Антология или онтология как правильно?

Что такое онтология, онтологические функции и категории, основные понятия и онтологический смысл

Онтология – это раздел философии, изучающий бытие, а также его формы и закономерности. Как у любой другой науки, у онтологии есть предмет, который она изучает, и основные онтологические категории, которыми она оперирует.

Предметом онтологии в широком смысле является бытие и сущее. Что это за предметы и чем они различаются?

Предмет онтологии

Бытие невозможно определить традиционным образом. Это существование в целом, как оно есть безо всякой причины. У бытия не может быть причины. Оно само является причиной для себя и для всего сущего. Сущее – это всё, что существует. Бытие – первично, сущее – вторично. Онтология изучает взаимосвязь между бытием и сущим. К проблемам онтологии относятся вопросы:

  • Как бытие выражается через сущее?
  • Какие формы оно принимает?
  • Какие закономерности существуют?

При этом бытие можно условно разделить на природное целое, и осознаваемое человеком.

Предметом онтологии в узком смысле является противопоставление бытия и небытия, сущего и не-сущего. Проще говоря, онтология в узком смысле изучает вопрос “Что существует, а что нет?”

Основные категории онтологии

Какие категории и основные понятия онтология в широком смысле использует в процессе познания бытия? В основном это понятия из философии:

  • Небытие – полное и абсолютное ничто. Но бытие познаваемо лишь на фоне небытия.
  • Ничто – пустота, из которой под воздействием бытия может возникнуть сущее.
  • Сущее – категория, которая употребляется для обозначения всех существующих вещей и процессов. В некоторых онтологических концепциях сущее используется как синоним бытия, а в других – противопоставляется ему.
  • Сущность или “вещь в себе”. Эта категория описывает внутреннее существование вещей и зачастую используется как синоним бытия.
  • Материя – всё то, что существует в объективной реальности и познаётся человеком через органы чувств.
  • Движение – изменение всего сущего в пространстве и времени.
  • Пространство — взаиморасположение объектов и элементов материального мира.
  • Время — категория, предназначенная для определения продолжительности протекания процессов.
  • Субстанция — основа мироздания, которая может быть как материальной, так и духовной.

Ознакомившись с основными понятиями онтологии, можно приступить к рассмотрению концепций этой науки.

История развития онтологии

Онтология, как особый раздел философии, складывалась веками. Основной фундамент заложили древние греки.

Выдающиеся мыслители средневековья и нового времени добавляли по кирпичику в здание онтологической науки, выявляя её функции и задачи.

Чтобы разобраться в онтологических концепциях и проблемах, необходимо проследить за развитием философской мысли с древних времен и до наших дней.

В античные времена

Древнегреческий философ Парменид был первым, кто рассматривал не только существующие объекты и процессы, но и поднял в своих трудах вопрос бытия в целом.

Он определял бытие как нечто, являющееся причиной всего, в том числе самого себя. Оно, согласно Пармениду, ни от чего не зависело и поэтому не могло возникнуть или исчезнуть. Оно едино, неделимо, неизменно и самодостаточно.

Как материальный мир, так и духовный, божественный, являются лишь проявлениями бытия.

Зенон Элийский – ученик Парменида – предложил несколько парадоксов в подтверждение теории о единстве и неделимости бытия. Во всех этих парадоксах использовалось предположение, что бытие делимо, что и приводило к противоречию. Самые известные парадоксы Зенона:

  • Ахиллес и черепаха,
  • Дихотомия,
  • Летящая стрела.

Парадокс Ахиллеса и черепахи заключался в том, что в соревнованиях по бегу Ахиллес, дав фору черепахе, никогда её не догонит. Доказательство строилось на делимости расстояния. Черепаха получила какое-то расстояние форы.

Пока Ахиллес преодолеет это расстояние, черепаха тоже немного продвинется вперед, и Ахиллес вновь останется позади. Пока он преодолеет то расстояние, что черепаха прошла за это время, черепаха вновь окажется ненамного, но впереди.

И так до бесконечности.

Аналогичен парадокс дихотомии. Он утверждает, что любой путь непреодолим. Ведь пройдя половину пути, человеку надо пройти половину оставшейся половины, потом половину оставшейся четверти и так далее. В любой момент времени его будет отделять от финиша половина пути.

Парадокс о летящей стреле опровергает предположение о делимости времени. Ведь в любой момент времени стрела в пространстве покоится, так как занимает в пространстве место, равное её длине . Но из моментов покоя не может сложиться движение, значит, летящая стрела неподвижна.

Следующим философом, внесшим значительный вклад в развитие онтологии, стал Платон. Его учение об идеях гласило, что идеи – это первообразы, первопричины и цели всех вещей. Сущность вещей в понимании Платона единична, а идеи общи.

Но единичное причастно к общей идее, а общая идея временно присутствует в единичном. Согласно диалектике Платона, бытие представляло собой совокупность идей. В познании же он видел интеллектуальное восхождение к сущности бытия.

Если Платон провёл границу между бытием и материальным миром, то его последователи, названные неоплатониками, изобразили это различие, как две ипостаси: “единого” и “ума”.

