Хлеб-соль или хлеб соль как правильно?

Откуда пошла традиция встречать хлебом с солью

Чем один народ отличается от другого? Своими уникальными традициями и обычаями, которые сложились на протяжении веков и бережно передаются из поколения в поколение.

Они предписывают человеку, как вести себя в разных ситуациях.

Например, семейный и бытовой уклад жизни пропитан обычаями — как разговаривать с женой и детьми, как вести себя на улице при встрече с пожилыми людьми, как встречать гостей.

Русский народ всегда отличался гостеприимством и радушием. Отношение к гостю на Руси было особенным. Гостей, даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться.

А если гостю понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома и о Руси распространится по всему свету. Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить дорогого гостя, ему выставлялись лучшие блюда.

До наших дней дошли поговорки «Что есть в печи, все на стол мечи», «Хоть не богат, но гостям рад», «Гостю щей не жалей, погуще налей».

Если же о предстоящей встрече гостей было известно заранее, то готовиться начинали за несколько дней. Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью.

Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник), выносила к гостям хозяйка дома или женщина, руками которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Кроме того, он символизировал божье благословение.

Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега». Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Впрочем, и гости могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину и желая ему процветания и достатка.

Если в доме принимали гостей, трапеза начиналась и шла по определенному сценарию. Стол, который буквально ломился от разнообразных блюд, располагался в «красном углу» рядом с приделанными к стене неподвижными лавками. Существовало поверье, что сидящие на этих лавках пользуются особым покровительством святых.

По традиции в начале трапезы появлялась хозяйка дома, одетая в свой лучший наряд. Она приветствовала гостей земным поклоном. Гости кланялись в ответ и по предложению хозяина подходили поцеловать ее. Согласно укоренившемуся обычаю, каждому гостю вручалась при этом чарка водки.

После «целовального обряда» хозяйка направлялась к специальному женскому столу, что и служило сигналом о начале трапезы. Хозяин отрезал каждому гостю ломоть хлеба и посыпал его солью.

Отношение к хлебу было особенно трепетным, он считался основой благополучия, был связан в сознании народа с долгим и тяжелым трудом.

Соль по тем временам была очень дорогим продуктом, который использовался лишь в особых случаях. Даже в царском доме солонки располагались ближе к самому царю и наиболее важным гостям. К тому же считалось, что соль отгоняет злых духов.

Поэтому преподнести хлеб-соль означало поделиться с гостем самым дорогим, выразить свое уважение и одновременно пожелать благополучия и добра.

Отказавшись разделить с хозяевами дома «хлеб да соль», можно было нанести им несмываемую обиду. Во время трапезы было принято усиленно потчевать гостей. И если гости ели мало, хозяева уговаривали их отведать то или иное блюдо, преклоняя колени.

Наш народ по-прежнему открыт, гостеприимен, радушен. И традиция встречать дорогих гостей не только приветственным словом, но и хлебом-солью сохранилась и в наши дни. К примеру, в день свадьбы мать жениха преподносит молодым свадебный каравай — символ чистых мыслей и добрых намерений.

Это означает, что родители принимают в семью молодую жену, с которой теперь предстоит жить рядом и делить все беды и радости.

Конечно, в чистом виде церемония чаще используется на официальных встречах или в праздничные, торжественные моменты.

Например, праздничным караваем встречают жители города дорогих гостей.

Распечатать<\p>

Откуда пошла традиция встречать хлебом с солью

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-826319-otkuda-poshla-tradiciya-vstrechat-hlebom-s-solyu

Откуда пошла традиция встречать хлебом с солью

Повсеместно по сей день почётных гостей встречают хлебом с солью. Сочетание хлеба с солью было всегда очень ёмким символом.

Когда и где появилась традиция

То, что хлеб выражает пожелание благополучия и богатства, пожалуй, для всех ожидаемо. В народном мировоззрении хлеб и все хлебные растения исконно наделялись святостью. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением.

У восточных и западных славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом.

Молодых благословляли иконой и хлебом, при заключении договоренности о свадьбе руки молодых клали на хлеб.

Было немало и примет, связанных с хлебом. Например, нельзя доедать хлеб за другим, потому что тогда заберешь от него всю силу и счастье. По этой же причине нельзя есть хлеб за спиной другого человека.

Верили, что того, кто дает за столом кусок хлеба собаке, ожидает бедность. Тот, кто оставил кусок хлеба на столе, похудеет – хлеб будет его есть или гоняться за ним на том свете. Хлеб брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Обходили с хлебом горящее здание, чтобы остановить пожар.

Хлебом с солью благословляли молодых, встречали гостей и молодых по возвращении из церкви после венчания.

Отказываться от хлеба с солью считалось чрезвычайно неприличным. Сам факт такого угощения являлся знаком особенной приязни и доверия. Считалось, что если накормить хлебом с солью недруга, то он станет другом. Выражение «ты забыл мой хлеб да соль» считалось самым большим упреком неблагодарному человеку.

Само выражение «хлеб да соль», по народному убеждению, отгоняет злых духов. «Хлеб да соль», – говорят, входя в дом, застав хозяев за едой, желая им благополучия.

Источник:

Народные традиции. Хлеб-соль вашему дому

{lang: 'ru'}

Когда вы приходите в чужой дом и застаете хозяев за столом, то обязательно желаете им приятного аппетита, так ведь?

