страхами и поэтому первоочередным требованием к разработке методов исследований является их этичность, ведь результаты экспериментальных опытов могут вызвать необратимые изменения, изменяющие последующую жизнь человека.

Источник: http://psihomed.com/eksperiment/

Как провести психологический эксперимент?

Автор Evgeniy в 21/11/2012. Психологические эксперименты и исследования

Читайте также:  Владиславович или владиславыч как правильно?

Как провести психологический эксперимент?

Подробные пошаговые рекомендации, как практическая инструкция по организации и проведению психологического эксперимента.

Вам предстоит выполнить эксперимент в рамках курса психологии? Не стоит паниковать! Узнайте подробности десяти шагов, составляющих любой успешный психологический эксперимент.

Проведение вашего первого психологического исследования может представляться долгим, сложным и пугающим процессом. Особенно легко запутаться, если вы не знаете, с чего начать, куда пойти и за что взяться.

Как и другие науки, психология использует научный метод, и ее заключения базируются на эмпирических доказательствах.

Проводя эксперимент, важно последовательно выполнить пять основных шагов научного метода:

  1. Задайте вопрос, который будет проверен.
  2. Спроектируйте исследование и соберите необходимые данные.
  3. Проанализируйте результаты и сделайте выводы.
  4. Сообщите результаты своему научному сообществу.
  5. Опубликуйте результаты.

В этих этапах заключается общая схема процесса. Ниже вы найдете десять более детализированных шагов, следуя которым, вы проведете собственный психологический эксперимент.

Шаг 1: Найдите проблему или вопрос для исследования

Первым делом необходимо определиться с темой эксперимента: какой вопрос или проблему вы будете исследовать. Существует множество интересных вопросов, которые можно взять за основу.

Например, исследуйте расхожее мнение. Народная психология — отличный источник вопросов без ответов, большинство из которых могут служить основанием для психологического исследования.

Например, большинство людей полагают, что не ложиться спать всю ночь, чтобы лучше подготовиться к важному экзамену, фактически может навредить, и человек сдаст экзамен хуже, чем если бы он хорошо выспался накануне.

Вы можете провести исследование по сравнению экзаменационных оценок студентов, которые готовились всю ночь напролёт с оценками благополучно выспавшихся студентов.

Обзор психологической литературы. Опубликованные исследования — огромный источник оставшихся без ответа психологических вопросов. Во многих случаях даже сами авторы отмечают необходимость дальнейшей разработки темы. Найдите интересное для себя издание психологических экспериментов, и на его основе придумайте ряд собственных вопросов для дальнейшего исследования.

Повседневные проблемы. Каждый день преподносит нам множество интересных психологических загадок, вполне подходящих для научного исследования. К примеру, можно исследовать различные стратегии запоминания и определить, какая из них является наиболее эффективной.

Шаг 2: Определите свои переменные

Прежде, чем Вы начнете собственный эксперимент по психологии, важно оперативно определить все его переменные.

Переменные — это факторы, воздействующие на результат вашего исследования. Эксплуатационное определение дает точное понятие переменных и их измерения в контексте конкретно вашего исследования.

Например, если вы проводите исследование воздействия лишения сна на вождение, то необходимо определить, что именно вы подразумеваете под лишением сна и вождением.

Так, лишение сна можно определить, как ночной сон продолжительностью менее семи часов, а вождение — как успешность участника на экзамене по вождению автомобиля.

Главная цель эксплуатационного определения переменных — контроль. Понимая, что именно измеряете, вы можете управлять процессом, держа переменную константу между всеми группами или управляя ею, как независимой переменной.

Шаг 3: Развейте гипотезу

Следующим шагом следует развитие тестируемой гипотезы, которая предполагает, каким образом определенные переменные связаны оперативно. Возвращаясь к предыдущему примеру, можно выдвинуть следующую гипотезу: «Студенты, лишённые сна накануне экзамена, выступят с худшими результатами, нежели студенты, сна не лишённые».

Чтобы определить, существенны ли результаты исследования, важно также иметь нулевую гипотезу. Нулевая гипотеза — предположение, что у одной переменной не будет ассоциации с другой переменной. Другими словами, нулевая гипотеза предполагает, что не будет никакого различия в эффектах этих двух переменных в экспериментальных и контрольных группах.

Нулевая гипотеза, как предположение, действительна только в случае, если она не противоречит полученным результатам. Экспериментатор может как отклонить нулевую гипотезу в пользу альтернативной, так и принять её.