Единым они называли совокупность идей, умом обозначали познание материального мира. Далее идеи Платона развил и систематизировал Аристотель, описал их в своей “Метафизике”.

Но он уделял больше внимания сущему и объектам физического мира.

В Средние века

В средневековой философии основной проблемой онтологии стало то, что оказалась на службе у теологии. Некоторые мыслители разделяли понятие бытия и Бога. Бог для них мыслился источником и дарителем бытия.

Тем самым они противоречили самому определению этого понятия, как неизменного и не имеющего причины.

Поэтому большинство средневековых философов персонализировали бытие как Бога, который является причиной самого себя и всего сущего.

В это время формируются два направления в философии и, в частности, в онтологии: аристотелевскую и августинскую.

Представитель первого направления — Фома Аквинский – выявляет различия между сущностью и существованием, а также ввёл такое понятие, как “чистый акт творения”, сосредоточенный в самом бытии.

Его главный оппонент — представитель второго направления — Иоанн Дунс Скотт убежден, что абсолютная полнота сущности – это и есть существование, а Бог свободен лишь в выборе идей. Подобные споры схоластов порождали новые установки и понятия в онтологии.

Уильям Оккам придерживался идеи об абсолютной свободе Бога в акте творения, указывая, что Бог не ограничен даже идеями. Более тог он отрицал идеи, как некие универсалии и рассматривал их как внутреннюю реальность индивидов.

Именно идеи Оккама привели к тому, что онтология в новом времени ушла на задворки философии и её место заняла гносеология, а проблема бытия была заменена проблемой познания.

В эпоху Ренессанса появляется сам термин онтология, близкий по значению к метафизике.

В новое время

Однако философы нового времени возвращаются к онтологии. Самой яркой фигурой в онтологии нового времени становится Иммануил Кант, хотя сам он считал эту науку бессодержательной метафизикой. Кант раскладывает бытие на две составляющие:

  • материальные феномены,
  • идеальные категории.

Объединение этих граней реальности он видит только в мыслящем “Я”. Здесь отчётливо видно влияние гносеологии на философию Канта. Его мало интересует бытие само по себе, вне действительного или возможного опыта. Основой для идеальных категорий у Канта служит свобода и целесообразность. Именно его взгляды заложили основу для, так называемой, новой онтологии.

Если Кант утверждал, что онтология, как учение о бытие без опоры на человеческий разум и познание, бессмысленна, то Гегель опровергал это утверждение. Согласно Гегелю, жизнь любого индивида подчинялась определенный законам мирозданья, единым для всех и существующим независимо от людских знаний о них.

Фейербах не разделял идеализма Гегеля. Он полагал, тот навязывает бытию формы и наделяет его самостоятельностью. В то время как сам Фейербах считал, что бытие познаётся через органы чувств. Таким образом, в новом времени столкнулись идеализм и диалектический материализм в рамках онтологии.

Диалектический материализм полагал, что бытие исключительно материально. А идеализм считал, что бытие лишь проявляется в материальном мире, но представляет с собой нечто большее. Идеалисты были ближе к изначальным идеям Парменида и Зенона. Исключительная материальность бытия противоречит идеи о его неизменности.

Идеалисты считали, что материально лишь сущее, а форму и смысл ему придаёт бытие.

Нельзя не упомянуть такого яркого представителя диалектического материализма, как Карл Маркс. Он не считал онтологию наукой, так как она не имела собственного метода познания. Взгляды Маркса на сущность и сущее были весьма прагматичны.

Он считал, чти идеальная субстанция или дух – это нечто такое, через что можно выразить все объекты материального мира.

Такой идеальной субстанцией, в понимании Карла Маркса, были деньги, так как любой объект материального мира можно было выразить через них.

Двадцатый век

На сегодняшний день авторство наиболее структурированной онтологической концепции принадлежит Николаю Гартману. Но не поддерживает определение бытия как некой абстрактной сущности.

Гартман утверждает, что бытие неотделимо от познания и смысл онтологии видит в изучении этого бытия. Именно в этом и заключается новая онтология, основы которой заложил ещё Кант.

Именно новая онтология стала использовать категорийный анализ как метод познания, что должно было положить конец спорам о её научности.

Хайдеггер в своей фундаментальной онтологии расширяет понятие реальности, включая в него не только материальное, но и духовное.

Также он отделяет бытие от его проявлений и выделяет “чистую субъективность” в познаниях человека.

Ему противостоят сторонники неопозитивизма, считающие, что возрождение онтологии — это возврат к заблуждениям прошлого, а все проблемы онтологии решаются путём логического анализа её постулатов.

Роль онтологии в других науках

Пока философы ведут споры о том является ли онтология в широком смысле наукой, онтология в узком смысле таких вопросов не вызывает. Она активно используется другими науками как гуманитарными, так и естественными и техническими. Всякий раз когда в любой науке возникает необходимость выстроить понятийный аппарат, она обращается к онтологии.