А в далекие времена на Руси говорили: хлеб да соль вашему дому.

И, должна сказать, смысл выражения в былые времена был намного полнее, чем наши с вами пожелания приятного аппетита.

Спросите почему?

Давайте вместе разберемся.

Все мы знаем народную традицию подавать молодоженам каравай с солью. Если вы думаете, что это делается для красоты или просто, чтоб народ повеселить, то вы ошибаетесь.

Этой традиции очень много лет. Хлебом-солью всегда встречали самых дорогих гостей на Руси. Если с хлебом все более-менее понятно, то возникает вопрос: а зачем соль? Почему нужно аккуратно отломить кусочек хлеба и, макнув его в соль, съесть? В чем тут скрывается потаенный смысл?

Оказывается, подношением хлеба-соли хозяева приветствовали дорогих гостей и желали им богатства (хлеб, как символ богатства) и отгоняли нечистых духов (соль, как символ чистоты души). С солью вообще связано очень много народных примет. Например, примета о рассыпанной соли.

Некоторые источники утверждают, что предложением попробовать соль, хозяева проверяли гостей, живые ли они люди, а не морок насланный.

Гости обязаны были принять дар хозяев, т. е. попробовать кусочек хлеба с солью. И только тогда между ними устанавливались дружеские отношения.

Если гость отказывался принять этот дар, в дом его не пускали, боялись занесенной нечести, дурных помыслов и злого глаза.

Поэтому самых гостеприимных хозяев до сих пор называют хлебосольными, т.е. умеющими не только радушно принять и вкусно покормить, но и подарить свет душевной беседой и сердечным теплом. Не зря существует выражение о пуде соли.

Теперь немного о свадебной традиции подавать молодоженам хлеб-соль.

А в былые времена, полагалось хлеб отламывать не спеша, степенно – хлеб требует уважения и внутренней уверенности в своих силах.

Так вот, отламывался кусочек, макался в соль и съедался.

После того, как каждый из молодых съедал кусочек хлеба с солью, жених брал в руки каравай, разламывал на две части. Одну оставлял себе, а вторую вручал невесте. И они шли по кругу и угощали приглашенных гостей.

Т.е. со всеми приглашенными заключался молчаливый хлебосольный договор о дружбе и поддержке.

О свадебной традиции кричать «Горько» вы, надеюсь, знаете.

Вот такая народная традиция хлебосольных людей. Давайте не будем о ней забывать.

Хлеб да соль вашему дому, дорогие мои!

Я всегда рада видеть вас  на страницах сайта «Хочу все знать»

Другие похожие статьи можно прочитать на страничке «Интересное».

Источник:

Откуда на Руси традиция встречать гостей с хлебом-солью

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.

«Без хлеба – смерть, без соли — смех»

Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, — обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация.

Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль.

Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.

Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», — самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.

Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой.

Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.

«Божий дар»

Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» — судьбу, счастье.

Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову.

Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб — это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.

В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.

В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя.

Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

«Без соли и стол кривой»

Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре.

Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо.

Точно такими же действиями и словами: «Это „левым», пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.

В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал».

Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем» ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»».

Читайте также:  Вразнос или в разнос как правильно?

Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.

Источник:

Русское гостеприимство — обычай «Хлеб да соль»

Этот древнейший обычай сохранился с незапамятных времен.

Источник: https://novpedkolledg2.ru/lajfhak/otkuda-poshla-traditsiya-vstrechat-hlebom-s-solyu.html

Обряд «хлеб-соль» на свадьбе

Обряд «хлеб-соль» — это традиция встречи родителями жениха молодоженов у себя дома караваем с солью.

Он уходит своими корнями в те далекие времена, когда после свадьбы молодая жена всегда переезжала на постоянное место жительства к мужу.

А так как тогда дома были большие и вместительные, то места там хватало всем: от мала до стара. Поэтому жили молодожены вместе со всей семьей жениха. Так было принято.

По традиции, после венчания новобрачные первым делом отправлялись к родителям жениха. И те встречали их хлебом-солью. То есть приветствовали у себя дома как новых жильцов.

В наши же дни все молодожены норовят побыстрее переселиться в свою собственную квартиру или дом. С родителями ни кто жить не хочет. И традиция встречать жениха с невестой дома хлебом-солью потеряла свою актуальность.

Поэтому сейчас многие молодые пары не посещают дом жениха и обряд «хлеб-соль» проводится непосредственно в ресторане перед началом свадебного банкета. И превратился он в «обычно встречание родителями у ресторана с караваем».

Мне кажется, что от этого что-то теряется в свадьбе. Хотя с другой стороны так удобнее.

Родителям жениха не нужно срываться со свадебной прогулки, и мчаться домой, чтобы успеть приготовиться к встречи молодоженов у себя дома хлебом-солью, а всей свадебной процессии фуршетом.

Тогда они смогут сэкономить деньги на фуршете и подарить больше на свадьбу. А в ресторане этот обряд проведет профессиональный тамада. И это придаст всему действу намного больший эффект.

Для проведения обряда «хлеб-соль» родителям жениха необходимо позаботиться о  заказе специального каравая. Готов он должен быть за день до свадьбы. Чтобы не волноваться в последний момент.

Также нужно приготовить еще и рушник. Это специальное расшитое орнаментом кухонное полотенце, на которое кладется каравай.