Важно понимать тот факт, что нулевая гипотеза считается верной просто потому, что вы не нашли доказательств, опровергающих её. Иначе принятие нулевой гипотезы представляет собой логическую ошибку, которой следует избегать в научном исследовании.

Шаг 4: Проведите второстепенное исследование

Как только Вы развили тестируемую гипотезу, важно уделить некоторое время проведению второстепенного исследования. Что в вашей теме уже ранее исследовано и доказано? Какие вопросы всё ещё остаются без ответа? Вы можете ознакомится с ранними исследованиями в области своей темы посредством книг, журнальных статей, газет и интернет-ресурсов, посвященных вашему предмету.

Необходимость проведения предварительного исследования оправдана, поскольку позволяет углубить понимание темы и предусмотреть некоторые нюансы собственного эксперимента.

К тому же это обеспечивает лучшее основание для выдвижения гипотезы. Тщательный обзор литературы может сподвигнуть вас даже изменить свою гипотезу.

Второстепенное исследование поможет вам обосновать решение доказывать свою особую гипотезу и ясно сформулировать, почему тема заслуживает дальнейшей разработки.

Поскольку вы исследуете историю своей темы, не забывайте делать соответствующие пометки и создавать рабочий библиографический список источников. Эта информация окажется особенно ценной, когда вы приступите к описанию результатов своего эксперимента.

Шаг 5: Разработайте план эксперимента

После проведения второстепенного исследования и окончательной формулировки гипотезы следует разработать план эксперимента. Существует три основных типа проектирования, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы.

Предварительный экспериментальный план. Этот тип экспериментального плана не предусматривает контрольную группу. Изучается единственная группа участников, и сравнения между экспериментальной и контрольной группой не производится.

Примеры предварительных экспериментальных планов включают тематическое исследование: например, одной группе дают некое лечение, и измеряют его результаты.

Или комплексное исследование-сравнение результатов «до» и «после» (одну группу проверяют, дают лечение, затем повторно проверяют).

Квазиэкспериментальный план. Данный тип экспериментального плана включает в себя контрольную группу, однако рандомизацию не предусматривает.

Реальный экспериментальный план. Такой план включает оба элемента, в которых предварительные экспериментальные планы и квазиэкспериментальные планы по отдельности испытывают недостаток — контрольные группы и случайное разделение на группы.

Шаг 6: Стандартизируйте экспериментальные процедуры

Чтобы прийти к закономерным выводам, важно сравнить «яблоки с яблоками». Каждый участник каждой группы должен подвергнуться одинаковому воздействию при одинаковых условиях.

Например, в нашем гипотетическом исследовании эффекта лишения сна на работу водителя автомобиля, экзамен по вождению должен предусматривать одни и те же условия для всех: маршрут, тип транспорта, препятствия, время прохождения и т. д.

— всё это должно быть одинаковым для каждого тестируемого участника.

Шаг 7: Подберите участников эксперимента

Помимо уверенности в стандартных условиях тестирования, достоверность результатов эксперимента также требует внимания к составу участников.

Если люди в контрольной группе (те, которые не были лишены сна) окажутся гонщиками-любителями, в то время как группа недоспавших участников будет состоять из людей, недавно получивших водительские права, вряд ли результаты эксперимента окажутся объективными.

Существует множество различных методов выбора участников исследования. Это может быть случайна выборка из различных категорий населения, либо дифференцированная выборка с учетом возраста, пола, социально-экономического статуса, географического положения и т. п.

Шаг 8: Проведите исследование и соберите данные

После того, как участники подобраны, пора приступать непосредственно к процедуре исследования и сбору данных. Следует обратить внимание на следующие проблемы:

Вы должны быть уверены, что Ваш эксперимент отвечает всем требованиям этичности.

Вы должны получить разрешение на проведение эксперимента с участием людей, предоставив детальный план исследования Экспертному совету своего учебного заведения, либо согласовать его со своим научным руководителем.

Каждому участнику эксперимента необходимо предоставить документальную форму информированного согласия, в которой отражена основная информация об исследовании, планируемые к сбору данные, варианты использования полученных результатов. В данной форме также должна быть предусмотрена возможность добровольного выхода участника из эксперимента на любом этапе.

По окончании этого шага, Вы можете приступать к процедуре сбора проверки данных.

Шаг 9: Проанализируйте результаты

Когда все данные собраны, следует проанализировать результаты Вашего эксперимента. Исследователи используют статистические методы, чтобы определить, соответствуют ли результаты исследования выдвинутой гипотезе и установить, существенны ли эти результаты. Статистическое значение обуславливает тот факт, что результаты исследования не случайны, а в определенном роде закономерны.