Именно онтология в узком смысле определяет понятия и термины, описывает их и организует таксономию. За правила вывода одного термина из другого тоже отвечает онтология. Это используется не только в науке, но и в компьютерных играх при создании виртуальной реальности. Чтобы продумать и выстроить бытие виртуального мира, без онтологии не обойтись.

Читайте также:  Витривалий чи виносливий як правильно?

Источник: https://obrazovanie.guru/nauka/chto-takoe-ontologiya-eyo-problemy-i-funktsii.html

антология и онтология — это… Что такое антология и онтология?

  • онтология — Смотри антология и онтология …   Словарь трудностей русского языка
  • онтология — и; ж. [греч. on (ontos) сущий, logos учение] Книжн. Раздел философии, изучающий основы, принципы бытия, мироустройства, его структуру. * * * онтология (от греч. ón, род. п. óntos  сущее и …логия), раздел философии, учение о бытии (в отличие от… …   Энциклопедический словарь
  • Онтология проектирования — У этого термина существуют и другие значения, см. Онтология (значения). Онтология проектирования  это формализованное описание знаний субъектов проектирования о процессе проектирования новых или модернизаций уже известных артефактов, включая …   Википедия
  • ПОСТМОДЕРНИЗМ —         широкое культурное течение, в чью орбиту последние два десятилетия попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и… …   Энциклопедия культурологии
  • ГАРТМАН —         (Hartmann) Николай (1882 1950) нем. философ, основатель т.н. критич. (или новой) онтологии. Род. в Риге, изучал классич. языки в Петербург. ун те, после революции переехал в Германию. В ун те Марбурга занимался философией под руководством …   Энциклопедия культурологии
  • Головко, Вячеслав Михайлович — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия
  • ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… …   Философская энциклопедия
  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — сложившийся в глубокой древности слой мировой культуры. Возникнув в I тыс. до н.э., К.ф. стала неотъемлемой частью духовных цивилизаций не только Китая, но и большинства стран Востока и Юго Восточной Азии. Кит. традиция выделяет шесть основных… …   Философская энциклопедия
  • САРТР — (Sartre) Жан Поль (1905 1980) фр. философ, писатель, литературный критик, политический публицист. Пик мировой известности С. приходится на 1940 1950 е гг., когда он становится признанным лидером не только фр., но и всех европейских «прогрессивно… …   Философская энциклопедия
  • ФОМА АКВИНСКИЙ — Фома Аквинат (Thomas Aquinas) (1225 или 1226 1274) философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма; монах доминиканец (с 1244). В 1567 признан пятым «учителем церкви». В основных трудах «Сумма теологии» и «Сумма… …   Философская энциклопедия

Источник: https://difficulties.academic.ru/10/%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Онтология в философии это что такое: понятие и проблема

Онтология в философии занимает значимое место, особенно в становлении философской мысли и современных научных теориях. Учение обо всем сущем стремится объяснить природу и взаимосвязь предметов: материальных и нематериальных.

Определение учения

Онтология —это подраздел систематической философии о бытие, которая в общефилософской системе выступает в качестве одной из ее составляющих. Если рассматривать это направление, как раздел философии, то онтология занимается изучением фундаментальных основ устройства, истоков и характеристик мироздания.

Понятие онтология впервые введено Р. Гоклениусом (1613 г.) и одновременно И. Клаубергом, которые применил термин, как «онтософия» в виде эквивалентия к определению «метафизика» (1656 г.).

Позднее, понятие было рассмотрено и расширено в работах Хр. фон Вольфа («Первая метафизика, или Онтология», 1730 г.), где учение изучается в качестве фундаментальной части метафизики. В Европе 18 века работы Хр. Вольфа становятся популярными.

Однако, затем, К.Больф разделил понятия метафизики и онтологии. Эволюция бытия происходит двумя путями:

  1. Бытие, как неосязаемое, неощущаемое. Это закономерное явление, которое строится на универсальных закономерностях.
  2. Развитие бытия, как философской природы.

Переломный момент завершается Кантом, который провозглашает априорные типы чувственности, благодаря которым субъект может принимать бытие.

Онтология, гносеология, аксиология и антропология считаются основными разделами философии.

Как развивалась онотологическая мысль

Развитие философии обо всем сущем, делится на следующие периоды:

  1. Античность. Проблемы онтологического учения восходят к досократовскому времени. Огромный вклад в расширение онтологического знания внесен Платоном и Аристотелем. В это время проводится поиск истоков материального и идеального. Ответы ищутся в природе. Философы стараются отыскать первоначало.
  2. Средневековье. В средневековой онтологии внимание уделялось проблемам существования универсалий — неких абстрактных субстанций. В этот период познается сущность бытия Бога. Онтология используется для решения теологических вопросов.
  3. 16 век связан с появлением термина «онтология», который введен Я. Лорхардом. В 1606 году он опубликовал работу, где впервые было прописано слово «онтология». Затем Р. Гоклениус и И. Клауберг также используют этот термин в своих произведениях. Христиан фон Вольф закрепил употребления термина на практике. В этот временной интервал учение изучает методы научного знания.
  4. 20 век. В это время, проблемами онтологической философии занимались Н. Гартман, М. Хайдеггер и другие философы. Особое место в философии современности занимают онтологические вопросы сознания. В центре всего стоит проблема осознания человеческого существования в универсуме. В это время, изучается бытие с различных сторон, связанных с плюрализмом направлений.