Так как обряд называется «хлеб-соль», то нам не обойтись и без соли. Поэтому нужно приобрести еще и небольшую открытую солонку, наполнить ее солью и поместить на вершину каравая. Там для этой цели имеется специальное углубление.

Когда молодожены подъезжают к дому жениха, то его родители выходят им на встречу. Обычно мать жениха держит в руках рушник, на котором размещен каравай, а отец жениха держит икону. Бывает и наоборот: отец держит каравай, а мать икону.

Родители благословляют молодоженов иконой и встречают их в своем доме хлебом-солью, то есть предлагают им откусить от каравая по куску хлеба и обмакнуть его солью. По поверью, кто откусит больший кусок, тот и будет в доме хозяином. При этом руки использовать нельзя.

Бывает, что главенство в семье проверяется и другим способом. Берутся две тарелки, кладутся на землю, и накрываются покрывалом. Далее жених и невеста бьют ногой каждый по своей тарелке. У кого тарелка разобьется на большее количество осколков, тот и будет руководить в семье.

По одной из примет каравай, после того, как от него откусили молодожены, мать жениха не должна ни кому давать трогать. Его следует завернуть, и спрятать. А после свадьбы отнести в церковь и оставить там на столе для пожертвований. Тогда в молодой семье будет лад.

Но если вы в приметы не верите, то с караваем можно провести еще одно испытание: жених и невеста разламывают каравай пополам и бегут каждый со своей половинкой угощать гостей. Тот из молодоженов, кто справится с заданием быстрее, будет кормильцем в семье.

Далее родители жениха приглашают молодоженов вместе с гостями в дом. При этом часто жених заносит невесту в дом на руках. Это в старые времена делалось от сглаза. Ну а сейчас традиция такая осталась.

В этот момент иногда проводится повторное, после ЗАГС, обсыпание молодоженов монетами и конфетами. Смысл этого действа здесь такой: чтобы дом, в который входят молодожены, был богат, а жилось им там сладостно.

Правда бывает, что достается и гостям. Недавно мы были на свадьбе в деревне. Так там мать жениха так усердно разбрасывала деньги и сладости, что среди гостей оказалось несколько пострадавших. Я и сам в последний момент успел поймать монету, летящую на большой скорости точно мне в глаз.

В доме родителей жениха, как правило, проводится небольшой фуршет, так сказать генеральная репетиция перед свадебным банкетом, на котором гости, в который уже раз, поздравляют молодоженов и произносят всякого рода напутственные речи.

Естественно, фуршет как и на выкупе должен быть небольшим. Закуски составляются только из бутербродов и подобных им вещей. Вряд ли кто то в этот момент станет есть салаты. Тем более, что впереди свадебный банкет.

Ну, а если вы все же решите приготовить салат, то не забудьте подготовить и ложки. А то ведь как бывает: салаты есть, а ложек нет. Кушайте гости дорогие. Ни в чем себе не отказывайте.

После фуршета можно устроить небольшой отдых перед долгим свадебным вечером. Ну, а потом в путь …

Cвадебный портал Суперсемья.ру

Источник: http://www.superfamily.ru/traditions/wedding-bread.html

Хлеб Соль

А вы знаете, что соль иногда способна ускорить брожение? Я, когда прочла об этом, была удивлена, ведь принято считать, что соль замедляет брожение теста.

Если ее добавить много (более 5% к массе муки), то это будет очевидно — тесто не двинется с места. А вот, если внести куда менее заметное количество (до 0,5% к массе всего теста/опары), то оно созреет быстрее, чем вообще без соли.

Когда пекари заметили этот фокус, они стали применять его на производстве при выбраживании опар.

Вместе с тем, соль оказывает значительное влияние и на другие свойства теста  Она связывает воду, это значит, что, попадая в тесто, она делает его более упругим и подтянутым, менее липким, и позволяет внести в тесто дополнительную воду (соль может связать до 5% свободной воды). Благодаря этому готовый хлеб имеет больший объем и, кстати, дольше не черствеет, опять-таки, потому что соль препятствует удалению влаги из хлеба, то есть высыханию.

Кроме этого, соль влияет на клейковину, она укрепляет ее, одновременно ограничивая набухание. Как известно, основные белки, из которых состоит пшеничная клейковина — это глютеин и  глиадин.

Первый делает тесто упругим, резиновым, второй — податливым, липким, растяжимым. Вместе  они наделяют пшеничное тесто уникальными способностями растягиваться и держать форму, удерживать воздух, быть пышным и пористым.

Так вот соль снижает способность «липкого» глиадина растворяться в воде, благодаря чему даже тесто с большим количеством воды может оставаться упругим и нелипким, когда как тесто средней консистенции БЕЗ соли может нещадно липнуть к рукам.

  Особенно это касается слабой муки, которая в основном продается в магазинах и чаще всего используется для выпечки домашнего хлеба (белка в ней 10,6% — это стандартное значение).

Подводя итог, скажу, соль укрепляет «каркас» теста, позволяя ему сохранять форму во время расстойки и максимально надуваться во время выпечки.

А вот хлебное тесто без соли имеет ослабленную клейковину, оно с легкостью оседает, теряет воздушность, быстрее бродит и перезревает, расплывается в духовке, поэтому хлеб получается менее пышным.

Корка хлеба без соли  бледная, поскольку во время брожения дрожжи съедают все сахара и в итоге их не хватает на подрумянивание корочки во время выпечки.

Я заметила, как замечательно соль влияет на тесто, во время замеса пшеничного хлеба.