Типы статистических методов, которые могут быть использованы для анализа данных, зависят в основном от типа собранных данных.

Если вы используете случайную выборку из многочисленного населения, то применяйте логические методы для выводов. Это позволит сделать выводы о том, как результаты исследования касаются населения в целом.

Поскольку ваши выводы будут основываться на выборочном образце, стоит предполагать некоторую статистическую погрешность.

Шаг 10: Опубликуйте полученные результаты

Ваша заключительная задача в проведении психологического эксперимента заключается в публикации результатов. Сообщая о своём эксперименте научному сообществу, Вы углубляете базу знаний по своей теме. Вы можете опубликовать результаты исследования в научном тематическом журнале, в сборнике материалов конференции и т. п.

Вероятно, потребуется предоставить формальный отчёт преподавателю. Обычно такой отчёт состоит из следующих разделов:

  • титульный лист;
  • аннотация;
  • введение;
  • методы исследования;
  • результаты исследования;
  • обсуждение;
  • ссылки;
  • таблицы и иллюстрации.

Психологические эксперименты и исследования

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Источник: http://aboutyourself.ru/eksperimenty/kak-provesti-psi-eksperiment.html

Знаменитые психологические эксперименты над студентами

Эксперименты над студентами

Студенчество – не только прогрессивная часть человечества, молодость и движущая сила революций, но еще и огромное поле для экспериментов. В 20-м веке было немало ученых профессоров и исследователей, которым для проведения экспериментов был необходим подопытный материал.

И эти смекалистые умы не  упустили свой шанс  провести эксперимент над беззащитными студентами. Не спешите жаловаться на своего преподавателя и говорить, что он – бесчувственный монстр. Лучше прочитайте статью. Расскажем в ней о том, какие психологические эксперименты проводили над бедными студентами жестокие  профессора, а также о том, что из этого вышло.

А вышло интересно, раз об этом до сих пор помнят.

Эксперимент – определенный научный опыт, метод исследования определенных явлений в условиях, управляемых экспериментатором. А теперь об экспериментах над студентами, которые в наше время уже вряд ли кому-то удастся повторить.

Эксперимент Лендиса

Эксперимент Лэндиса не достиг своих целей — однозначной связи между эмоциями и мимикой выявить не удалось

Дело было в Университете штата Миннесота в 1924 году. Профессор Крис Лендис изучал эмоции человека, используя в качестве своих подопытных студентов университета.

Суть эксперимента заключалась в следующем: сначала профессор определенным способом вызывал у испытуемых сильную эмоцию, после чего фотографировал лицо испытуемого. Среди способов достижения эмоциональных состояний были: нюханье аммиака, прослушивание музыки, просмотр порнофильмов, засовывание рук в ведро с лягушками.

Но это все цветочки по сравнению с тем, что Лендис приготовил своим студентам на «десерт». В конце испытуемым нужно было отрезать голову живой крысе. Подобные методы действительно вызвали бурю эмоций и скандал в научном мире.

Интересно то, что поначалу на отрез отказывавшиеся выполнять просьбу Лендиса студенты, в конце-концов, через «не могу» все-таки отрезали голову крысе.

Своих целей эксперимент не достиг – какой-то закономерности в выражениях лиц и четкой связи их с эмоциями выявить так и не удалось. Тем не менее, стало ясно, как легко люди подчиняются авторитету. Иными словами, как сказал классик, «есть на свете люди, которые готовы исполнить самое идиотское приказание, если оно произнесено хорошо поставленным голосом с сильной реверберацией».

Стэнфордский тюремный эксперимент

Стэнфордский тюремный эксперимент

Место действия – Университет Стэнфорда, 1971 год. По сравнению с ним эксперимент Лендиса – просто детский сад. Провел этот опыт психолог и профессор Филипп Зимбардо, который, кстати, является действующим специалистом до сих пор.

Читайте также:  Вчистую или в чистую как правильно?

Целью исследования было изучение причин конфликтов в исправительных и военных учреждениях. Собственно, Зимбардо не задумывал ничего плохого, но вышло как раз наоборот.

Специально отобранные психически здоровые студенты в количестве 24 человек были случайно разделены на две группы — «надзиратели» и «заключенные».

Сам Зимбардо также принимал участие в эксперименте в качестве «начальника тюрьмы».

Саму тюрьму устроили на базе кафедры психологии, максимально приблизив условия к реальным. «Надзиратели» носили форму и дубинки, заключенные же – лишь миткалевые халаты и шлепанцы. Были созданы такие условия, когда вся власть была в руках «надзирателей», которые, к тому же, получили от Зимбардо полную свободу действий и напутствие создавать у «заключенных» чувства тоски, произвола и страха.