Онтологическая теория

Классическая философия рассматривает онтологическое учение, как совокупность общепринятых понятий бытия, которые характеризуют его к деятельности людей без прямого отношения к ним, к их познанию и образу мыслей.

Онтология — своеобразная картина реальности, обозначающая место человека в мироздании, позицию различных видов деятельности и познания, назначение и границы конкретных наук.

Таким образом, учение становится над философским и научным познаниями, являясь их обобщением и объединяя разнообразные интерпретации бытия в категорийной системе.

Ближе к середине 20 века, ясно выявляется ограниченность бытийного учения в традиционном понимании, которое претендует на объединение метафизических законов бытия, но ограничено к изучению новых областей реальности. Онтология не использует инструменты научной познавательной деятельности и пренебрегает обширным количеством форм человеческого опыта и схемами взаимоотношений индивидуумов.

Кризисное состояние классической онтологии раскрывает в учении отсутствие точного понимания источников мироздания из деятельности, взаимозависимости данных понятий от различных условий.

Таким образом, встает вопрос: или философское направление отказывается от традиционной онтологии и затем базируется на развитии научных дисциплин (их методологии и картинах действительности), или строится онтологическое учение нового типа, который формируется на основе понятий бытия человека и проецирует человеческий опыт на мироздание.

Данная ситуация напрямую указала на то, что учение строится на предпосылках, оно зависит от обусловленных культурой форм общественного бытия. В связи с этим современная неоклассическая философия рассматривает онтологию, как раскрытие методов бытия с неопределенным статусом.

В области научных дисциплин, данное направление определяется, как система некой сферы объектных знаний, которая представляет собой концептуальную систему, состоящую из организованных данных из совокупности предметов, их классов и взаимосвязей.

В области методологического знания, онтологическое учение рассматривается, как основная форма отражения объективности в пределах определенной мысленной деятельности. Онтологическое представление порождается мыследеятельностью (знанием) о предмете, которое одновременно применяется в качестве самого предмета, независимо от мыслей о нем.

Таким образом, рассматривая онтология на основе той или иной мыследеятельности, как систематизированная и структурная целостность, она исполняет функцию реальности, проецируя мысленную деятельность на логику реальности.

В связи с этим, все части мыследеятельности интерпретируются с точки зрения онтологии и рассматриваются объективно, находя и получая свою сущность.

Методология конструирования онтологической картины получила названия онтологизации.

Сейчас, создано большое количество онтологических теорий, которые предлагают разнообразные модели деятельности. Такое многообразие форм учения связано с огромным количеством проблем познания — от постижения сущности познания до философии появления вещей, от осмысления структуры предметов до проведения анализа всего сущего, как объединение процессов.

Философско-правовая онтология

Сущность права нераздельно связана с пониманием философско-правовой онтологии. Обыденной жизни противопоставляется мир, как система нормативно-оценивающих определений, в подчинении которой находится человек.

Индивидууму диктуются правила и предъявляются требования. Такая система подчиняет своим нормам, которые вносятся в жизненный круговорот человека (например, посещение школы).

Здесь закреплены поведенческие нормы, отклоняясь от которых человек становится отщепенцем.

Философско-правовая онтология — метод систематизации и трактования общественной жизни и человеческого бытия.

https://www.youtube.com/watch?v=49_Adwk1sKI

Право и само бытие отличаются, поскольку правовое бытие предполагает исполнение конкретных обязательств. Человек обязан чтить общепринятые законы. Философско-правовая онтология специфична.

Правовая реальность рассматривается как система, существующая в пределах человеческого существования. Оно включает в себя составляющие, которые выполняют конкретные функции.

Это надстройка, включающая правовые структуры, отношения и сознание.

Фундаментальная онтология Хайдеггера

Мартин Хайдеггер занимался изучением человеческого бытия. В произведении «О сущности истины», философ описывает понятие свободы, как суть истинной реальности. Свобода не есть несвязность действий или возможность делать что-то.

Свобода частично раскрывает сущее, как оно есть. В экзистентном понимании, объяснено само обнаружение, где есть простота простого. В этой форме бытия, человеку предоставлена основа существования, которая долго была необоснованна.

Предмет учения о бытие

Бытие — центральный объект изучения в онтологической науке, который понимается, как полное объединение всех типов реальности.

Действительность по традиции рассматривается, как материя и делится на косвенную, живую и социальную.

Бытие, в качестве объекта мысленной деятельности, ставится в противоположность неосмысливаемому небытию. В феноменологической и экзистенциальной философии 20 века, все сущее ассоциируется с человеком, как существом, которое может мыслить и задаваться вопросами о сущем. Однако в метафизике рассматривается теологическая основа бытия. Человек в этом смысле волен в выборе.