Речь идет о тесте влажнстью около 65%, не очень крутом и не очень влажном, которое в хлебопечке должно крутиться колобком, не размазываясь и не оставляя следов. Если в начале замеса не добавить соль, смотрите, как будет вести себя тесто (это в середине замеса).

Оно размазывается, цепляется за стенки, о «колобке» нет и речи. А вот смотрите, за 10 минут до конца замеса добавила соль.

Через одну-две минуты тесто идеальное! Совершенно нелипкое, упругое, нигде не мажется и не цепляется. Обратите внимание, никакой дополнительной муки я не добавляла, только положенную по рецепту соль. Такое тесто можно достать из ведерка одним движением, подхватив и потянув, оно само себя подтянет и соберется, не оставив и следа в ведерке. А вот готовый результат — небольшие багеты.

Для чистоты  эксперимента испекла хлеб по этому же рецепту, только без соли, одной буханкой. Тесто во время замеса размазывалось мешалкой и пачкало стенки ведерка. Просто так достать его у меня не получилось, пришлось буквально выковыривать, потому что оно ужасно липло. Смотрите на мои руки и на то, сколько теста прилипло к стенкам и дну.

Несмотря на 20 минут замеса в хлебопечке, тесто осталось липким, с таким очень трудно работать. В учебниках пишут, что такое происходит с тестом из слабой муки, без соли оно совсем «расклеивается» и пачкает все, к чему прикосается.

Это связано с воздействием на белок фермента муки протеазы, которая без присутствия соли в тесте в ускоренном темпе разлагает белок (этот процесс называется протеолиз или ферментативное разложение белка), из-за чего тесто разжижается и липнет.

Соль в определенной степени нивелирует воздействие этого фермента, не позволяя белку излишне набухать, а тесту терять упругость и форму.

А вот готовый «безсолевой» хлеб.

Расплылся, разъехался, чуть ли не в лепешку превратился. Надрезов, кстати, я не делала, это он сам. Поры красивые, но характерные, по ним сразу можно определить, что клейковина была ослабленной.

Эти поры очень похожи на те, которые получаются у хлеба на фруктовых дрожжах.

У него тоже свои истории с клейковиной и воздействием на нее фруктовых кислот и ферментов, из-за чего она начинает разрушаться, а поры имеют такую характерную форму.

По вкусу хлеб без соли, честно скажу, не вкусный, пресный, плоский, не хлебный, чего-то явно не хватает, и не просто соли, а аромата, вкуса, букета. Поэтому, если нет острой необходимости (к примеру, есть люди, которым нельзя употреблять соль по состоянию здоровья), хлеб без соли лучше не печь.

Сколько же соли добавлять, чтобы было и тесту хорошо, и человеку вкусно? Профессиональные пекари советуют на каждый 100 гр. муки брать не менее 1 и не более 3 гр.

соли, в процентах это от 1,3 до 2,5% к весу муки в рецепте.

А что же будет, если соли положить в тесто больше? Зта иллюстрацию из книги Льва Ауэрмана «Технология хлебопекарного производства» хорошо демонстрирует, что будет.

Посмотрите, слева хлеб, выпеченынй без соли. Во время расстойки и выпечки тесто растеклось, заготовка стала плоской, больше напоминающей лепешку. Средний вариант — хлеб с  закладкой соли 1,5%. Пышный, в меру высокий, хорошей формы.

Справа хлеб с 3% соли, видно, что его объем меньше, кажется, его корку разорвало во время выпечки, потому что тесто не имело нужной степени эластичности и растяжимости из-за высокого содержания соли. Тем не менее, в мире существует много разного хлеба и очень соленого в том числе.

  В рецепте соленых сортов предусмотрено отсроченное или постепенное внесение соли: часть вносится вместе с опарой, часть в конце замеса или в процессе ферментации, когда тесто достигло нужной консистенции и свойств.

Тут у меня наступило небольшое прозрение. Если помните, я как-то пыталась печь хлеб-берет по рецепту Сергея registrr. Там в рецепте на 500 муки идет 14 гр. соли, плюс соль из fermented dough, а это почти 3%.

Читайте также:  Шпаклевка или шпатлевка как правильно?

Я попробовала испечь и мне такой хлеб показался очень соленым, поэтому в своих попытках я уменьшала соль до 10 гр. и имела определенные проблемы с замесом теста, формовкой, раскрытием надрезов.

Если загляните в блог Сергея и посмотрите его хлеб по швейцарским рецептам, то увидите, что для швейцарского хлеба это характерная особенность —  влажное  тесто в повышенным содержанием соли.

Сейчас я понимаю, что это, по сути, такой прием: чтобы сделать влажное тесто «на грани растекания» упругим и удобным в работе, к нему нужно добавить чуть больше соли. Конечно, это кроме того, что влажное тесто нужно почаще складывать (не менее 3 раз за брожение) и в идеале обеспечить холодную расстойку или брожение (то есть в холодильнике).

А когда же стоит добавлять соль в тесто? Для меня этот вопрос был самым заковыристым.

Я часто встречала рекомендацию добавлять соль именно в конце замеса и, особе не задумываясь, добавляла в конце, когда тесто уже, по сути, было хорошо вымешано, а за 3-5 минут соль успевала полностью разойтись, чтобы не хрустеть на зубах.