В первый день все шло довольно спокойно, испытуемые толком даже не знали, как себя вести. Однако, уже начиная со второго дня, «надзиратели» стали проявлять садистские наклонности по отношению к «заключенным».

По результатам эксперимента каждый третий наблюдатель (в жизни — «хороший парень») проявлял реальные садистские наклонности. «Надзиратели» с удовольствием оставались на неоплачиваемые ночные дежурства, а «заключенные», наоборот, испытывали сильнейший стресс и нервные расстройства.

Интересен тот факт, что разработанная «надзирателями» без конкретных указаний система контроля имеет очень много общего с системами реальных тюрем.

Запланированный на две недели эксперимент, к сожалению многих «надзирателей», был прерван на 6-й день, когда невеста профессора увидела результаты его трудов и заявила: «то, что ты делаешь с ними – ужасно».

Стэнфордский тюремный эксперимент  — отличная иллюстрация того, как далеко могут зайти люди, когда имеют за плечами оправдывающую их поступки идеологию и приказания свыше.

Эксперимент с «добрым самаритянином»

«Добрый самаритянин»

1973 год. Эксперимент был проведен на двух группах студентов семинарии. Первой группе предложили подготовить доклад о самаритянине, который помог путнику на дороге. Вторая группа готовила доклад про устройство на работу. Затем студентам нужно было перейти в другую аудиторию для изложения своих докладов. При этом студентов убедительно попросили не задерживаться.

По пути из одного здания в другое они якобы случайно натыкались на человека, лежавшего на земле. Человек (подставной, конечно же) выглядел так, словно нуждался в помощи. Интересно, что студенты реагировали совершенно одинаково, независимо от разделения на группы – только 10% испытуемых остановились узнать, нужна ли ему помощь.

Прекрасная и простая иллюстрация того, как легко большинство людей отказывается от этических и религиозных императивов, если им это выгодно.

Эксперимент Милгрэма

Эксперимент Милгрэма

Подопытными кроликами в нем выступали не только студенты, но уж больно интересный эксперимент получился, поэтому расскажем о нем. Психолог Стэнли Милгрэм изучал способность людей причинять вред другим людям, выполняя чей-то приказ.

Суть эксперимента заключалась в следующем. Отобранным добровольцам говорили, что эксперимент направлен на изучение связи наказания и обучаемости. Испытуемый и специально подготовленный актер разыгрывали между собой роли учителя и ученика. Роль учителя всегда доставалась испытуемому.

Ученик должен был отвечать на вопросы, а учитель (испытуемый) в случае неверного ответа пропускал через тело ученика электрический заряд. Конечно, на самом деле никакого заряда не было, но учитель не знал об этом, перед ним находился стенд с переключателями от 15 до 450 Вольт.

За каждую ошибку ученика, учитель должен был увеличивать напряжение, при этом отдельные переключатели были подписаны. Например, 300В обозначался, как «трудно переносимый удар», а напротив последних двух значилось “XXX” .

Ученик и учитель были разделены стеной, а в комнате с испытуемым находился человек в белом халате — руководитель эксперимента, который просил учителя планомерно увеличивать напряжение, используя всего  четыре фразы:  «Продолжайте, пожалуйста», «Эксперимент требует, чтобы Вы продолжили»,  «Очень важно, чтобы Вы продолжили», «У Вас нет другого выбора, Вы должны продолжить».

Перед проведением эксперимента практически все эксперты были уверены, что до отметки в 450В дойдет максимум один человек из сорока участников. Результаты оказались шокирующими.

63% испытуемых дошли до использования разряда в 450 Вольт, несмотря на то, что из комнаты ученика уже при разряде в 150 В были слышны просьбы прекратить эксперимент, при разряде в 300 В — крики и удары в стену, а при ударе в 315 В ученик и вовсе замолкал.

Эксперимент был проведен несколько раз при различных условиях, но результат всегда был практически одинаковым. Эксперимент Милгрэма с шокирующей ясностью показал, как велика сила авторитета и как люди склонны ему подчиняться.

Доктор Зло

Нам повезло, что мы живем во времена, когда подобные эксперименты уже вряд-ли были бы возможными. С другой стороны, эти эксперименты, пусть жестокие и безнравственные, позволили заглянуть вглубь человеческой природы и совершить серьезные шаги в развитии психологии. Образец, содержание оформления дипломной работы по ГОСТу вы можете посмотреть в другой обзорной статье.