Как рассматривается онтология в точных науках

В науках программирования, под онтологией понимается очевидное описание большого количества объектов, взаимосвязанных между собой (концептуализация). На формальном уровне онтология складывается из таких составляющих:

  • определений и понятий, обобщенных в таксономию — науку о принципах подразделения и систематизации сложных сущностей, соотносящихся по иерархиям;
  • их истолкования;
  • правил подведения итогов.

Виды онтологий

Онтологическое учение подразделяется на несколько видов:

  1. Мета-науки онтологии, которые рассматривают общие понятия, независящие от объектных сфер.
  2. Онтология предметной сферы — формализованное описание предметной сферы, применяемое, как правило, для уточнения понятий из мета-онтологии и/или определения общей терминологической базы объектной сферы.
  3. Онтология определенной задачи — учение, которое определяет общую базу терминов для конкретной задачи или проблемы.
  4. Сетевые онтологии зачастую применяются для рассмотрения итогов действий, которые выполняются объектами предметной сферы.
Читайте также:  Що-небудь чи що не будь як правильно?

Антология в философии — сборник произведений от отдельных авторов, представляющий собой литературу определенного временного периода.

Модель онтологической науки

Онтология в философии предполагает поиск и применение связанных и зависимых между собой трех составляющих:

О=, где:

  • Х — количество определений объектной сферы;
  • R — количество взаимоотношений между терминами;
  • F — количество функциональных особенностей интерпретации.

Обобщение некоторых моделей учения производится так, чтобы:

  • представлять большое количество концептов в форме схемы;
  • использовать достаточное множество R, содержащее как отношения в таксонометрии, так и отношения, которые отображают специфичные особенности определенной сферы, а также инструменты, позволяющие расширить множество R;
  • применять декларативные и процедурные интерпретации и отношения, в том числе определение новых понятий.

После этого, можно рассматривать модель расширяемой онтологии, которая представляет собой учение для создания пространств знаний в интернете. Одновременно с этим, эта модель не является полной, поскольку пассивна в определении процедурных интерпретаций и введении специализированных функций расширения учения.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/ontologiya.html

В чём фундаментальное различие онтологического и онтического?

Вот это пояснение-определение ужасно:

«…Философы, которые пользовались этими терминами, понимали их по-разному, но в целом, онтическое — это конкретное, «фактное» существование объектов, а онтологическое — это их категории и свойства (количество, качество и тд.)

Оно ужасно поскольку всё дело сводится к различию конкретного и всеобщего, и мало того, что это различие уже хорошо проделывалось в старой метафизике, именно под собственными именами — конкретное и всеобщее, а цеплять на них совершенно иную проекцию онтического и онтологического глупо, но это ещё и в самом корне неверно, ибо тогда мы получаем, что онтологическое, бытийственное никогда не бывает конкретным, а онтическое полностью отделено от сути и смысла — то есть от всеобщего и категорий. Хотя всё дело как раз в обратном, онтическое максимально близко как раз к сути, к сущностному в мире — пусть и грубо, но именно его лучше всего было приравнять к категориям и всеобщему. Онтологическое же следовало отнести к чувственно-конкретному — как наивному(простое, несоставное бытие) или как к сложному(составное бытие). Даже такие отнесения были бы превратны, но они были бы ближе к истине, нежели то, что написал нам автор этой статьи. Первое же определение выдаёт его с головой — что он не понимает о чём пишет…

Итак, онтическое — это сущностное, предметное, объектное в том смысле слова в каком предмет становится предметом — таковым — по его сути, а предмет и становится предметом в рамках его категорий — количества, качества, формы, содержания и т.д.

, рассматриваемых как на метафизическом, так и на научном уровне. Вот вам онтическое — оно охватывает и категориальный мир и «факты» — объекты, но охватывает вот таким специфическим образом.

Можно даже сказать, что онтическое представляет из себя единство своих категорий и объектов под них — их определённую совместную работу в познании.

Онтологическое же — это смысловое, континуальное, непрерывное, целостное, чувственно-воспринимаемое в том смысле слова в каком оно есть не предмет или объект, а тайна, универсальность и собранность..

И хотя такое определение тоже грубо( любое определение здесь неуместно, уместно мышление и осмысление проблемы, в русле которых становятся понятными и смыслы), НО! смею надеяться, что оно вернее предыдущего авторского.

То же самое мы видим и на человеке. Онтическое — это не пожарный, не папа и мама или сын только, онтическое — это ещё и человек вообще, поскольку человек до сих пор определён благодаря старой метафизике лишь как некоторая сущность, в которой полностью теряется индивидуальность, словно несущественный остаток бытия.

Поэтому человек — это онтическое определение, не онтологическое. Так что пожарные с остальными статусами тут отдыхают — с ними итак всё ясно, а вот проблема самого человека в том, что он рассматривается лишь как человек в подавляющем большинстве случаев мышления о нём.

Хайдеггер попытался показать, что если мы видим человека тоже как предмет, то мы видим его убого — человек не только сущность среди других сущностей, пусть и самая, самая, но человек ещё и бытийная, онтологическая структура — читай Дазайн, потому что это и есть такая структура.

Дазайн — это онтология, человек — это онтическое понимание. Дазайн — событийственен — и другому Дазайн, и миру(бытие в мире), человек — абстрактен во всех, даже самых сложных проекциях своего осмысления.