О том, почему и зачем я так делаю (а не добавляю соль, к примеру, в начале замеса), я задумалась только после того, как заметила, что происходит с тестом после добавления соли (смотрите фото выше в процессе замеса до добавления соли и после).

Если она творит такие чудеса, почему не добавить ее в самом начале? В общем-то, думая о причинах, я вот что предполагала: соль делает тесто более упругим и«сопротивляющимся» замесу, без соли тесто более эластичное, поэтому легче и быстрее достигает нужной степени развития клейковины.

Проще говоря, замес происходит быстрее. Оказывается, эта рекомендация была популярна на производствах и именно по этой причине. Там  «хлебное» расписание, скорость замеса и экономия энергии имели и имеют большое значение. Судите сами: тесто без соли вымешивается вдвое быстрее соленого теста, отсюда и рекомендация добавлять соль в конце замеса.

Вместе с тем, французский процессор Раймонд Калвель был категорически против отсроченного внесения соли в тесто, объясняя это тем, что, пока тесто отлеживается или замешивается без соли, протеаза в ускоренном темпе разлагает пшеничный белок, в результате чего хлеб теряет большую долю своего вкусо-ароматического потенциала. Это относится и к этапу аутолиза. Если отлежка короткая, не более 15 минут, соль можно добавлять и после аутолиза, но если 30-60 минут — до, непосредственно при перемешивании муки и воды. Если же вы имеете дело с рецептом очень соленого хлеба, как швейцарский, то соль можно вносить постепенно: немного с с опарой, немного во время аутолиза, чтобы не сильно ограничивать набухание клейковины, а часть в конце замеса — по аналогичным причинам. Теперь понятно, в чем соль 🙂

Расстоечный шкаф приобрести у нас

Источник: https://www.hlebomoli.ru/blog/hleb-sol-2

«Хлеб да Соль!» Дань традиции земли русской

У нас на сайте – новый конкурс!

Да какой!!! И приз заманчивый – Дальний Восток и Япония, и тема очень располагающая.

Кто из нас не сталкивался в путешествиях с традициями разных стран и народов!

Как в самых уже «традиционных направлениях» Турции и Египте, так и в экзотических Лапландиях и Гонудрасе есть чем удивить гостей из далеких земель.

Задумалась, о чем же написать рассказ? Что больше всего запомнилось из тех традиционных «заманиловок», которые показывают туристам?

Чему посвятить свою конкурсную историю?

Обычаям, танцам, нарядам или блюдам?

Что меня поразило и что наиболее запомнилось?

Ведь в моем багаже найдется немало интересного, но чтобы собрать это в единый «опус» придется повторяться и использовать давние фото.

Может, вспомнить о том, как в самом первом своем заграничном вояже в Турцию, узнала об обычае танцевать «танец живота» только с повязкой на бедрах? И мужчины и женщины подвязывают бедра платком (желательно со звонкими монетами) и только после этого начинают «трясти бедрами»?

И настолько захватывает вид этих звонких монеток, что самым памятным турецким сувениром считаю свою первую повязку за 15 долларов!!

Или рассказать о том, как танцуют греческий сиртаки в национальных костюмах? И непременно взявшись руками за плечи окружающих участников танца?

Или уж, если останавливаться на теме танцев, рассказать о том, как поразилась, впервые увидев египетских мужчин танцоров – юбочников? Что они вытворяют с ними, это надо видеть!!

Традиция этого танца уходит корнями в далекое прошлое, но туристам об этом не рассказывают, а просто показывают красочное шоу.

Или давайте затронем тему национальной и традиционной еды!

Ах, Франция : сыры, вино, круассаны и луковый суп. Самое традиционное из всего, что мне удалось попробовать. Да, вкусно и колоритно, и «французе» не придумать, но какой глубокий смысл в том, что можно попробовать эти национальные вкусности практически в любом ресторане или купить в магазинах?

Интереснее было рассказывать о венгерском гуляше. Густом супе, по традиции сваренном на открытом огне. Не всем туристам удается попробовать именно такую версию гуляша, а нам довелось, и вкус его – отменный, признаюсь.

Или бельгийское открытие в городе Брюгге. Мидии с луком и специями. Да, вот она какая, оказывается традиционная еда этого края. Никогда бы не подумала, а так оно и есть…

Любят мидии, и с гордостью угощают тех, кто не равнодушен к морепродуктам.

Или остановиться на теме традиционной одежды?

Вот, казалось бы, мы все знаем, по классическим фильмам, что французы носят черные беретки. А доводилось ли вам видеть жителей Франции в подобных головных уборах? Мне – да! Пожалуйста, скрипач с Монмартра, играющий вальс у стен собора Секре Кер.

Нет, про одежду писать – не то настроение… Мало ли, кто что носит в наши дни. Мужчин в кильте, например, можно встретить и на московских улицах.

Возможно, будет более занятным поделиться обычаями и ритуалами, в которых доводилось участвовать? Пусть даже и на туристическом уровне!

Например, «не забудется такое никогда» — жертвоприношение греческим богам Посейдону и Гелиосу, при переезде через мост Рио в Патрах. Накрапывал дождь, а нам предстоял еще не один час пути до города Дельфы. И чтобы задобрить богов, наш гид устроил для группы показательный обряд жертвоприношения.

Разлил заранее приготовленное домашнее вино каждому в стаканчик, и попросил часть выпить самим, а часть вылить в морские волны – задобрить богов и помолиться о хорошей погоде!