Главное — в любой ситуации оставаться людьми, не унывать и помогать друг-другу. Именно чтобы помогать студентам, и существует наша компания.

В какой бы ситуации Вы не оказались, стоит помнить, что настоящих проблем в жизни не так уж и много. Большинство вопросов можно с легкостью решить.

Тем более, не является проблемой срочная курсовая или контрольная – авторы нашей компании готовы не спать ночами, чтобы качественно выполнить ее в срок. Положитесь на нас!

Источник: https://Zaochnik.ru/blog/znamenitye-psixologicheskie-eksperimenty-nad-studentami/

Эксперимент

Эксперимент — это метод научного познания, при помощи которого исследуются явления реально-предметной действительности в определённых (заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения.

Экспериментальное исследование относится к эмпирическим научным методам и представляет собой разновидность опыта, имеющего целенаправленно познавательный, методический характер. Эксперимент занимает ведущее место среди методов научного познания (см.

 Методы научного познания) и часто выполняет функцию критерия истинности научного знания в целом.

В отличие от такого метода научно-практического познания как наблюдение (которое непосредственно связано с методом эксперимента), эксперимент осуществляется на основе теории (см. Теория), определяющей постановку задач исследования и интерпретацию его результатов.

В эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получить о нём определённые знания. Исследуемое явление наблюдается здесь в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет воспроизводить ход явления при повторении сходных условий.

Создав искусственную систему, далее становится возможно осознанно (а иногда и неосознанно, случайно) влиять на неё путём перегруппировки её элементов, их элиминирования или замены другими элементами.

Наблюдая при этом за изменяющимися следствиями, возможно раскрыть определённую причинную взаимосвязь между элементами и тем самым выявить новые свойства и закономерности изучаемых явлений. В ходе эксперимента исследователь не только контролирует и воспроизводит условия, в которых изучается объект, но и часто искусственно изменяет эти условия, варьирует их.

В этом заключается одно из важных преимуществ эксперимента по сравнению с наблюдением. Изменяя условия взаимодействия, исследователь получает большие возможности для обнаружения скрытых свойств и связей объекта. Обычно контроль и изменение условий осуществляется за счёт использования приборных устройств, которые являются орудием воздействия наблюдателя на объект.

Основные логико-практические элементы экспериментальной процедуры следующие:

  1. Постановка вопроса и выдвижение предположительного ответа.
  2. Создание экспериментальной установки, обеспечивающей необходимые исследователю условия взаимодействия изучаемого объекта.
  3. Контролируемое видоизменение этих условий.
  4. Фиксация следствий и установление причин.
  5. Описание нового явления и его свойств.

Эксперимент как метод исследования возник в естествознании Нового времени (У. Гилберт, Г. Галилей). Впервые он получил философское осмысление в трудах Ф. Бэкона, разработавшего и первую классификацию экспериментов.

До этого формы языка и рационально-предметной деятельности были одинаковыми и для вненаучной практики, и для науки, различаясь лишь по целевому использованию (это различение терминологически фиксируется противопоставлением практического эмпирическому), а специфика научного познания усматривалась в психологических аспектах деятельности учёного. Лишь после триумфа механистической картины мира (И. Ньютон), давшей естествознанию принципиально новую систему предметных средств — теорию в современном смысле этого понятия, — рационально-предметная деятельность в науке начинает опираться на теоретические средства — продукт своего собственного развития. Развитие экспериментальной деятельности в науке сопровождалось в теории познания борьбой рационализма и эмпиризма, по-разному понимавших соотношение эмпирического и теоретического знания. Преодоление односторонности этих направлений, развитие теоретической базы естествознания и смена господства механики сосуществованием различных теорий привели к тому, что не только средства, но и объекты эмпирического исследования начали выступать не в качестве непосредственно, эмпирически данных, а в качестве опосредованных развитием теории. Иными словами, объект включается теперь в эмпирическую деятельность в результате предшествующего развития теоретического знания и выступает в этой деятельности теоретически не познанным, фиксируемым эмпирическим языком для получения в дальнейшем теоретического результата.

Современная наука (см. Наука) использует разнообразные виды эксперимента. Особенно велика его роль в естественных науках. В сфере фундаментальных исследований простейший тип эксперимента — качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого научной теорией явления (см. Качество).

Более сложен измерительный эксперимент, выявляющий количественную определённость какого-либо свойства объекта (см. Количество, Измерение). Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез научной теории (см. Гипотеза), имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент).

Ещё один тип эксперимента, находящий широкое применение в фундаментальных исследованиях — так называемый мысленный эксперимент (см. Эксперимент мысленный). Он относится к области теоретического знания и представляет собой систему мысленных, практически не осуществимых процедур, проводимых над идеальными объектами.