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/64094/v-chyom-fundamentalnoe-razlichie-ontologicheskogo-i-onticheskogo

Онтология

Онтология (от греч. — сущее и слово, понятие, учение) — учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Иногда понятие Онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как её основополагающая часть, т. е. как метафизика бытия. Термин «Онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р.

Гоклениуса (1613) и был закреплён в философской системе X. Вольфа.

Онтология выделилась из учений о бытии тех или иных объектов как учение о самом бытии ещё в раннегреческой философии.

Парменид и другие элеаты объявили истинным знанием только знание об истинно существующем, каковым они мыслили лишь само бытие — вечное и неизменное единство; подвижное многообразие мира рассматривалось элейской школой как обманчивое явление.

Это строгое различение было смягчено последующими онтологическими теориями досократиков, предметом которых было уже не «чистое» бытие, а качественно определенные начала бытия («корни» Эмпедокла, «семена» Анаксагора, «атомы» Демокрита). Подобное понимание позволяло объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого с чувственным восприятием.

Платон синтезировал раннегреческую Онтологию в своём учении об «идеях». Бытие, по Платону, есть совокупность идей — умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провёл границу не только между бытием и становлением (т. е.

текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между бытием и «безначальным началом» бытия (т. е. непостижимой основой, называемой им также «благом»). В Онтологии неоплатоников это различение изображалось как две последовательные ипостаси «единого» и «ума».

Онтология в философии Платона тесно связана с учением о познании как интеллектуальном восхождении к истинно сущим видам бытия. Аристотель систематизировал и развил идеи Платона, однако его вариант Онтологии является скорее описанием физической реальности с онтологической точки зрения, чем изображением автономной реальности «идей».

Онтология Платона и Аристотеля (особенно её неоплатоническая переработка) оказала определяющее воздействие на всю западно-европейскую онтологическую традицию.

Средневековые мыслители приспособили античную Онтологию к решению теологических проблем. Подобное сопряжение Онтологии и теологии было подготовлено некоторыми течениями эллинистической философии: стоицизмом, Филоном Александрийским, гностиками, неоплатонизмом.

В средневековой Онтологии понятие абсолютного бытия отождествляется с богом (при этом парменидовское понимание бытия соединяется с платоновской трактовкой «блага»), множество чистых сущностей сближается с представлением об ангельской иерархии и понимается как бытие, чередующее между богом и миром.

Часть этих сущностей (эссенций), наделяемых богом благодатью бытия, толкуются как наличное существование (экзистенция).

Зрелая схоластическая Онтология отличается подробной категориальной разработкой, детальным различением уровней бытия (субстанциального и акцидентального, ак¬туального и потенциального, необходимого, возможного и случайного и т. п.). Различные онтологические установки проявились в споре схоластов об универсалиях.

Философия нового времени концентрирует своё внимание на проблемах познания, однако Онтология остаётся непременной частью философской доктрины (в частности, у мыслителей-рационалистов).

В системах Декарта, Спинозы, Лейбница Онтология описывает взаимоотношение субстанций и соподчинение уровней бытия, сохраняя некоторую зависимость от схоластической Онтологии. Однако, обоснованием систем рационалистов является уже не Онтология, а гносеология.

У философов-эмпириков онтологические проблемы отходят на второй план (напр., у Юма Онтология как самостоятельная доктрина вообще отсутствует) и, как правило, решение их не сводится к систематическому единству.

Поворотным пунктом в истории Онтологии явилась «критическая философия» Канта, противопоставившая «догматизму» старой Онтологии новое понимание объективности как результата оформления чувств, материала категориальным аппаратом познающего субъекта. По Канту, вопрос о бытии самом по себе не имеет смысла вне сферы действительного или возможного опыта. Предшествующая Онтология толкуется Кантом как гипостазирование понятий чистого рассудка.

Фихте, Шеллинг и Гегель вернулись к докантовской рационалистической традиции построения Онтологии на основе гносеологии: в их системах бытие является закономерным этапом развития мышления, т. е. моментом, когда мышление выявляет своё тождество с бытием.

Однако характер отождествления бытия и мысли (и соответственно Онтологии и гносеологии) в их философии, делающей содержательной основой единства структуру субъекта познания, был обусловлен кантовским открытием активности субъекта.

Именно поэтому Онтология немецкого классического идеализма принципиально отличается от Онтологии нового времени: строение бытия постигается не в статичном созерцании, а в его историческом и логическом порождении; онтологическая истина понимается не как состояние, а как процесс.

Для западно-европейской философии 19 в. характерно резкое падение интереса к Онтологии как самостоятельной философской дисциплине и критическое отношение к онтологизму предшествующей философии. С одной стороны, достижения естественных наук послужили основой для попыток нефилософского синтетического описания единства мира и позитивистской критики Онтологии.

С другой стороны, философия жизни пыталась свести Онтологию (вместе с её источником — рационалистическим методом) к побочному прагматическому продукту развития иррационального первоначала («воли» у Шопенгауэра и Ницше). Неокантианство и близкие к нему направления развивали гносеологическое понимание природы Онтологии, намеченное ещё в классической немецкой философии.