Через полчаса, когда мы благополучно переехали по самому длинному мосту Греции, в небе уже вовсю светило солнце!

А как мне понравился обычай на Западной Украине в честь Медового Спаса (14 августа). Он сохранился до наших дней во многих городах и селах: в честь праздника, называемого там Маковей, везде продаются специальные букетики, в которые обязательно добавлен сушеный мак. Его крупные, я бы даже сказала, огромные головки вызывают какое-то чувство удивления и восхищения.

Мак – Маковей!

Такие букетики несут освящать в церковь и потом хранят весь год, до следующего праздника. Они оберегают дом от злых духов и приносят благополучие хозяевам.

Можно вспомнить и свадебный ритуал, подсмотренный в одном из художественных салонов Минска.

На почве возрождения народных обычаев, у молодоженов стало популярным собственноручно лепить на гончарном круге «горшок счастья», и после того, как он будет готов, хранить его в семье – пока не разобьется, брак будет крепким! А наиболее «продвинутые в народность» белорусские пары женятся в национальных свадебных венцах. Помнится, тогда мне самой очень приглянулся сплетенный из золотистой соломы венец невесты. Ох, и красотища!

Время идет…Рассказ пишется, но того ли просит моя душа? Это ли те традиции, на которые сегодня хотелось обратить внимание? Стоит ли обращаться к далеким уже путешествиям? Может быть, вспомнить и рассказать о чем-то более близком и по расстоянию и по духу?

Как, помнится, радовался народ репортажу о русской Масленице в нашем городке. Да-да, сильны традиции и в таких современных городах, как Десногорск! Народные гулянья с лазаньем по столбу за призом, и сжигание чучела Масленицы поддерживаются во всей красе.

Но все-таки, главный акцент я решила сделать на древний обычай, с одной стороны – универсальный по применению, а с другой – имеющий отношение и к путешествиям. Точнее – к встрече путешественников-дорогих гостей!

Уже не раз получалось показать, что  интересное и необычное можно найти совсем рядом, в нашей сегодняшней современной жизни.

Все знают про обычай, называемый «Хлеб да соль»?

А доводилось в нем участвовать? Или самим каравай принимать, или его подносить?

Главной ассоциацией с «Хлебом-Солью» в наше время считается свадебный ритуал встречи жениха и невесты родителями на пороге родного дома или ресторана.

Приветствуют молодых, вынося на расшитом полотенце «Хлеб да соль», говоря слова напутствия и всяческие пожелания, протягивая пышный хлеб.

Тщательно выполняется ритуал: щепотку соли перебросить через плечо, отломить или откусить кусок хлеба. Да не забыть отметить – муж или жена «отхватили» большую краюху, кто в семье будет главный?

Святость этого обычая не теряется, не исчезает, ибо во все времена хлеб остается символом богатства и благополучия, а соль – служит оберегом от бед и несчастий молодой семьи.

Но и в свадебную традицию этот обычай пришел «вторично», а «первично» хлеб да соль подносили самым дорогим гостям. Гости могли быть как издалека, так и из близких мест, но всегда такое подношение означало, что человек был долгожданным, дорогим и уважаемым.

Процитирую некоторые сведения из общедоступных источников:

«С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть.

Этот обряд стал символом приобщения к основным жизненным ценностям встречающих его людей, это также означает, что он вступил с ними в дружеские отношения и готов съесть вместе с ними «пуд соли», т. е. разделить все их беды и заботы.

Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбление. Недаром говорится «от хлеба-соли и царь не отказывается».

По народным понятиям, самый большой упрек, который можно сделать неблагодарному, это сказать: «Ты забыл мой хлеб да соль». «Хлебосольством» и доныне называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении. В 16 веке русский государь во время обеда посылал гостям со своего стола хлеб и соль: хлебом он выражал свою милость, а солью — любовь.»

А теперь, вспомните, сколько важных лиц, приезжающих в Россию, встречают хлебом и солью? Можно смело сказать, что только самые почетные и высокопоставленные путешественники заслужили в наше время подобные приветствия.

Меня саму ни разу не встречали хлебом-солью по всем правилам, но участвовать в подобном торжестве доводилось. Причем я с удивлением узнала, что у нас на Смоленщине есть собственная традиция преподношения «Хлеба-соли».

Кроме красивой девушки, держащей вышитое поленце с дарами, встречать гостей выходит целый ансамбль.

Читайте также:  Вперёд или в перед как правильно?

Они исполняют старинную песню-приветствие Смоленского края:

Рады мы вас встретить, дорогие наши!

Доброе спасибо вам от сердца скажем.

На земле Смоленской мы вас величаем,

Доброго здоровья от души желаем!

Кланяемся низко, полюбить нас просим,

Как велит обычай: «Хлеб да Соль» подносим!

В тот день в Десногорске встречали новоиспеченного митрополита Смоленского Фиофилакта, наносившего визит в честь праздника Святой Пасхи. Для него подобное приветствие было настолько приятно, что он не удержался от комплимента в адрес нарядных «Сударушек»:

— На Смоленской земле очень красивые девушки! Яркие, аки яйца!

Оказалось, имел в виду пасхальные  крашеные яйца, главный символ тех ясных апрельских деньков.

После такого замечания, хлеб да соль вручали не просто с низким поклоном, а с самыми искренними улыбками и большим удовольствием!