Будучи теоретическими моделями реальных ситуаций, мысленные эксперименты проводятся в целях выяснения согласованности основных принципов теории. В области прикладных исследований применяются все указанные виды эксперимента. Их задача — проверка конкретных теоретических моделей.

Для прикладных наук специфичен модельный эксперимент, который ставится на материальных моделях, воспроизводящих существ, черты исследуемой природной ситуации или технического устройства. Он тесно связан с производственным экспериментом.

Для обработки результатов указанных экспериментов применяются методы математической статистики, специальная отрасль которой исследует принципы анализа и планирования эксперимента.

В XX веке с развитием научного знания о социальных явлениях в связи с потребностями общественной практики, в частности в связи с потребностями совершенствования организации и управления обществом, всё большее значение начинают приобретать и социальные эксперименты.

Социальный эксперимент, будучи методом исследования, вместе с тем выполняет функцию оптимизации социальных систем (см. Общество). Он одновременно принадлежит и к сфере науки и к сфере социального управления, помогая проектировать и внедрять в жизнь новые социальные формы.

Объект социального эксперимента, в роли которого выступает определённая группа или общность людей, является одним из участников эксперимента, с интересами которого необходимо считаться, а сам исследователь оказывается включённым в изучаемую им ситуацию.

Содержание и процедуры социальных экспериментов обусловлены правовыми и моральными нормами общества.

Основные характеристики экспериментальной стратегии, определяющей место и смысл разных (частных) видов эксперимента (исследовательский, проверочный, демонстрационный, качественный, решающий, модельный, мысленный), могут быть сведены к следующим:

  1. Эксперимент исследует изменение состояния наблюдаемого объекта в зависимости от изменяющихся условий его существования, он ищет за природными «субстанциями» схему функциональной зависимости, рассматривая их как примеры действия единого закона, одной «природы». Эксперимент становится методом познания, когда саму природу понимают как метод действия.
  2. Изменение условий в эксперименте строится как ряд последовательных приближений к предельному состоянию, как своего рода предельный переход. В эксперименте происходит выход за предметный (опытный) горизонт исходной теории в мир новых (мыслимых) сущностей и одновременно опытное открытие этих сущностей как предельных (парадоксальных) форм опыта.
  3. Поскольку в опыте видимое дано вместе с определённым образом видения и понимания, экспериментирование с предметом опыта преобразует и конструктивное воображение субъекта. Открывая новые объекты, эксперимент одновременно создаёт соответствующую им способность видения экспериментатора, то есть субъекта познания.
  4. Эксперимент устремлён к пределу, в котором исследуемое явление выступает в «чистом виде», изолированно. Преобразующее действие эксперимента направлено к разделению сложной системы взаимодействий с целью выделить, изолировать элементарную связь причина-действие и, далее, — свободное от действий (инерциальное) бытие объекта. Идея предельной изоляции свободного состояния и элементарного взаимодействия определяет эксперимент как процедуру идеализации, как предельный переход к мысленному эксперименту с идеальными объектами (к которым только и относятся утверждения теории). Эксперимент весьма далёк от какого бы то ни было натурального наблюдения. Специальными техническими средствами эксперимент создаёт условия, максимально приближённые к идеальным (абсолютная пустота, абсолютно твёрдое тело, идеальный газ, силовые линии электромагнитного поля, простой рефлекс, социальный тип, чистая фонема и другие). Вместе с тем он указывает путь «реализации» идеального — реальной интерпретации идеальных (теоретических) событий и причинного объяснения реальных явлений. Всякий реальный эксперимент имеет смысл только в горизонте мысленного эксперимента с идеальными объектами. Точно так же и всякий теоретический конструкт (см. Конструкт) получает смысл реального понятия лишь в качестве идеального проекта реального эксперимента. Мысленный эксперимент в специальном смысле, то есть принципиально нереализуемый, воображаемый эксперимент, лишь обнаруживает внутреннюю экспериментальность самого теоретического мышления.
  5. Воспроизведение реального события в идеальном пределе предполагает исключительные, искусственно созданные условия эксперимента. Поскольку же идеализация в эксперименте устремлена к выявлению элементарных действий (как причин и как следствий), эксперимент находит опору в технике (см. Техника). Экспериментальная наука делается в лабораториях. Эксперимент рассматривает технику как форму открытия сущностных законов природы и заранее открывает природу как возможную технику. Экспериментальная техника (метод) однородна с воспроизводимым явлением (предмет), она представляет собой звено, через которое теоретическое открытие становится техническим изобретением, а достижения техники позволяют продвинуться в исследованиях. Фундаментальные исследования являются и наиболее техноёмкими, и наиболее технически эффективными.
  6. Однородность технического средства и исследуемого предмета в эксперименте сказывается в том, что теоретическое открытие сразу же приводит к совершенствованию экспериментальной техники. В экспериментальной установке, построенной на базе теории, последняя утрачивает характер объектности, объективной картины мира, приобретая форму инструмента исследования, направленного на мир. Она совершенствует орудийную оснащённость экспериментатора. В форме эксперимента теоретическое знание вновь выталкивает мир из его «объективной» картины как непознанный и бесконечный в себе предмет.
  7. Неклассическая физика XX века (релятивистская и квантовая механика) обнаруживает внутренние ограничения эксперимента как метода познания. Принципы наблюдаемости, неопределённости, дополнительности фиксируют неустранимое участие познавательного действия в определении бытия познаваемого «объекта» (то есть его не-объектность). Намечается существенно новое понимание бытия — бытие-событие, бытие-возможность (онтология виртуальности), новая идея разума, архитектонически отличного от разума объективно познающего, и соответственно новое, неэкспериментальное понимание опыта.
Читайте также:  Голитися чи бритися як правильно?