К концу 19 — началу 20 вв. на смену психологической и гносеологической трактовкам Онтологии приходят направления, ориентирующиеся на пересмотр достижений предшествующей западно-европейской философии и возврат к онтологизму.

В феноменологии Гуссерля разрабатываются пути перехода от «чистого сознания» к структуре бытия, к полаганию мира без субъективных гносеологических привнесений. Н.

Читайте также:  Прошедшим или прошедшем как правильно?

Гартман в своей Онтологии стремится преодолеть традиционный разрыв абстрактного царства онтологических сущностей и действительного бытия, рассматривая различные миры — человеческий, вещественный и духовный — как автономные слои реальности, по отношению к которым познание выступает не определяющим, а вторичным началом.

Неотомизм возрождает и систематизирует Онтологию средневековой схоластики (прежде всего Фомы Аквинского). Различные варианты экзистенциализма, пытаясь преодолеть психологизм в трактовке природы человека, описывают структуру человеческого переживаний как характеристики самого бытия.

Хайдеггер в своей «фундаментальной Онтологии» вычленяет при помощи анализа наличного человеческого бытия «чистую субъективность» и стремится освободить её от «неподлинных» форм существования. При этом бытие понимается как трансценденция, не тождественная своим опредмеченным проявлениям, т. е. сущему.

В современной буржуазной философии подобным тенденциям противостоит неопозитивизм, рассматривающий все попытки возрождения Онтологии как рецидивы заблуждений философии и теологии прошлого. С точки зрения неопозитивизма все антиномии и проблемы Онтологии решаются в рамках науки или устраняются путём логического анализа языка.

Марксистско-ленинская философия на основе теории отражения и раскрытия диалектики субъекта и объекта в процессе практической деятельности человека преодолела характерное для домарксистской и современной западной философии противопоставление Онтологии и гносеологии, учения о бытии и теории познания. Фундаментальный принцип диалектического материализма — совпадение диалектики, логики и теории познания: материалистическая диалектика как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления тождественна теории познания и логике. Законы мышления и законы бытия совпадают по своему содержанию: диалектика понятий является отражением диалектического движения действительного мира. Категории материалистической диалектики имеют онтологическое содержание и одновременно выполняют гносеологические функции: отражая объективный мир, они служат ступеньками его познания.

Современное научное познание, для которого характерен высокий уровень абстрактности, порождает ряд онтологических проблем, связанных с адекватной интерпретацией теоретических понятий и обоснованием теоретического фундамента новых направлений и методологических подходов (напр., квантовая механика, космология, кибернетика, системный подход).

Источник: http://www.SoleCity.ru/slovar/ontology

Онтология как раздел философии

Философия (определение, предмет изучения, происхождение)

Философия – это любовь к мудрости (с греч. филео – люблю, София — мудрость).

Философия – это совокупность знаний о мире и месте человека в нём, об отношениях между человеком и миром.

Философия – это наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняется как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека (т.е. процесс познания).

Предмет философии – это проблема, связанная с историей развития самой философии и определение предмета философии зависит от ряда различных факторов, например таких как: определенная позиция автора; социально-политические условия.

Взгляды на предмет философии:

1) Наука о наиболее общих законах мироздания (о мире как целом)

2) Познание, свободное от догм, но не достигшее научной точности

3) Изучение не мира самого по себе, а отношения человека и мира

Формы мировоззрения — это такая система взглядов, которая органически включается в жизнь человек, в нормы его мышления и поступков.

1) Мифологическое мировоззрение – это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным.

2) Религиозное мировоззрение, в отличии от мифологического делит действительность на два мира: сверхъестественный и естественный, разделяет знание и веру, утверждает первенство сверхъестественного, духовного начала над естественным бытием.

3) Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество и человека.

Философия в отличие от других наук, религии, искусства не ограничивается одним предметом и сферой деятельности и пытается охватить весь мир.

Философию можно определить как специфическую форму, которая пытается различными способами охватить, описать и понять в наиболее общих чертах мирозданье и человека.

Структура философии (основные разделы)

Структура философии: философская антропология; социальная философия; эстетика; логика; онтология; гносеология; этика; история философии; аксиология; философия и методология науки; философия права; философия культуры; философия истории.

Основные разделы философии: онтология (метафизика) — учение о бытии; гносеология (эпистемология) – учение о знании; этика (аксиология) – учение о благе и ценностях.

1) Онтология — раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; иногда отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как её основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия.

Метафизика — философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия; иногда употребляется как синоним слова «философия» или сближается с понятием «онтология».

2) Гносеология — теория познания, раздел философии, изучающий природу и возможности знания, его предпосылки, средства, и условия достоверности.

Эпистемология — теория познания; синоним слова «гносеология», употребляемый в английском и французском языках.

3) Этика — раздел философии, изучающий мораль как сферу высших ценностей и долженствования и нравственность как сторону жизнедеятельности человека и форму общественного сознания.