О, мне не надоедает оставаться «Певцом земли русской», ибо согласитесь, такие случаи и обычаи заслуживают упоминания и почтения, и хотелось бы, что они оставались частью нашей жизни, данью традициям, исконно русским, прежде всего. Уделим в этом конкурсе внимание и Святой Руси!

И я почему-то уверена, что каждый иностранный турист был бы действительно счастлив, увидев своими глазами красочное преподношение «Хлеба и соли», и уж тем более был бы в восторге получить сам подобный каравай из рук улыбающейся русской красавицы.

Источник: http://www.TourBlogger.ru/blog/khleb-da-sol-dan-traditsii-zemli-russkoi.html

Встреча молодых хлебом солью

Как встречать молодых родителям жениха? Встреча молодоженов с караваем: традиции, обычаи

Свадьба – это праздник для двух молодых людей, которые решили соединить свои судьбы. В разные времена и в разных странах это торжество проходило и проходит со своими особенностями, в зависимости от традиций и обрядов, которые присутствуют в обществе.

В нашей стране особое место на свадьбе принадлежит родителям жениха, ведь именно они встречают молодоженов после церемонии бракосочетания. А вот как встречать молодых родителям жениха, каждая семья определяет самостоятельно, опираясь на свой жизненный опыт и существующие традиции.

Где и когда родители жениха должны встречать молодоженов?

В те времена, когда не существовало таких учреждений, как ЗАГС, обряд бракосочетания проводился в церкви. А после венчания родители жениха встречали молодоженов у себя в доме, поскольку было принято, что молодая семья будет проживать в доме мужа.

Сегодня же более распространенной стала встреча молодоженов после ЗАГСа. Связано это с тем, что далеко не все молодые пары венчаются, а иногда переносят церемонию бракосочетания в церкви на другой день. Встречают новобрачных по-прежнему родители жениха, точнее, главная роль в проведении данного мероприятия принадлежит свекрови.

Еще одним изменением, которое внесла в древний обычай современность, является то, что теперь родители встречают новобрачных на входе не в дом жениха, а в ресторан или любое другое заведение, где празднуется столь важное событие. Ведь ранее свадьбу всегда гуляли дома, а теперь все чаще предпочтение отдается ресторанам, поэтому ехать домой только для того, чтобы не нарушить древний обычай, не совсем разумно.

Какие существуют традиции встречи молодоженов родителями жениха?

Единственного мнения о том, как встречать молодых родителям жениха, не существует, поэтому каждый выбирает тот вариант, который больше по душе обеим
семьям и их близким родственникам. Главная цель данного мероприятия — принести в будущую жизнь новобрачных благополучие.

Одним из наиболее распространенных обычаев является встреча жениха и невесты с хлебом-солью. Некоторые родители предпочитают встречать своих детей с бокалами, наполненными вином.

Есть и такие люди, которые считают, что главным атрибутом свадьбы является свадебный каравай, и именно его должна держать в руках мать жениха при встрече молодоженов.

Верующие же родители предпочитают встречать молодых с иконами.

Неотъемлемой частью свадебного мероприятия под названием «встреча молодых» является обсыпание жениха и невесты зерном, конфетами, лепестками роз или конфетти. Проводит этот обряд свекровь, иногда к ней присоединяются гости.

Что необходимо подготовить родителям для встречи новобрачных?

Родителям жениха важно заранее подумать о том, какие обряды они будут проводить, встречая сына и невестку, и подготовить все необходимые для этого атрибуты. Причем делать это лучше заранее, чтобы в самый ответственный момент не оказалось, что чего-то не хватает под рукой.

Итак, в первую очередь подумайте, какими словами вы будете встречать своих детей. И если боитесь забыть свою речь, напишите ее на листке. Для проведения обрядов понадобятся иконы, хлеб-соль или каравай, два рушника – один под хлеб, а другой – под ноги молодым, два новых бокала, шампанское, а также зерно, конфеты или лепестки роз, которыми вы будете обсыпать новобрачных при входе в ресторан.

Как должны вести себя новобрачные во время их встречи родителями жениха

Молодожены, приблизившись к дому жениха или ко входу в ресторан, где их встречают родители, и ступив на простеленный для них рушник, первым делом должны три раза поклониться родителям и перекрестится (в случае встречи их иконой).

Далее, если их встречают караваем или хлебом-солью, отломить по кусочку от него и дать отведать друг другу. На этом этапе можно определить, кто будет главой в новой семье – это зависит от того, кто быстрее отломил кусочек хлеба или каравая. Если же супругам удалось это сделать одновременно, то можно быть уверенными в том, что в их доме будет гармония и порядок во всем.

После того как родители подадут молодоженам бокалы, наполненные шампанским, они должны их трижды ознаменовать крестным знанием, что обезопасит их от возможных неприятностей.

Далее жениху и невесте следует отпить по чуть-чуть шампанского из бокалов, а остальное вылить за спину, после чего разбить бокалы.

После проведения обряда встречи молодые могут смело направляться в зал для продолжения праздника.

Слова свекрови при встрече молодых

Согласно древним традициям, первые слова поздравления новобрачных с созданием ими новой семьи произносятся матерью жениха.

Какими именно будут первые слова свекрови на свадьбе, зависит от ее желания.

Кто-то предпочитает для этой цели учить стихи, кто-то готовит красивую речь в прозе, а кто-то произносит те слова, которые пришли в голову в момент встречи молодоженов, не готовясь заранее.