Источник: https://gtmarket.ru/concepts/6998

3 психологических эксперимента, которые многое объясняют

Эксперимент — это мощное мыслительное приспособление, которое помогает отделить друг от друга явления окружающего мира и выявить их суть. С помощью экспериментов можно глубже понять и ярче продемонстрировать не только свойства химических соединений, но и черты социальной жизни — и образовательного процесса в частности.

Мы собрали эксперименты, которые считаются классикой в социальной психологии и в своё время вызвали большие дискуссии. Их результаты могут удивить, а могут показаться подтверждением того, о чём вы и так прекрасно знаете. (В последнем случае вы, возможно, вы стали жертвой эффекта ретроспективного искажения, в народе известного в форме поговорки «задним умом все крепки»).

1. Как научить беспомощности

Непонимание логики происходящего + отсутствие контроля → пассивность и добровольное бессилие

Эффект «выученной беспомощности» ярко продемонстрировали знаменитые эксперименты Мартина Салигамана из Пенсильванского университета, проведённые в 1960-х годах.

У собак, запертых в клетки, формировали реакцию страха на высокие звуки. Для этого, как и положено в классических экспериментах, животных били слабыми разрядами электрического тока. Когда тот же опыт повторили при открытых клетках, собаки, к удивлению экспериментаторов, не стали убегать, а только ложились на пол и скулили.

В другом варианте эксперимента собак разделили на 3 группы: первые могли отключить ток, нажав носом на кнопку, вторых же переставали бить током, только когда первые справлялись с этой задачей, а собак из третьей группы вообще оставили в покое.

Затем всех животных поместили в ящик с перегородкой: ударов тока можно было избежать, перепрыгнув на другую сторону.

Собаки из первой группы преодолевали это препятствие, в то время как другие недолгое время метались по клетке, а затем ложились на пол и просто ждали, когда это мучение кончится.

Источник: cnx.org

После нескольких безуспешных попыток изменить ситуацию следует пассивность и бессилие, которое сохраняется, даже если условия изменились и на происходящее уже можно повлиять.

Верно и обратное: если у собаки есть опыт самостоятельного преодоления препятствий, она не так-то просто поддается тренировке на беспомощность.

Поэтому дворовые собаки в этом эксперименте сдавались реже и позже, чем лабораторные.

Всё это относится не только к собакам, но и к людям.

В эксперименте Эллен Лангер и Джудит Роден учёные поделили обитателей дома престарелых на две группы: к первым относились услужливо и внимательно, но избавили ото всех забот (например, персонал принес в комнаты растения и сам ухаживал за ними), вторых же всячески подталкивали к самостоятельному выбору — мотивировали высказывать пожелания и обставлять комнаты по своему усмотрению.

Первая группа постепенно становилась пассивной и деградировала, а люди во второй группе стали более оживлёнными, активными и счастливыми.

Источник: kinopoisk.ru

Всё это напрямую относится к образовательной среде. Лучший способ сделать людей пассивными и безответственными — это учить их беспомощности, лишая самостоятельного выбора и инициативы, как это часто и происходит в наших школах и университетах.

  • Позднее Мартин Селигман стал изучать феномен сознательного оптимизма и стал представителем т.н. «позитивной психологии». На русском языке опубликованы, к примеру, его книги «Как научиться оптимизму» и «Ребенок-оптимист».