Аксиология — учение о ценности, философская дисциплина, изучающая характеристики, структуру и иерархии ценностного мира, его онтологический статус и способы познания, природу и специфику ценностных суждений.

3. Функции философии:

1) Мировоззренческая – рационально-теоретический способ ориентации в мире как следствие обобщения, интеграции всех видов человеческой практики и культуры.

2) Гносеологическая — оценка принципиальных возможностей познания разработка учения о характере и закономерностях познавательного процесса.

3) Методологическая — разработка теории поисковой деятельности, ее принципов, способов, норм.

4) Социальная — гармонизация общественных отношений на гуманитарных основаниях.

5) Аксиологическая – утверждение социально-удостоверенных ценностей, стандартов, идеалов, регламентирующих многообразие общественных и личных отношений.

6) Гуманистическая – сверхзадача философии – показать «каким» надо быть, чтобы быть человеком (И.Кант).

Основные функции:

1) Мировоззренческая – выработка средств мировоззренческой ориентации человека; выработка системы взглядов на объективный мир, и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

2) Методологическая — выработка системы принципов и

способов теоретической и практической деятельности; выработка методологических принципов исследования в области частных наук.

Онтология как раздел философии

Онтология — раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; иногда отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как её основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия.

Метафизика — философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия; иногда употребляется как синоним слова «философия» или сближается с понятием «онтология».

Бытие – это философская категория, в которой фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и его самого со своим сознанием.

История понятия «бытие»:

1) Древняя Индия — впервые понятие «бытие» (сат) в сопоставлении с понятием «небытие» (асат) упоминается в древнеиндийском философском тракте «Ригведа».

2) Древний Китай — в древнекитайской философии сторонники учения об инь и янь выдвинули положение о пяти первоэлементах мироздания: это – металл, дерево, огонь, вода и земля.

3) Древние славяне — В «Велесовой книге», бытие представлено тремя субстанциями. Это – Явь, т.е.

мир видимый, материальный, или реальный мир, Навь – мир нематериальный, или потусторонний мир мертвецов, и Правь – истина и закон Сварога, которые управляют всем миром.

После смерти человека его душа покидает Явь и попадает в Навь. Там она странствует до тех пор, пока не достигает Ирия, или Рая, где живут Сварог, сварожичи и предки руссов.

4) Древняя Греция — у древних греков термин «бытие» использовался в практике элейской школы. Парменид доказывал, что бытие непрерывно, однородно и неподвижно, оно не содержит в себе никакого небытия и воспринимается только мыслью. Этим самым Парменид подчеркивал постоянную текучесть чувственного мира, его неустойчивость и невозможность познания вечно ускользающих моментов бытия.

5) Средние века — слово «библия» — древнегреческого происхождения. На языке древних греков «библос» означало — «книги». В наше время мы называем этим словом одну определенную книгу, состоящую из нескольких десятков отдельных религиозных произведений. Внешне Библия представляет собой книгу, объемлющую свыше тысячи страниц. Она состоит из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет.

6) Немецкая классическая философия — Гегель понимал бытие как «…исчезающее бытие», что происходило в «небытие», переходит в «бытие», а из «бытия» в «небытие», в результате чего все в мире является становлением. Но становление это уже более богатая категория, характеризующая бытие, и последнее является предпосылкой становления.

Выводы: бытие — это философская категория; история бытия продолжительна; бытие существует физически и психически; бытие человека уникально, неповторимо; бытие – это чистая мысль.

Онтологические направления:

1) Материализм — направление в философии, признающее первичность материи и, считающее сознание свойством материи, т.е. вторичным по отношению к ней.

Формы материализма: наивный (созерцательный) (представители: Фалес, Гераклит, Демокрит, Эпикур и Лукрецкий Кар), метафизический (представители: Ф.Бэкон, Б.Спиноза, Д.Локк, П.Гольбах, М.Ломоносов, Л.Фейербах), диалектический (представители: К.Маркс, Ф.Энгельс, И.Дицген, Г.Плеханов, В.Ленин).

2) Идеализм — направление в философии, исходящее из первичности духа, идеи, сознания, вторичности материи, природы, бытия.

Формы идеализма: объективный — принимают за первичное

некую идею вообще, безликий разум, который они называют «абсолютной идеей», «мировой волей» (представители: Платон, Лейбниц, Гегель, Шеллинг), субъективный — принимают сознание субъекта, чувствующего и мыслящего «Я», а затем уже из человеческого сознания выводят природу и на этом основании так или иначе отрицают существование предметов реального мира и объективный характер законов его развития (представители: Беркли, Юм, Фихте, Мах, Авенариус).

3) Дуализм — берет на себя двойные (гетерогенные) обязательства о природе существования, как она относится к духу (сознанию) и материи.

Типы: субстанциальный дуализм утверждает, что сознания и материя (тело) — принципиально различные субстанции с независимым существованием; пропетивный дуализм предполагает, что онтологическое различие заключается в различиях между свойствами сознания и материи; предикатный дуализм заявляет о несводимости ментальных предикатов к физическим предикатам.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/6033.html

Ссылка на основную публикацию