Как поступить, решать вам! Однако стоит отметить, что о том, что именно вы будете говорить при встрече жениха и невесты, лучше подумать заранее, дабы не оказаться перед молодыми и гостям в неудобном положении. Конечно, стихи учить, во-первых, не всем под силу, а во-вторых, из-за волнения можно легко забыть рифмованные строки. Поэтому лучше всего подготовить небольшую поздравительную речь в прозе.

Слова свекрови на свадьбе могут быть, например, следующими: «Дорогие наши дети! Хочу вас поздравить с заключением брака и пожелать, чтобы созданный вами союз был крепким и наполненным счастьем.

Оставайтесь такими же красивыми и счастливыми, как сегодня, долгие годы вашей семейной жизни!».

После первых слов обряд встречи молодых будет проходить в зависимости от выбранных родителями и молодоженами традиций.

Благословение молодых иконами

Все родители мечтают о том, чтобы брак их детей был крепким и долгим, поэтому наиболее волнующим моментом в проведении свадьбы является благословение. Верующие семьи для проведения этого обряда используют иконы.

Кроме того, что мама невесты благословляет ее дома самой старой иконой до того, как передать будущему мужу, а мать жениха благословляет сына перед выходом из дома, также проводится встреча молодых с иконой или двумя (в зависимости от традиций в конкретном населенном пункте) при входе в ресторан.

В большинстве случаев молодых у входа в ресторан встречают родители жениха с двумя иконами – свекровь держит икону Божьей Матери, а свекор — Иисуса Христа.

Где взять иконы для благословления новобрачных?

Где именно взять иконы для благословления, решают в каждой семье. Можно использовать те, с которыми венчались родители жениха или самые старые иконы в доме, которые, например, достались от мамы, а ей от ее мамы или бабушки.

Кроме того, можно купить новые иконы, к счастью, сегодня продаются даже специальные наборы их, предназначенные для благословения молодоженов во время свадьбы. После проведения обряда иконы ставят рядом с караваем, а по
завершению свадьбы новобрачные вносят их в свой дом в качестве оберега.

Встреча молодоженов хлебом-солью

Многие современные люди не знают, как встречать молодых родителям жениха с хлебом-солью, несмотря на то, что этот обряд является достаточно древним. Ведь он уходит своими корнями еще в те времена, когда новобрачные жили в доме мужа. Хлебом-солью свекровь приветствовала в своем доме невестку как нового жильца.

В наши дни этот обычай не имеет практического значения, поскольку большинство молодоженов после свадьбы селятся отдельно от родителей, но тем не менее многим людям он нравится, и у них есть полное право на именно такую встречу своих сына и невестки. «Встречаем молодых хлебом-солью…», – слова, которые говорит мама жениха на входе в дом или любое заведение, где будет праздноваться свадьба.

Важно не забыть, что хлеб кладется на вышитый рушник, а соль — сверху на хлеб. Ни в коем случае солонка не должна находиться рядом с хлебом, поскольку это символизирует бедность. Ну и, конечно, необходимо следить за тем, чтобы соль не рассыпалась, поскольку это сулит ссоры в молодой семье.

Встреча новобрачных с караваем и бокалами вина

В некоторых населенных пунктах есть обычай встречать молодоженов с караваем и наполненными шампанским бокалами. Однако до тех пор, пока не приходит время проведения этого обряда, мало кто задумывается, как встречать молодых родителям жениха с караваем и шампанским.

Итак, для этого необходимо подготовить серебряный поднос, новые бокалы, шампанское, два свадебных рушника и каравай. Мать жениха встречает молодых караваем, который обязательно должен лежать на рушнике. А отец в это время держит поднос с бокалами и шампанским, символизирующим сладость супружеской жизни.

Перед родителями стелется второй рушник, на который ступают молодожены, приближаясь к родителям. Рушник под ноги молодым стелется для того, чтобы их путь был таким же красивым, праздничным, светлым и чистым. Встреча молодоженов с караваем сулит им богатое и счастливое будущее.

Обсыпание молодых родителями жениха

После бракосочетания, встречи и благословения мать жениха может также провести обряд обсыпания. Нашими предками для этой цели использовалась смесь молодого зерна (рис, пшено, овес), монет и конфет. Такой «дождь» символизировал богатство, достаток и сладкую жизнь.

Сегодня не реже можно увидеть, как мать жениха встречает молодых и обсыпает их лепестками роз. Они символизируют красоту и вечную любовь, о которой, безусловно, мечтают все новобрачные. Еще более современные родители используют для осыпания невесты и жениха конфетти. Такой способ является не менее красивым, а вкладывают в этот обряд те же пожелания счастья и добра.

Какой бы способ вы не выбрали, важно не забыть о практической стороне этого обряда. Так, стоит иметь в виду, что в случае осыпания зерном, конфетами и монетами, лучше сыпать их под ноги, иначе радость от этого обычая может затмиться попаданием зерна в глаза или испорченной прической невесты.

Теперь вы знаете, как встречают молодых родители в разных населенных пунктах и семьях. Осталось только выбрать наиболее подходящие для вас обряды. Однако каким бы из них вы не отдали предпочтение, главное, чтобы они были проведены от всей души и нравились вашим детям. И тогда свадьба будет веселой и незабываемой!

Источник: http://myladyblog.ru/vstrecha-molodyh-hlebom-solju.html

Ссылка на основную публикацию