2. Один сейчас или два потом?

Способность откладывать получение удовольствия → жизненный успех

Знаменитый «маршмеллоу тест» (зефирный эксперимент), впервые проведённый в конце 1960-х Уолтером Мишелом из Стенфордского университета.

Группу детей 4–6 лет ставили перед выбором — съесть зефир прямо сейчас или подождать 15 минут и получить вдвое больше. Дети реагировали на ситуацию по-разному (в основном это зависело от их возраста и обстановки), но примерно треть дожидалась прихода экспериментатора и получала заслуженный бонус.

Не съесть вкусный зефир, когда он прямо перед тобой — не так просто, как вы думаете

Источник: youtube.com

Но самое важное выяснилось потом. Дети, которые смогли выдержать 15 минут зефирного теста, в 14-летнем возрасте получили лучшие результаты по тесту SAT (стандартная проверка когнитивных способностей для поступающих в колледжи), а родители считали их более компетентными и самостоятельными.

В 2011 году участников того же эксперимента, которые уже стали взрослыми, засунули в томограф.

Выяснилось, что префронтальная кора — зона, ответственная за рациональное принятие решений, — у них по-разному взаимодействует с вентральным стриатумом (участок, который связан с формированием пристрастий).

Видимо, рациональная часть мозга так или иначе соперничает с зоной, которая ищет удовольствий здесь и сейчас.

Решения префронтальной коры у более успешных участников эксперимента перевешивали порывы более жадного до удовольствий стриатума.

Источник: giphy.com

По итогам дополнительных исследований выяснилось, что способность откладывать удовольствие — характеристика, которая прочно коррелирует с успехом на всём протяжении жизни. Но это не значит, что её нельзя развить в себе самостоятельно.

  • Не есть зефир сразу и развить самоконтроль поможет книга «Развитие силы воли», которую написал сам Уолтер Мишел.

3. К чему ведёт жесткая дисциплина и власть авторитета

Дисциплина + отказ от свободы и собственного мнения → управляемость и дискриминация

Эксперимент 1967 года, проведённый школьным учителем Рона Джонсом в 10 классе обычной американской средней школы.

Позднее он назвал это одним из самых пугающих событий в его преподавательской деятельности, — и было отчего.

Источник: kinotom.com

Эксперимент начался с вопроса одного из учеников, когда они проходили Вторую мировую войну: как рядовые немцы могли жить, зная о массовых расправах и уничтожении евреев? Этой проблеме Джонс и решил посвятить следующие семь дней.

Он рассказал ученикам о красоте дисциплины, научил стоять по стойке «смирно» и четко отвечать на вопросы; показал силу общности — ввел специальный приветственный жест и совместное скандирование; раздал членские билеты и приучил к строго определенным правилам распорядка. В результате в группе распространилось доносительство — о нарушениях с готовностью сообщали даже те ученики, которые не обязаны были этого делать.

К классу присоединялись добровольцы, поэтому к четвергу членами «третьей волны» были уже около 80 подростков. Затем Джонс объяснил, что их организация — часть общенациональной молодёжной программы, направленной во благо народа. Её отделения уже открыты по всей стране, и в пятницу по телевизору выступит их лидер.

К этому выступлению в классе собралось около 200 человек, и тогда Джонс наконец объявил, что никакой третьей волны не существует, ученики стали объектами манипуляции и вели себя примерно также, как немцы во времена Третьего рейха. Эксперимент стал тяжёлым ударом не только для многих учеников, но и для самого учителя.

Документальный фильм об эксперименте, где об этом опыте рассказывает сам Рон Джонс.

Источник: youtube.com

История этого эксперимента долгое время оставалась неизвестной, но сейчас ей посвящено уже несколько полнометражных фильмов, не говоря уже о многочисленных публикациях.

Ещё один известный учительский эксперимент был посвящён дискриминации.

Преподавательница начальной школы Джейн Эллиотт поделила класс на кареглазых и голубоглазых, объяснив, что первые превосходят других по своим природным способностям, и предоставила им некоторые привилегии. Уже через день группа «избранных» стала более жестокой, а голубоглазые, оказавшиеся в меньшинстве — более тихими и пассивными.

Принадлежность к группе, подкреплённая авторитетом и строгой дисциплиной, может проявить в нас самые худшие качества. И происходит это пугающе быстро.

  • Подробнее узнать о «Третьей волне» поможет одноименная книга автора этого эксперимента.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/science/experiment-lessons-to-pedagogy

Ссылка на основную публикацию